Камертон
Филипп Копачевский: «Начните новый год с классической музыки»
Первый концерт в наступившем году Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан проводит совместно с Санкт-Петербургским Домом музыки, с коим сотрудничает уже несколько лет. В четверг, 17 января, на сцене Государственного концертного зала «Башкортостан» (улица Ленина, 50) в рамках проекта «Музыкальная сборная России» прозвучат шедевры русской симфонической музыки – Вторая симфония Сергея Рахманинова и Второй фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского. За дирижерским пультом - заслуженный артист Башкортостана, главный дирижёр оркестра Раушан Якупов. Солировать будет известный российский пианист, лауреат международных конкурсов, солист Московской государственной академической филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки Филипп Копачевский.
Его концерты с успехом проходят в Европе, Америке и Японии, где по заказу международной телекомпании NHK Копачевский записал диск с фортепианными произведениями Шопена. К слову, пианист как постоянный участник проекта «Музыкальная сборная России» несколько раз бывал в Уфе, радуя горожан шедеврами классики. Фортепианный концерт Шумана, «Рапсодия на тему Паганини» и произведения Гершвина в его исполнении всякий раз вызывали восторг уфимских меломанов.
Несколько дней назад Филипп блистательно сыграл в Москве Первый фортепианный концерт Чайковского, после чего согласился рассказать о предстоящем визите в столицу Башкортостана.
- Филипп, Вы трижды были в Уфе и, судя по радушному приёму публики, можно сказать, что у Вас появился свой слушатель. Чем порадуете на сей раз?
- Еду со Вторым фортепианным концертом Чайковского, который очень люблю и считаю, что пианисты его незаслуженно редко исполняют. Произведение впечатляет масштабностью, глубиной, необычными фактурными решениями. Во второй части Andante есть интересный эпизод, своеобразный «камерный остров», когда роялю отвечают выразительные реплики концертмейстеров групп первых скрипок и виолончелей оркестра, создавая в трио красивейший образ. Очень люблю и это место, и всю вторую часть, в которой гений Чайковского раскрывается во всем своем многообразии.
- Когда Вы исполнили этот концерт впервые?
- В 2015 году в Москве на бенефисе, для которого его специально и выучил. Первый и Третий фортепианные концерты уже были в моём репертуаре. Тогда в один вечер в Концертном зале имени Сергея Васильевича Рахманинова, известном как «Филармония–2», я играл все фортепианные концерты Чайковского в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова. Совсем недавно в рамках российского тура исполнял этот концерт с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением народного артиста России Юрия Симонова. В марте буду играть его в Москве.
- Кого Вы считаете своим главным учителем и наставником?
- Очень благодарен всем своим педагогам – Кире Александровне Шашкиной, Эммануилу Александровичу Монасзону, Сергею Леонидовичу Доренскому, его ассистенту, профессору Павлу Тиграновичу Нерсесьяну, которые не просто учили меня играть так, как это видят и чувствуют они, а осмысливать произведение, самостоятельно искать музыкальные решения, стремиться к самосовершенствованию.
- Можете назвать любимую марку рояля?
- Есть несколько общепризнанных фирм.
У разных пианистов свои предпочтения, но для меня важнее не название, а возможность продемонстрировать на инструменте всю многообразную звуковую палитру. Замечательно, что во многих городах России, в том числе и в Уфе, появляется все больше и больше хороших роялей. Например, в столице Башкортостана, в концертном зале стоит рояль Stеinway, инструмент топ-класса. Дома я репетирую на небольшом рояле Yamaha. Эта известная во всём мире фирма в течение десяти лет безвозмездно предоставляла мне инструмент для занятий, что было серьезной поддержкой.
- Филипп, Вы много гастролируете и выступаете за рубежом. Есть ли, на Ваш взгляд, отличия между европейской и российской публикой?
- Никогда не сравниваю публику разных стран. Принимают везде хорошо, правда, по-разному. Например, в Южной Америке слушатели очень бурно выражают свою радость. В северных странах более сдержанны. Но лично для меня звенящая тишина после последнего аккорда значит гораздо больше, чем громкие овации.
- Что Вы пожелаете уфимским слушателям, которые собираются на концерт?
- Чаще приходить в концертный зал в наступившем году, слушать больше хорошей музыки. И тогда с каждым концертом мир классической музыки будет раскрываться новыми красками.
Эльмира ИЖБОЛДИНА.
15-01-2019 (0) Просмотров: 1 147 Номер: 106(13286) Версия для печати