Личное мнение
На светлых волнах реки смутного времени…
Большой резонанс вызвала в определенных кругах картина режиссера Булата Юсупова «Первая республика», предпремьерные показы и официальная премьера которой прошли в канун юбилея Башкортостана. Добавлю также, что фильм был снят благодаря субсидии Министерства культуры РБ, а в число его создателей помимо режиссера-постановщика вошли авторы сценария Тансулпан Бабичева и Гульсясяк Саламатова; оператор-постановщик Илья Пономаренко; художник-постановщик Рустам Баймухаметов; художник по костюмам Алия Байрамгулова; художник по гриму Олеся Никанорова; композитор Рустэм Сабитов (в фильме также использована музыка Газиза Альмухаметова); звукорежиссер Гульнара Саитова.
…Я уже достаточно давно посмотрела картину, но по сию пору не обнародовала своего мнения, хотя, не скрою, какие-то сцены в фильме меня взволновали, скажу больше – я была рада за многих актеров, особенно из числа тех, кто приехал на съемки из Стерлитамакского башкирского и Салаватского театров, поскольку в картине немало творческих удач и исполнителей есть с чем поздравить. Сидя в темноте Красного зала кинотеатра «Родина», я понимала, насколько сильно вложились в создание этой ленты члены творческой группы, недаром же в процессе беседы с залом Булат Юсупов подчеркнул: «Мы провели эти два года, словно на подводной лодке», давая собравшимся понять, что его команда, забыв обо всем, полностью погрузилась в съемочный процесс. Подобное радение, безуслово, вызвало уважение, но тем не менее не сподвигло меня на написание материала. И вот почему – камнем преткновения стал для меня сценарий, написанный теми, кто хотел в условные два часа экранного времени вместить все, что связано с рождением первой автономии в составе Страны Советов, с периодом небывалого всплеска развития науки и культуры молодой республики, страшного периода политических репрессий, под топор бросившего нарождающуюся интеллигенцию Башкирии… Ради правды документа создатели намеренно жертвовали художественной правдой, в каком-то смысле избегая метафоричности, быть может, напрашивающихся сравнений и аналогий. В общем, как и в фильме «Бабич», мне не хватало художественного пространства, поскольку от этой широты авторы отказались в пользу архивных сведений, коих перелопатить им пришлось великое множество, и в итоге уже не было сил отказаться от каких-либо деталей. Потому-то так трогает зрителей чуть ли не единственный, на мой взгляд, поэтический ход – сцена пикника, в процессе которого творческая интеллигенция Башкирии катается на лодках – все еще живы и светлые, казалось бы, такие ласковые воды реки времени еще не унесли в небытие этот день, исполненный абсолютного счастья… Погрузиться в эти воды с головой умудрился только журналист Касым Азнабаев (актер Роберт Елкибаев), от имени которого и ведется повествование, но вынырнул, точно так же, как и в период репрессий, вернувшись из лагерей и с поселений на родину и успев рассказать правду о своих друзьях.
…Скажу вам честно, нечто подобное я уже проходила, много лет назад оказавшись в Эстонии и прожив семь насыщенных дней в маленьком курортном городе Пярну. Меня вместе с несколькими дамами из нашей туристической группы расселили по квартирам, и, в отличие от своих товарок, мне выпала радость очень близко сойтись с хозяйкой нашего дома – одинокой сорокалетней женщиной по имени Марта. Вернувшись с работы рано, она внезапно обнаружила меня, простудившуюся и оставшуюся дома, в гостевой комнате с книжкой Юхана Смуула в руках. Первое, что ее поразило, так это то, что я читала «Ледовую книгу», а второе – то, что я, оказывается, приехала из Башкирии. Марта резко изменила свое отношение к «русской», напоила меня чаем с вареньем и стала каждый вечер вытаскивать на кухню – поговорить… Именно тогда я впервые столкнулась с подлинным ужасом представителя небольшого по количественному составу народа перед гигантской волной ассимиляции, которая мощным океанским языком слизнет с крохотного участка суши национальную самобытность небольшой этнической группы… Говорила со мной об этом Марта бесконечно, страх ее был не наигранным, а подлинным и не вызывал у меня желания подтрунивать… Она изливалась мне, полагая, что мои соплеменники точно так же дрожат от мысли об утрате способности к идентификации… Много позже, придя работать в газету, я не раз сталкивалась с такого рода чувствами людей, забывающих о том, какое огромное влияние российская культура оказала на развитие в их крае театра, литературы, профессиональной музыки, книжного дела…
Именно поэтому я всегда с большой осторожностью стараюсь судить о чем-то подобном, понимая, что Башкирский академический театр, также в нынешнем году отмечающий 100-летие, а его столпы – великие основатели – фигурируют среди героев фильма «Первая республика», тоже взрос на системе Станиславского и привит к великому древу русского профессионального театра… Достаточно сказать, что Макарим Магадеев, уничтоженный впоследствии жерновами репрессий, напитанный свежими идеями, вернулся в Башкирию из Москвы, вскормленный российской театральной школой…
Ценить свое, оплакивая тех, кто стоял у истоков новой жизни и был по ложным доносам пущен под нож, - сие, безусловно, важно. И я в процессе сеанса думала об этом, временами испытывая ужас от того, какие муки приняли молодые, талантливые, полные сил и планов люди – цвет нарождающейся интеллигенции, но ведь нельзя забывать и какие-то важные вещи – например, то, что роли зверей-энкавэдэшников в фильме играют в основе своей, за исключением, быть может, артиста БАТД Артура Кабирова, актеры русских театров республики… И вообще, ни одной хорошей роли для актера-русича в картине почему-то не нашлось… Я размышляла об этом, думая о ныне уже ушедшем от нас мэтре «Вечерки» Юрии Дерфеле, который писал стихи, блестяще знал башкирский язык и занимался литературными переводами… Так вот Юрия Федоровича высоко ценили все башкирские поэты, с которыми он сотрудничал, с уважением относясь к его профессиональным качествам и знаниям и, не стесняясь, учились у носителя русской культуры…
…Впрочем, в моих планах – еще раз сходить на фильм «Первая республика», который вышел в широкий прокат, и вернуться к разговору о нем.
Илюза КАПКАЕВА.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Фильм снимался 55 смен с мая 2018 по август 2018 года.
Съемки проходили в Башкортостане.
Интерьеры квартир, вокзал, площадь перед театром строились с нуля.
Для съемок фильма специально были изготовлены 5 лодок.
В съемках фильма приняли участие более 100 человек.
Костюмы для фильма были предоставлены театрами Республики Башкортостан.
Основой для сценария служили архивные фотографии и письменные документальные свидетельства.
В фильме задействованы автомобили ГАЗ-М1а и ЗИМ (ГАЗ-12).
22-03-2019 (0) Просмотров: 1 470 Номер: 21(13305) Версия для печати