$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Фестиваль

Три награды «Волги театральной»

доказали, что психологический театр жил, жив и будет жить!


С IV Межрегионального фестиваля «Волга театральная», который проходил в Самаре в последнюю декаду сентября, Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан привез три почетные награды. И дело даже не в количестве, а в качестве оных – три победы в номинациях «Лучший актерский ансамбль», «Лучшая работа молодого режиссера» и «Лучшая мужская роль»!
Но обо всем по порядку. Фестиваль – неделя настоящего театрального праздника! – завершался на следующий день после того, как ГАРДТ РБ с огромным успехом отыграл свой спектакль «Смерть Тарелкина».
Церемонию закрытия блистательно вел один из членов жюри – театральный критик, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной Премии РФ, лауреат премии имени Сергея Дягилева Сергей Коробков. Те, кто ходил в Уфе на нынешний Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, по достоинству смогли оценить высочайший уровень профессионализма Сергея Николаевича, его фантастическую эрудицию. Ведь он вел фестивальные вечера.
Несмотря на поздний час (финальный спектакль «Волги театральной» шел больше трех часов и представлял собой, увы, довольно суровое эстетическое испытание для публики), зал Самарского театра драмы был полон. Отдельной строки заслуживает удивительный волжский зритель – любящий театр, с готовностью и открытостью принимающий фестивальные проекты. Нельзя было не заметить, что весьма многочисленная группа поклонников Мельпомены из вечера в вечер перемещалась по театральным площадкам и посмотрела практически все спектакли фестивальной афиши.
А посему, когда объявили, что приз «За лучшую мужскую роль» вручается заслуженному артисту России, народному артисту Республики Башкортостан Александру Федеряеву (за создание образа Максима Кузьмича Варравина), и сам Александр Алексеевич поднялся за наградой на сцену, зрительный зал буквально взорвался аплодисментами. Главная актерская награда давно не доставалась ГАРДТ РБ, а потому было заметно, с каким внутренним волнением наш актер принимал знаменитую фестивальную статуэтку из рук председателя Самарского отделения Союза театральных деятелей, идейного вдохновителя фестиваля, лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска» Владимира Гальченко: «Большое спасибо, фестиваль! Большое спасибо, Самара! Вам, великолепный зритель! Вам, прекрасное жюри! И спасибо моему коллективу за эту работу!»
Награждение продолжалось, и каждого, кто выходил на сцену за заветной статуэткой, представляли так, что было понятно: жюри делило призы не по принципу «всем сестрам – по серьгам». О каждом были сказаны очень емкие, важные слова.
На некоторых фестивалях приз за «ансамблевость» считается едва ли не утешительным, но только не на этот раз:
«Объявления победителей в номинации «Лучший актерский ансамбль» ждут особо. Эта награда вручается всем, кто смотрит друг другу в глаза, слышит дыхание зрительного зала, создает волшебную магию спектакля, кто плечо к плечу поддерживает то «здание», которое создавалось силами постановочной команды и театральных цехов – актерам, которые выходят на сцену и работают как блестящий симфонический оркестр. И этот приз в нынешнем году уходит в Уфу!»
Это правда – спектакль в Самаре прозвучал прекрасно! И новая сцена, и фестивальный нерв, и доброе отношение зрителей, которые до отказа заполнили уютный зал театра СамАрт, любезно предоставившего свою площадку, сделали свое дело!..
Возвратимся к обсуждению, которое, напомним, проходило сразу после показа… Сказано было абсолютно о каждом актере. Высоко оценили критики работу Вячеслава Виноградова: «Удивительно в этой фарсовой стихии попадание в травестирование – он ни тот и ни другой, ни Тарелкин, ни Копылов. Ни на минуту нет выключения из этой маски, а за маской чувствуется невероятная боль человека».
Сергей Басов с его Расплюевым был назван настоящим буффоном, предельно точно существующим в самом сложном театральном жанре – трагическом фарсе.
Текст Сухово-Кобылина так точно попадает сегодня в нашу действительность, что ему совсем не нужно навязчивое осовременивание, граничащее порой с пошлостью и дурновкусием (увы, были на фестивале подобного рода постановки по классическим произведениям).
Потому приз «За лучшую работу молодого режиссера», которым наградили постановщика «Смерти Тарелкина» Антона Свита, был более чем заслуженным.
К слову, лучшим режиссером «Волги театральной-2019» был назван Александр Иванов, который буквально несколькими годами старше Антона. На сцене Арзамасского театра драмы он поставил пьесу Евгения Шварца «Тень», и его высказывание и по степени актуальности, и по стилистической выдержанности во многом перекликалось с нашим «Тарелкиным». Быть может, одной из причин тому стало полученное обоими победителями петербургское режиссерское образование. А еще – в это как-то особенно хочется верить! – желание и умение молодых постановщиков создавать не просто собственное высказывание, где господа лицедеи порой становятся ненужными «винтиками» машины-спектакля, но и стремление к «приращению смыслов», их выявлению через думающих, чувствующих и вызывающих сопереживание актеров?
Не случайно Гран-при фестиваля уже во второй раз получил театр «Мастеровые» из Набережных Челнов за спектакль Дениса Хусниярова «Варшавская мелодия», где не было ни единой фальшиво звучащей ноты, а от актеров невозможно было отвести взгляд, с такой степенью правды они существовали на сцене.
Кстати, недавно Денис Хуснияров выпустил в ГАРДТ РБ премьерный спектакль «Зыковы» по пьесе Максима Горького. Так что у вас, уважаемые читатели, есть возможность познакомиться с творчеством этого талантливого человека.
В каждом хорошем фестивале – как мир в капле воды – отражается наша современная действительность, театральные тенденции, перспективы. И судя по нынешней «Волге театральной», русский психологический театр будет жить, даже если кто-то в этом сомневается!
Елена ПОПОВА.
Фото автора.

Дата создание новости 4-10-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 637     Номер: 72(13356)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.