$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Театральная олимпиада

«Зулейха» продолжает свой путь по России


Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури вернулся из Санкт-Петербурга с Международной театральной олимпиады. 27 и 28 октября спектакль режиссера Айрата Абушахманова «Зулейха открывает глаза», поставленный по роману Гузели Яхиной (инсценировка Ярославы Пулинович), наш театр играл на сцене Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова.
«Зулейха шагает по стране»… Еще весной, когда выходил мой первый материал о поездках нашего спектакля, вечеркинцы дали такой заголовок публикации. Они верно подметили: наша «Зулейха» прокладывает новые маршруты на карте России – Ярославль, Москва, Казань, Оренбург, Грозный, Иркутск, а ныне – Северная Пальмира.
Из Уфы коллектив выехал в аэропорт 26 октября в четыре утра, у трапа самолета Ильдар Гумеров решил пошутить: «Скажите, пожалуйста, мы в этом самолете в Пулково попадем?» Стюардесса, видимо, оценив его юмор, улыбнулась и слегка кивнула артисту: конечно, попадете!.. В аэропорт Пулково мы прилетели рано утром.
Большим коллективом Башкирский академический театр в третий раз посещает культурную столицу России, в 1970-1980-е годы – с гастролями, а на сей раз он был приглашен на Олимпиаду, в рамках которой были представлены более 50 театральных постановок из 20 стран.
За эти два дня в легендарном Большом драматическом театре имени Георгия Товстоногова коллектив БАТД вновь убедился в том, что критики были правы, когда писали, что «спектакль не стыдно показать самому искушенному зрителю на любой площадке, любом фестивале и конкурсе, не сомневаясь в успехе. Есть в нем некая тайна, завораживающая мистика, над разгадкой которой зритель ломает голову и после спектакля. О том, что постановка затронула сердца и души, говорит волна обсуждений в соцсетях, публикации в разных СМИ, ранее не замеченных в пристрастии к искусству представителей Башкортостана…»
Первый день Олимпиады: спектакль начался, зал замер… В таком случае иногда думается – всё… На втором же акте стало ясно – зритель “вошел” в спектакль, публика уже была на одной волне с героями нашей постановки. После спектакля артисты делятся впечатлениями: “в первом ряду женщина все время закрывала лицо руками и плакала”, “слышали, кто-то после первого акта крикнул - браво?”, “…оказывается, взяли больше 500 наушников”…
Во второй день публика была более оживленной, о нашей “Зулейхе” уже пошла речь в театральных кругах Петербурга, в соцсетях и у кассиров настойчиво спрашивали лишний билетик. Все прошло великолепно – после спектакля зрители не хотели отпускать артистов со сцены, охрана и капельдинеры даже просили зрителей пройти к выходу.
А мы благодарили Большой драматический театр – за эти два дня он стал таким родным для нас: запомнится нам их Фанерный театр, отстроенный специально на столетие БДТ, с отдельными входом, гардеробом и ложей. А интерьеры театра можно рассмотреть в глазки, находясь внутри этих деревянных кубов.
Очень понравился и еще один проект Большого драматического - в честь 85-летия актера Олега Басилашвили стены и потолок променуара в БДТ на Фонтанке превратились в своеобраный рассказ о судьбе и профессии выдающегося актера, чья жизнь вот уже 60 лет связана с театром. Эти записи, похожие на отрывки из дневника - размышления и воспоминания Олега Валериановича о театре и кино, о любимых людях, о партнерах по сцене, о государстве и вообще о жизни. Мне так хотелось подписать у Басилашвили его книги, которые я купила. К сожалению, мэтр в эти дни в театре не появился.
Пока играли на знаменитой сцене, мы нашли и общее между нашими театрами: например, аббревиатура – БДТ можно прочитать как и Башкирский драматический театр. Обоим театрам – 100 лет. Но кажется, я ухожу в лирику… Вернемся же к спектаклю. Точнее – предлагаю вам отзывы петербургских зрителей, среди них есть и наш земляк, режиссер Искандер Сакаев.
Искандер Сакаев: “Конечно, восторг, интерес к спектаклю, любопытство к творческому подходу Айрата. Это очень сильная, очень серьезная, достойная работа. Очень жаль, что они не получили все “Маски”, какие можно было получить. Спектакль более чем достоин. Есть над чем думать, на что смотреть, что-то для себя открывать, есть с чем спорить – это очень хорошо. Театр, который не конфликтен, - не интересен”.
Алла Серафимовская: «Спектакль «Зулейха открывает глаза» представил нам Башкирский театр, играют артисты на башкирском языке, Должна отметить, что спектакль не случайно стал лауреатом "Золотой Маски". Режиссура, сценография и игра актеров великолепны!.. Вот это и есть тот самый театр!..»
Мария Карпова: «Мне обязательно надо рассказать вам об этом спектакле, но слова подобрать очень трудно. В рамках театральной Олимпиады-2019 на сцене БДТ имени Георгия Товстоногова мы посмотрели спектакль Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури (Уфа) - «Зулейха открывает глаза» по повести Гузель Яхиной. И это стало настоящим потрясением. И сама история очень глубокая, и передана она гениально. Режиссёру удалось найти удивительно точные визуальные образы. Мы в восторге, проплакали и первое, и второе действие. И до сих пор ещё под сильным впечатлением. Это то, что, как говорится, обязательно и к просмотру, и к прочтению. Браво актёрам и режиссеру Айрату Абушахманову!»
Ирина Улановская: “Башкирский драматический театр на сцене БДТ. Не попасть, переаншлаг. Мне повезло... Я увидела постановку, получившую Специальный приз жюри "Золотой Маски". Актеры играют на башкирском, слушала с наушниками. Считаю огромной удачей. Рекомендую всем».
Захир Бутаев: «…в спектакле рассказывается о том, как выживали ссыльные, брошенные в тайге без еды, тёплой одежды, крова. Это история о людях разных профессий, сословий, национальностей, конфессий, судеб, которым приходится совместно бороться за выживание. Мы взяли наушники, потому что спектакль шел на башкирском языке. Синхронный перевод не раздражал, был деликатен, мне эта деликатность очень понравилась. Зрители долго не отпускали артистов со сцены, держали аплодисментами. Огромное спасибо режиссёру, артистам и всем постановщикам спектакля!»
...Башкирский академический театр, который достойно представляет Башкортостан за пределами республики, стал узнаваемым среди других национальных театров России – все больше людей влюбляется в наших артистов, в башкирскую речь и в нашу республику. Имя главного режиссера театра Айрата Абушахманова стало стойко ассоциироваться с театральным искусством республики, за его творчеством следят с большим интересом и ждут его новых работ.
Петербуржцы аплодировали нашим артис
там стоя, а это, как предупредили нас заранее, бывает крайне редко. Артисты БАТД в течение нескольких минут купались в горячих аплодисментах, ибо еще один совет, который мы взяли на заметку, - «петербуржцы не любят, когда артисты на поклоне быстро убегают со сцены».
Во время этой поездки состоялась к тому же встреча главного редактора “Петербургского театрального журнала” Марины Дмитревской с главным режиссером БАТД Айратом Абушахмановым и главным художником Альбертом Нестеровым.
...Санкт-Петербург - особенный город, это город со своим характером, редкостной харизмой. Коллектив прилетел на Олимпиаду на день раньше – а это значит, что у нас была возможность пройтись по Северной Пальмире: удачно сложилась и культурная программа в культурной столице - Эрмитаж, Музей современного искусства, Исаакиевский собор, крейсер «Аврора»…
Санкт-Петербург – это город рек, вторая Венеция (93 реки и 100 водоемов). Конечно, в таком сказочном городе на воде без мостов не обойтись. Из источников знаем, что в Санкт-Петербурге около 800 мостов, из них сейчас только 12 разводных. В нашей памяти останутся радостные мгновенья прогулки к разводным мостам, которые уже стали своеобразным брендом Северной столицы. На Дворцовском мосту и в час ночи было многолюдно - ежегодно десятки тысяч туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться этим зрелищем.  Наша молодежь успела сходить и на «Камчатку» — народное название угольной котельной в Санкт-Петербурге, получившей известность благодаря тому, что в ней некогда работал кочегаром легендарный рок-музыкант Виктор Цой. А затем «Камчатка» стала местом паломничества его поклонников.
В последний день визита на Олимпиаду все дружно идем на набережную Невы, чтоб сделать групповые фотографии - на Дворцовой площади, возле Медного всадника, на набережной… В этот день нашим отрядом командует кинорежиссер Руслан Юлтаев, который в нынешнем году перешел работать в Башкирский академический, а это значит, что у нас будут самые потрясающие снимки – его фоторепортаж с поездки можно будет посмотреть на страницах театра в соцсетях.
А мне остается лишь добавить, что «Зулейха» продолжает свой путь по стране: в ноябре нам предстоит поездка на региональный фестиваль “Золотая Маска” в Ижевске, в декабре - участие в V Международном театральном фестивале "История Государства Российского. Отечество и судьбы" в Ульяновске…
Также в рамках гастролей БАТД 4 ноября спектакль был показан на сцене Оренбургского областного драматического театра имени Максима Горького.
Динара Каюмова,
главный редактор литотдела БАТД имени Мажита Гафури.

Дата создание новости 5-11-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 984     Номер: 80(13364)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.