История Башкирской государственной филармонии. Военные годы
Буквально на днях мы отпраздновали знаменательную дату для нашей страны – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне! Несмотря на тот факт, что это знаковое событие пришлось на сложное время, когда мы изолированы друг от друга и не смогли, как в былые времена, поздравить друзей и родственников воочию, пройти плечом к плечу в рядах «Бессмертного полка» с портретами своих героев, праздник состоялся.
Мы прославляли всех участников Великой Отечественной войны – бойцов, тыловиков, узников концлагерей, – находясь дома, в режиме онлайн. Тем самым подчеркнув, что в память об их подвигах мы сегодня тоже защищаем друг друга.
75 лет прошло... Уже мало осталось тех, кто на себе испытал это страшное и тяжелое время... Иногда приходит понимание того, что наша непростая нынешняя ситуация именно в юбилей Великой Победы дана нам для осознания – каково это, когда нарушается привычный ритм жизни, неизвестно, что будет с нами дальше, страх за своих родных и близких. Конечно, то, что происходит с россиянами сейчас, это даже не сотая доля пережитого нашими славными предками. Не считая, конечно, медицинских работников, которые в данный момент находятся на передовой борьбы с пандемией.
И сегодня, в продолжение истории о главной концертной организации республики – Башкирской государственной филармонии – мы вспомним тех артистов, которые 75 лет назад трудились на благо общей победы…
В годы войны артисты филармонии сражались на фронте и с оружием в руках, и помогали ковать победу своим искусством. «Способствовать своим искусством уничтожению врага!» – такой лозунг висел в фойе филармонии. Всего на фронтах побывали 17 концертных бригад, на их счету 1789 концертов. Не раз артисты выступали на передовых позициях, в том числе и в Сталинграде. Своими воспоминаниями об этих выступлениях делились ветераны филармонии – участники концертных фронтовых бригад: танцоры Хазина Магазова и Мухамет Идрисов, певец Хабир Галимов, баянисты Тагир Каримов и Заки Садретдинов, кураист Рахматулла Буляканов, артисты разговорного жанра Газима Исмагилова и Гафур Латыпов, музыканты – братья Виктор и Василий Варнавины.
Сохранилась заметка о концертах наших артистов на передовой – в газете «Советский воин» от 15 мая 1943 года в информации «Артисты Башкирии у гвардейцев» мы читаем: «Из далекой Солнечной Башкирии приехала на наш фронт бригада артистов. Ее концерты пользуются большим успехом. Недавно башкирские артисты выступили в частях Н-ского гвардейского объединения. В 20 концертах они не только показали свое искусство, но и помогли бойцам и командирам шире развернуть художественную самодеятельность. Так, башкирский композитор Каримов* написал и прекрасно исполняет на баяне «Марш конников-гвардейцев». Разучить этот марш он помог нашим баянистам».
В годы Великой Отечественной войны концертная жизнь города стала интенсивнее, тематика и репертуар претерпели изменения. Особая роль в культурной жизни Уфы принадлежала Башкирской государственной филармонии (в 1941-1943 годы ее художественным руководителем был известный музыкальный общественный деятель Митрофан Кузьмич Белоцерковский – впоследствии директор Московской филармонии). За счет прибывших в Уфу коллективов филармония сильно разрослась. В ее состав вошли, помимо имеющихся, театр эстрады и миниатюр, башкирская и русская эстрадные бригады, театр оперетты, бригада Одесской филармонии, эстрадно-цирковая бригада.
Уже в первые годы эстрада Башкирской государственной филармонии была представлена артистами разных жанров. Так, в 1940 году начал свою трудовую деятельность в филармонии артист разговорного жанра Гафур Латыпов, один из основоположников комического жанра в эстраде республики, в будущем известный как первый Баганай в дуэте «Кэтук и Баганай».
Башкирская эстрадная группа была организована в мае 1941 года. Она гастролировала по городам, селам, деревням республики. В состав башкирской группы входили: чтецы Саха Саитов, Камал Иксанов, танцовщики Тимир Бакиев и Биби Хуснутдинова, кураист Халил Мулдакаев, гармонист Заки Садретдинов и солистка Фарида Кудашева**. «В некоторых деревнях впервые слышали слова «филармония» и «гастроли», ездили по деревням Зауралья. Началась война, гастроли не прерывались, наоборот, получили указание – не пропускать ни одну деревню, ни один клуб! Теперь мы все чаще выступали на окраине сел и деревень, перед бойцами, уходящими на фронт, или возле райвоенкомата на грузовике с откинутыми бортами, - вспоминала Фарида Ягудовна Кудашева. – Мне, как и другим в бригаде, приходилось выступать в разных амплуа: пела, читала стихи, танцевала, разыгрывала сценки. По сегодняшним меркам все это трудно назвать настоящим искусством. Однако наши выступления были очень искренни, да иначе и быть не могло, ведь мы провожали своих земляков на фронт, и кто знает – кому из них придется вернуться домой?»
…На суровый военный 1941 год приходится рождение музыкально-литературного лектория. Известный московский музыковед и лектор Георгий Поляновский***, находившийся в Уфе в эвакуации, стоял у истоков создания лектория, возглавляя его с октября 1941-го по апрель 1942 года (до возвращения в Москву) в качестве художественного консультанта. «Со своим планом создания Республиканского лектория по вопросам культуры и искусства я поделился с художественным руководителем Башкирской государственной филармонии, энергичным и инициативным музыкантом Митрофаном Кузьмичом Белоцерковским... Лекторий начинал свою деятельность как детище целой группы организаций, что и было запечатлено на огромных афишах и в компактных анонсах, очень хорошо полиграфически оформленных, что, несомненно, имело и политическое значение. Весь цикл из 30 лекций-концертов, намеченных к проведению по воскресным дням в помещениях Совнаркома и вместительного гарнизонного клуба, на афишах и анонсах был расшифрован даже в деталях».
Участниками первых концертов-лекций стали эвакуированные в Уфу мастера искусств СССР – литературоведы В.Перцов, С.Андреев-Кривич, композиторы Н.Чемберджи, Ф.Козицкий, музыковеды Г.Поляновский, Л.Лебединский, Н.Шумская, оперные певцы Мария Литвиненко-Вольгемут, Зоя Гайдай, Ирина Масленникова, Иван Паторжинский, Алексей Иванов, Константин Лаптев и другие. Вместе с ними выступали башкирские артисты, имена которых сегодня знает вся республика, – Бану Валеева, Габдрахман Хабибуллин, Магафур Хисматуллин, Александр Сутягин, Диана Нурмухаметова, Салих Хуснияров, Асма Шаймуратова, Самуил Русинов. Выступления певцов сопровождала виртуозная игра пианистов: это Елизавета Крылова, Вера Кожевникова, Михаил Зайдентрегер, Анна Либерман.
Самую первую лекцию прочитал академик Николай Александрович Семашко, бывший нарком здравоохранения, большой знаток и любитель искусства, музыки, личный друг корифеев советского искусства – Станиславского, Немировича-Данченко и других.
В годы войны украинский поэт Максим Рыльский, прибыв в Уфу, написал стихотворение «В грозные дни». В нем замечательно сказано о дружбе Украины и Башкирии:
Мы сходимся, братаемся мы ныне,
Как путники у общего костра;
Башкирия далекой Украине
Здесь простирает руку, как сестра.
В феврале 1944 года возобновил свою деятельность, прерванную войной, женский хор Башкирской государственной филармонии (руководитель М.Федотов).
Великая Победа дала в 1945 году мощный импульс к работе творческих коллективов Башкирской государственной филармонии. Ведущими в искусстве становятся темы войны и мира, победы и веры в светлое будущее. Некоторые артисты, которые приехали в Уфу в эвакуацию, связали с нашим городом всю свою жизнь. Вспомним Полину Семеновну Бабанину, мастера художественного слова, которая не нашла в себе силы вернуться в родной Ленинград – там были похоронены в годы блокады все ее родные. Весь свой талант отдала Башкирской государственной филармонии прекрасная пианистка – солистка и концертмейстер, выпускница Киевской консерватории Анна Борисовна Либерман…
Продолжение следует.
Оксана ИВАНОВА.
*Тагир (Тагирьян) Шакирович Каримов (1912-1978) – башкирский композитор, музыкант (баянист), заслуженный артист и заслуженный деятель искусств БАССР, кавалер Ордена «Знак Почета».
**Кудашева Фарида Ягудовна (1920-2010) – советская башкирская и татарская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Башкирской АССР, народная артистка Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Татарстана им. Г. Тукая.
***Поляновский Георгий Александрович (1894-1983) – советский музыковед, музыкальный критик, заслуженный деятель искусств РСФСР.
12-05-2020 (0) Просмотров: 1 199 Номер: 32(13411) Версия для печати