$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Бесконечный апрель любви


Бесконечный апрель любви

Театры мало-помалу начинают планировать новый сезон. Безусловно, преданные поклонники ждут премьер, работа над которыми остановилась на разных стадиях: одни постановки были уже фактически на выпуске, другие еще находились на этапе чтения и разбора текста.

И хотя пока не озвучены конкретные сроки, вопрос о том, как формировать репертуарную афишу первых месяцев очередного сезона, сегодня остро волнует руководителей.
Должны ли быть в ней только кассовые постановки, легкие развлекательные комедии, поскольку после напряжения, связанного с переживаемым стрессом от пандемии, зрителю нужна будет «разрядка»? Или, быть может, напротив, лишенные на время близкого живого общения, осознавшие хрупкость человеческой жизни, мы будем задавать себе иные вопросы, и размышления наши потребуют и глубоких, серьезных спектаклей?
В репертуаре Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан сохранен «баланс», позволяющий зрителям выбрать тот жанр, который «совпадет» с их самочувствием.
Особая роль – и роль всегда непростая! – здесь принадлежит современной драматургии. Актуальные пьесы – с их острыми, еще не отрефлексированными темами, рваными ритмами, их не «отшлифованными» временем героями и часто едва ли не документальными подробностями – воспринять бывает порой совсем не просто. Да и найти хорошую современную пьесу на большую сцену академического театра удается не сразу.
Однако есть молодые драматурги, появления новых текстов от которых ждут с особым нетерпением – в них есть и глубина, и проработанность характеров, и атмосфера. Есть «воздух» для режиссерского высказывания и актерской интерпретации. Два таких автора откликнулись на предложение Русского драматического театра, и в Прямом эфире сети «Инстаграм» состоялись очень интересные беседы.
Первой гостьей стала известный драматург из Екатеринбурга, ученица Николая Коляды Ярослава Пулинович. Произошло это неслучайно. Имя ее знакомо нашим зрителям не только по лирическому, тонкому спектаклю «Бесконечный апрель», который долгое время шел на Камерной сцене ГАРДТ. Ее пьесы выбирали молодые режиссеры почти на каждой Творческой лаборатории, которые регулярно проходят в Русском академическом. И вот сейчас к премьере готовится спектакль «Свой путь». К слову, это будет первая постановка недавно написанной пьесы!
Как рождаются те или иные сюжеты, «из какого сора» они растут, по каким крупицам собираются драматургом – конечно же, именно эти вопросы участников эфира оказались самыми популярными. Случайные и неслучайные встречи, услышанные диалоги незнакомых людей, сны – все собирается в «копилку».
Так, отправной точкой для написания пьесы «Бесконечный апрель» стал для Ярославы Пулинович визит в одну из петербургских квартир, где почти сто лет жил некий человек по имени Вениамин, где сошлись воедино век нынешний и век минувший – книги с «ятями» и детективы в мягких обложках, медные краны с выбитыми на них датами начала двадцатого столетия и дешевая китайская сантехника, печка-«буржуйка» и современные радиаторы…
«У пьесы «Свой путь» тоже есть история «рождения», – рассказывает Ярослава. - Однажды мы ехали по хакасским степям – и мой друг, указав на какое-то странное жилище, бросил фразу: а тут живет шаман. Меня это так удивило. Оказалось, что у него такая причудливая, такая странная судьба... И я как-то сразу поняла: из этого может получиться пьеса! Но такому герою нужен был очень мощный «противовес», и я придумала героиню. Вечно меняющийся мужчина и вечно ждущая его женщина… Получилась пьеса на двоих».
В новом спектакле ГАРДТ РБ роли Петра и Веры режиссер-постановщик спектакля – художественный руководитель театра Михаил Рабинович – доверил молодым актерам Дамиру Кротову и Софье Венедиктовой. А жанр премьерной постановки он обозначил как «Ирония судьбы в двух действиях». И это очень верное, снайперски точное попадание! Ведь именно в иронии так тесно переплетаются смех и горечь, сиюминутные реакции и глубоко сокрытый смысл...
…Луч яркого белорусского солнца буквально «преследовал» нашего следующего гостя во время всего прямого эфира. И беседа с драматургом, режиссером, актером Дмитрием Богославским оказалась очень светлой, теплой, а еще содержательной и важной для понимания современного сценического искусства.
На сцене нашего театра несколько лет идет спектакль по его пьесе «Любовь людей». И все эти годы он вызывает горячие споры – от категорического неприятия до максимального внутреннего «подключения». Но то, что это спектакль, который не оставляет равнодушным, – неоспоримый факт. Те же противоречивые реакции вызвал и «лабораторный» эскиз по пьесе «Тринадцать правил баскетбола, сформулированных Джеймсом Нейсмитом».
«Бульварный, развлекательный жанр чужд моей парадигме театра, – говорит Дмитрий. – Хотя я признаю, что он тоже нужен – должны расти все цветы! Для меня театр – это социальный институт. Здесь мы можем говорить о существующих проблемах, вместе с героями пожить с этими проблемами и если не попытаться их решить, то хотя бы задуматься о них. Театр не должен давать ответы на вопросы, не должен брать на себя морализирующую роль. Театр должен задавать вопросы! Финалы без хеппи-энда заставят тебя, зрителя, проснуться наутро после спектакля немного другим».
…На сцене – темно, лишь горит тусклый дежурный свет в арьере. Длинные коридоры актерских этажей пусты. Театр словно затаился в ожидании… И словно ждет первых звуков, первых слов, которые со сцены будут отправлены в полный зрительный зал… И пусть мы пока не знаем, какой это будет спектакль, но мы твердо верим: за расставаньем – будет встреча!..

Елена ПОПОВА.


Бесконечный апрель любви

Дата создание новости 15-05-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 078     Номер: 33(13412)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.