$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

История Башкирской государственной филармонии. На рубеже веков: 90-е – нулевые


История Башкирской государственной филармонии. На рубеже веков: 90-е – нулевые

Неоднозначные 90-е годы в Башкирской государственной филармонии стали десятилетием всплеска творческой энергии и рождением новых коллективов, а плодотворные нулевые нового века подарили огромное количество знаковых культурных событий.

На эстраде каждый год был годом рождения новой группы, нового ансамбля, и далеко не все выдержали испытания временем. В 1990 году на новом этапе, переработав стилистику известного дуэта «Кэтук и Баганай», по инициативе артиста разговорного жанра Валита Илимбетова была образована группа «Кызык и Мэзэк». Это – своеобразный театр смеха, театр миниатюр. Его злободневная тематика является мгновенной реакцией на происходящие события. В разное время в группе «Кызык и Мэзэк» работали заслуженные артисты РБ Фарит Шайхутдинов, Юнир Салаватов, Фарваз Мухаметшин, артист Салават Кускарбаев и другие.
В 1991 году популярный певец Фадис Ганиев создает молодежно-эстрадную группу, которой руководит по сегодняшний день. Обретая сценический опыт, Фадис Ганиев через музыкально-театрализованные шоу пришел к программам лирической направленности благодаря появлению в группе молодой певицы Лилии Биктимировой. «Вечерние посиделки», «Любовный треугольник», «И судьба – не судьба!» – эти программы раскрыли яркий артистический талант певцов Фадиса Ганиева и Лилии Биктимировой, а также по-новому, порой неожиданно, проявился сценический дар артистки разговорного жанра Гульзамии Ситдиковой.
В 1992 году была организована эстрадная группа «Ихлас» под руководством Шамиля Хамадинурова, музыкальный руководитель – Халит Фатихов. Отличительной чертой репертуара коллектива было исполнение песен народов Поволжья на языке оригинала.
Сформировавшаяся в 1989 году в среде студентов Уфимского государственного института искусств группа «Караван-сарай» в 1995 году влилась в большой коллектив филармонии. Своеобразием их творчества является сочетание башкирского фольклора и современных эстрадных ритмов, обогащенных оригинальными аранжировками. В первый состав группы вошли Амир Туйгунов, Расуль Карабулатов, Артур Туктагулов, Вильдан Яруллин, Махмут Надыршин. А в филармонии к ним присоединились Олег Жданов, Анатолий Трофимов, Миннигали Давлетбаев.
В лекторий 90-х годов влились: певцы Наталья Дмитриева, Вахит Хызыров, Нурия Басырова, Райман Ишбаев, Альфия Хамбалеева, Гузель Ульмаскулова, Сайда Ильясова, Зульфия Авзалова, лекторы Татьяна Келешьян, Виктория Симонова, Оксана Семенова, концертмейстеры Галина Осипова, Индира Асадуллина, танцоры Гузель Мамина, Рамиля Абдрахманова и другие. Впервые в филармонии были подготовлены программы, составленные из сольных танцев и дуэтов: Зульфия Кудашева и Николай Осипов выступили с новым творческим проектом «Музыкальный дивертисмент». Следующим этапом стала сольная программа Николая Осипова «Букет танцевальных миниатюр», где танец становился единственным жанром в лице одного исполнителя-солиста.
Благодаря Александру Донгузову появляется новая форма концерта – музыкально-поэтические вечера: «Мятежное сердце поэта», «Я сердцем никогда не лгу» с певцами Николаем Шошиным, Вакилем Жалалетдиновым, музыкантами Владимиром Башеневым, Еленой Мороз, Айдаром Кудашевым.
В лихие 90-е, которые пережило наше общество, сердца людей тянулись к возвышенному. Артисты лектория ставят перед собой высокие цели – вести слушателей от музыкального ликбеза к вершинам классики.
Музыковед Виктория Симонова писала: «Не зря наши ветераны говорят нам: «Старайтесь не опускать высокую планку лектория, не унижайтесь до халтуры, ведь ваше дело – воспитание». И мы стараемся у ветеранов учиться: быть мудрыми, как Венера Аюпова, артистичными, как Олег Шупиков, интеллигентными, как Александр Донгузов, эффектными, как Флюра Кильдиярова и Райля Азнакаева, душевными, как Татьяна Келешьян и Нурия Басырова, патриотичными, как Азат Аиткулов, и универсальными, как Сайфулла Хайруллин, справедливыми, как Зоя Байчхаева».
1996 год стал переломным в истории хоровой капеллы. За высокий профессионализм и вклад в развитие хорового искусства в январе 1996 года Башкирской государственной хоровой капелле было присвоено звание «Академическая». В этом заключалась и высокая оценка работы филармонии. Сегодня в республике всего четыре коллектива носят это звание: два драматических театра, ансамбль имени Файзи Гаскарова и хоровая капелла, которая является единственным музыкальным коллективом с этим высоким званием. В 1997 году наша капелла выступила на большом хоровом соборе в честь 850-летия Москвы у стен возрожденного храма Христа Спасителя. Еще одно знаковое событие конца 90-х: совместное исполнение Государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан с хоровой капеллой России имени Александра Александровича Юрлова и Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан «Реквиема» Джузеппе Верди в Москве.
Создание в 1998 году Симфо-джаз-оркестра стало стремлением уфимских джазовых музыкантов обрести свой дом. После отъезда за рубеж джазового ансамбля «Дустар» в 1993 году, возникла необходимость организовать новый профессиональный джазовый коллектив. И такой коллектив появился… Инициаторами создания Симфо-джаз-оркестра выступили известный джазовый музыкант Олег Киреев и певец Ринат Баимов. Преподаватель Уфимского училища искусств заслуженный работник культуры РБ Георгий Маркоров принял руководство молодым коллективом. Безгранично преданный музыке, талантливый аранжировщик, пианист, авторитетный руководитель Георгий Павлович Маркоров заложил прочный фундамент в основание известного сегодня оркестра.
А еще 90-е годы были ознаменованы проведением органных фестивалей. В 1998 году в Малом зале к 125-летию со дня рождения Федора Ивановича Шаляпина состоялись концерты из цикла «Уфимский дебют Шаляпина», а также «Два имени – одна судьба» (Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов).
В начале 2000-х годов в целях поддержания творческого авторитета БГФ был организован филармонический отдел, который объединил солистов, обладающих правом сольного концерта в двух отделениях.
Это – уникальная певица Флюра Кильдиярова, которой подвластны оперная классика и музыкальный фольклор, романс и эстрадная песня. Слушателям полюбились ее программы «Вальс, вальс, вальс…», «Если споешь, что любишь…».
Далее - легенда башкирской эстрады Назифа Кадырова с огромным репертуаром, в котором переплелись русские романсы и народные песни, сочинения композиторов Башкортостана и России. Публику покорили ее вечер романса «Зову тебя с надеждой и тоской…», а также мюзикл «Половинки» с участием певицы.
В числе избранных был и Идрис Газиев, которого отличает высочайшая культура исполнения, интеллект и артистизм. Он представил на суд зрителей сольные программы «Прекрасные мгновения любви», «Торжествуй, Музыка!».
А еще Гузель Измайлова – самобытная исполнительница русской народной песни, в репертуар которой входили старинные песни a cappella, песни в сопровождении баяна и ансамбля русских народных инструментов. Певица тонко передавала душу народа в программах «Государыня русская песня», «Сердце чистое сотвори…».
И любимый многими певец Вахит Хызыров, в репертуар которого входят вокальные сочинения разных эпох, романсы и башкирские песни. Он представил сольные программы «Тенор-концерт» и «Камерно-вокальная музыка зарубежных композиторов-классиков».
Каждая из этих программ была востребована публикой и получила положительные оценки прессы, еще раз подтверждая высокий профессионализм этих исполнителей.
…В 2000-е годы достигает своего расцвета талант артиста разговорного жанра Александра Донгузова. Будучи мастером художественного слова, мастером сцены, он подготовил литературно-поэтические композиции «Моление о Марине» (монолог о жизни и смерти Марины Цветаевой), «Души моей ты горесть и любовь…» (спектакль-монолог к 200-летию со дня рождения Федора Тютчева), «Строки, опаленные войной» (к 60-летию Великой Победы).
В лекторий пришла творческая молодежь – Альфия Галлямова, Алим Каюмов, Лариса Петрова, Альфия Загидуллина; гармонично влились в башкирскую фольклорную группу Лейла Аралбаева, Ильшат Ишмуратов, Альфия Калимуллина.
В 2000 году под руководством Артура Туктагулова была сформирована эстрадно-молодежная группа «Далан», которая вскоре завоевала популярность у публики. Несмотря на то что был взят курс на популяризацию современных эстрадных ритмов, в репертуаре этого коллектива сохраняются и старинные башкирские песни, кубаиры. Ярким подтверждением успеха группы «Далан» стало звание лауреата Международного конкурса тюркской молодежи «Урал моно – 2001».
В марте 2001 года по инициативе известного музыканта-кураиста, народного артиста Башкортостана, лауреата всероссийских и международных конкурсов Рамила Гайзуллина (ныне – заслуженный артист России) был основан уникальный творческий коллектив – Национальный оркестр народных инструментов. В состав НОНИ вошли инструменты симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, а также башкирские народные инструменты – курай, думбыра, кыл-кубыз. Первый концерт коллектива состоялся 1 октября 2001 года в Большом зале Башкирской государственной филармонии. Оркестр получил признание как среди зрителей, так и среди профессиональных музыкантов, а также отмечен многочисленными дипломами и наградами международных и всероссийских конкурсов.
Смелым творческим проектом стала постановка в Башкирской государственной филармонии первой башкирской рок-оперы Салавата Низаметдинова «Звезда Любви» (автор либретто – Флорид Буляков). Премьера состоялась в декабре 2001 года. Эта постановка была осуществлена по инициативе тогдашнего директора БГФ Зинфиры Тимерхановны Абдульмановой режиссером Мусалимом Кульбаевым и художником-постановщиком Курбандурды Чарыевым. Современная тема – Юноша, потерявший память в Чечне, возвращается к жизни благодаря любви Лейлы…
Партии в рок-опере «Звезда Любви» исполняли:
Юноша – Идрис Газиев, Вахит Хызыров;
Лейла – Сайда Ильясова, Ляйсан Мухлисламова;
Мадина-апай (Мать) – Назифа Кадырова, Альфия Юлчурина;
Руслан – Ринат Лутфуллин, Янбулат Мухаметдинов.
Яркая музыка, прекрасное исполнение, достаточно убедительная актерская игра артистов филармонии – все это было новаторством в музыкальной жизни республики, вызвав не просто отзывы – оживленную полемику в средствах массовой информации.
В 2000-е годы Органный и Большой залы Башкирской государственной филармонии являются средоточием различных музыкальных фестивалей – Фестиваль старинной и современной музыки (2001, 2004); Фестиваль музыки имени И.С.Баха (2002); Международный фестиваль камерной и органной музыки (2002, 2003, 2004), в ходе проведения коего зрители, благодаря органисту Владиславу Муртазину, впервые открыли для себя новый зал – Колонный – с великолепной акустикой, в который было преобразовано знакомое фойе Большого зала…
2000-е - это годы ярких концертных программ и тематических вечеров. Среди них наиболее памятными в Малом зале являются: «Pop-music в Органном зале» (2002), «Сердце – тебе не хочется покоя» к 100-летию Исаака Дунаевского (2003), «Минувших лет очарованье…» к 60-летию лектория, «Песня – душа народа» к 200-летию Михаила Глинки (режиссер проектов - Альмира Сафаргулова) и другие.
Органный зал, обладающий уникальными акустическими свойствами и позволяющий раскрыть особенности живого исполнения, является отправной точкой в проведении конкурсов: Республиканский конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова, Открытый конкурс музыкантов-исполнителей имени Наримана Сабитова, Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Загира Исмагилова.
В Большом зале увидели свет крупные филармонические проекты: «Большой Урал» (2001) и «Башкортостан – цветущий край» (2003) – режиссер Салават Итбаев, «Моя прекрасная Леди» и «Армейские шутки» (2004), «Уфа - Казань: мост Дружбы» (ныне – фестиваль татаро-башкирской эстрады «Золотая осень»), «Старое кафе», «Мелодия Бахти» памяти Бахти Гайсина (режиссер – Идрис Газиев), «Неси людям солнца свет» (2005), «Белые вечера, белые чувства» (режиссер – Аниса Яхина), «Моя семья – моя крепость» (2008) и другие.
В те годы в Большом зале БГФ проводились крупные фестивали: Международный фестиваль камерной и симфонической музыки к 60-летию Победы с участием камерного ансамбля «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, а также Дениса Мацуева, Фестиваль татарской песни имени Рашита Вагапова и другие.
В 2004 году в рамках празднования 250-летия национального героя Башкортостана Салавата Юлаева в Большом зале филармонии зрители увидели масштабный совместный проект двух республик – Башкортостана и Татарстана. На сцене выступили Национальный симфонический оркестр РБ (дирижер – Марат Ахмет-Зарипов), солисты из нашей республики Идрис Газиев, Светлана Аргинбаева, Вахит Хызыров и гости из Татарстана Зиля Сунагатуллина и Рустем Маликов.
Концертные афиши филармонии невозможно представить без имен коллективов и музыкантов мирового уровня: Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, Дмитрий Хворостовский, Граф Муржа, вокальный ансамбль a cappella SwingleSingers, Джаз-оркестр ВВС США CheckSix, а также полюбившиеся аудитории с советских времен вокально-инструментальные ансамбли «Сябры» и «Песняры».
Расширилась география гастрольных поездок наших филармонических коллективов: в рамках 250-летия Салавата Юлаева хоровая капелла по приглашению Министерства культуры Эстонии и башкирского общества «Агидель» приняла участие в мероприятиях в городах Палдиски и Таллин; состоялось концертное турне «Дух народа – в сиянии звезд!» с участием мастеров искусств республики Башкортостана и Татарстана.
К совместным творческим проектам относятся концерты Эстрадно-джазового оркестра с народными артистами России Георгием Гараняном и Анатолием Кроллом.
В 2004 году традиционный джазовый фестиваль сменил бренд, расширил свои рамки и сегодня популярен как Международный джазовый фестиваль «Розовая пантера».
На смену Декадам башкирской литературы, культуры и искусства, которые проводились в 50-80-е годы XX века, пришли новые формы культурного общения, демонстрации достижений национальной культуры и искусства, развития толерантности между народами многонациональной России – Дни культуры Республики Башкортостан. Так, в 2006 году состоялись Дни культуры РБ в Турции; в 2007 году в рамках празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства – в Москве. В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась Международная презентация нашей республики «Башкортостан: 450 лет вместе с Россией» (2008) и под эгидой Года России в Индии – участие в Гала-концерте (Дели, 2008) и другие.
Как говорят в народе: «Новое – это хорошо забытое старое». Следуя этой формуле, в 2000-е годы уже на федеральном уровне проводится народный праздник сабантуй, возвращая нас к национальным истокам. Он проходит в городах и регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Челябинск) и за рубежом в местах компактного проживания башкир и татар (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и другие).
Продолжение следует.
Оксана ИВАНОВА.

История Башкирской государственной филармонии. На рубеже веков: 90-е – нулевые

История Башкирской государственной филармонии. На рубеже веков: 90-е – нулевые

Дата создание новости 16-06-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 188     Номер: 41(13420)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.