$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

История Башкирской государственной филармонии. 70-80-е годы


История Башкирской государственной филармонии. 70-80-е годы

Мы продолжаем вспоминать знаковые события в истории главной концертной организации нашей республики.70-80-е годы – ярчайший период не только для филармонии, но и культурной жизни Башкортостана. Два упомянутых десятилетия открыли для публики новые имена — эти артисты сегодня считаются мэтрами башкирского музыкального искусства.

Итак, 70-е годы – время рождения новых башкирских эстрадных коллективов. Например, в 1970 году создан молодежный эстрадный ансамбль «Ирендек», музыкальным руководителем которого с 1970-го по 1976 год был Айрат Каримов. В этой группе выросли впоследствии знаменитые Назифа Кадырова (тогда – Амирова), шлифовал свое мастерство незабвенный Ильфак Смаков, ярко проявила свой талант Гульсум Хабибуллина, сформировались такие певцы, как Раис Вагизов, Роза Аккучукова, Венер Кильмухаметов.
Филармония в советские времена – единственная концертная организация в республике, которая имела право организовывать гастроли звезд советской эстрады и зарубежных исполнителей. Филармония 70-х стала своеобразной творческой кузницей для таких эстрадных артистов, как Галия Султанова, Шамиль Хамадинуров, Фануна Сиражетдинова, Вакиль Мурзин, Ридик Фасхитдинов, Минниахмет Гайнетдинов, Юнир Салаватов, Фарит Шайхутдинов (Баганай-2), Фан Валиахметов, Аниса Яхина, Магариф Ахмадеев, Лилия Фатихова, Сибагат (Сибагатулла) Яруллин, Заки Махмутов, Камиль Валеев, Хусаин Мазитов, Римма Ибрагимова, Раис Абубакиров, Фаниль Ишмуратов, Хадифан Сарваров…
В конце 70-х годов увидела свет первая башкирская фольклорная программа «Сегодня праздник, сегодня свадьба!», представленная поэтом Абдулхаком Игебаевым (автор сценария и режиссер), которую увидели зрители не только родной республики, но и самых далеких уголков СССР.
Своеобразием 70-х годов были творческие поиски в уже существовавших жанрах. Так, по инициативе Файзи Адгамовича Гаскарова на эстраде появилась первая танцевальная пара – Эльза и Талгат Урмановы, которая, отработав в ансамбле народного танца более 20 лет, обогатила концертные программы Рамазана Янбекова, Ишмуллы Дильмухаметова, Заки Махмутова. Продолжали работать маститые танцоры Мухамет Идрисов, Мухамет Шамсутдинов, Рашида Туйсина, Равис Харисов. Их бесценный опыт являлся отправной точкой для молодых танцоров – Зульфии Кудашевой, Зульфии Закировой…
В 70-е годы в лекторий пришли лекторы-музыковеды Гульнара Ахметова и Венера Аюпова. Поиски новых форм привели их вместо традиционных лекций-концертов к проведению концертов-бесед, концертов-диспутов, особенно ценных для студентов и старшеклассников. Появилась форма концерта в виде «Музыкального салона» с участием башкирских композиторов и ведущих солистов как вариант интерактивного общения со зрителями.
В лектории под руководством композитора Рафаила Касимова в это время работали певцы Танзиля Каримова, Галина Захарова, Борис Торик, Алексей Медведь (участник Великой Отечественной войны), Зоя Байчхаева, чтецы Александр Донгузов и Зайнаб Назырова, концертмейстеры – Альбина Дунюшкина и Елена Мороз… Опытные концертмейстеры Вера Кожевникова и Аркадий Минков внесли огромный вклад в работу с молодыми артистами. Известный композитор Айрат Каримов пусть и недолго работал в лектории в качестве концертмейстера, но оставил о себе добрую память.
Творческий состав Башкирской государственной филармонии принимал активное участие в Днях башкирской литературы и искусства в Якутии (июль 1973), Каракалпакии (ноябрь 1976), Запорожской области Украины (май 1978), Неделе дружбы «Башкирия – Галле» (июнь 1979).
…Начало 80-х годов было ознаменовано грандиозной реконструкцией здания филармонии, что дало возможность обновить Малый зал и открыть Большой зал (бывшее помещение Республиканского русского драматического театра). Хоровая капелла и ансамбль танца обрели новые репетиционные залы. А 3 августа 1984 года обновленная филармония распахнула свои двери. Все это стало стимулом для активизации творческой деятельности коллективов.
В 80-е годы перед филармонией были поставлены новые задачи, одна из которых – возрождение башкирского фольклора. Так, в 1981 году появился уникальный в своем роде коллектив – фольклорная группа «Ядкар» («Память»). Это была творческая группа единомышленников, в которую входили Гали Хамзин*, Танзиля Узянбаева, Мавлетбай Гайнетдинов**, Ишморат Ильбаков, Альфира Сафиуллина, Минниахмет и Маусиля Гайнетдиновы. Своим искусством они возрождали и пропагандировали народные песни, танцы, традиции, обычаи башкирского народа. Все это отражено в программах «Песни моего народа – родник мелодий» (режиссер Ф.Иксанов, 1982), «Послание моему народу» (режиссер И.Сиражетдинов, 1989). В последующие десятилетия были поставлены: «Живая память – живая вода» (режиссер Р.Султангареева, 1995), «Мирас», посвященная 250-летию легендарного героя Салавата Юлаева (режиссер С.Итбаев, 2001), «На груди Урала» (режиссер С.Итбаев, автор сценария – Р.Султангареева, 2007).
У истоков создания «Ядкара» стояли режиссер Фатих Иксанов и музыкант-баянист Минниахмет Гайнетдинов, ныне – народный артист Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, знаток башкирского фольклора. Творческими лидерами «Ядкара» были певцы – талантливый исполнитель башкирских народных песен Гали Хамзин, Мавлетбай Гайнетдинов, великолепный исполнитель и пропагандист традиций народного исполнительства; Танзиля Узянбаева, которая в этой группе раскрыла в себе другие грани таланта, полюбившись зрителям именно как исполнительница башкирских народных песен. Сегодня заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана Танзиля Хамитовна Узянбаева успешно передает свой бесценный опыт молодым певцам.
На базе филармонии с середины 80-х годов работает уже известный в то время коллектив – джаз-группа «Дустар» под руководством Марата Юлдыбаева, дипломант XII Всемирного фестиваля в Москве (год создания – 1976). Наряду с исполнением традиционных джазовых композиций, «Дустар» ставит перед собой задачу пропаганды национальной башкирской музыки, что выразилось в оригинальном сочетании башкирского музыкального фольклора и современных ритмов. Солистами джаз-группы были популярные певцы, победители международных и всероссийских конкурсов, известные на российской эстраде Радик Гареев*** и Идрис Газиев.
В состав группы «Дустар» вошли профессиональные музыканты-единомышленники: Юрий Шемагонов – клавишные, Ринат Шаймухаметов – гитара, Александр Сергеенко – бас-гитара, Рамиль Медяров – клавишные, Евгений Чистяков – ударные.
На эстраде 80-х выступали артисты Асия Смакова, Гульзамия Ситдикова, Рафиса Асадуллина, Альмира Султанова, Халит Фатихов, Явира и Равиль Зайнуллины, Марат Асадуллин, Рамиля Абдрахманова, Роза Абдеева, Миннигали Ханов…
Отличительной чертой концертов эстрадных коллективов становятся тематические программы с выстроенным сценарием и продуманной режиссурой, что является заслугой режиссеров Виля Каримова, Файзрахмана Ярышева, Иршата Сиражетдинова. От концертов с номерной структурой эстрада переходит к программам со сквозным развитием, где певцы, танцоры, артисты разговорного жанра становятся на сцене еще и актерами. Элементы театрализации были введены в эстрадные программы еще режиссером Фатихом Иксановым в 70-е годы. Так, Иршат Сиражетдинов для популярных певцов Фануны Сиражетдиновой и Шамиля Хамадинурова**** поставил программы «Еще раз про любовь…» и «Голос молодости» о песенном творчестве композиторов Рима Хасанова, Роберта Газизова, Салавата Низаметдинова, Нура Даутова...
В 1982 году Башкирская государственная хоровая капелла подтвердила свой профессионализм на Всероссийском конкурсе профессиональных коллективов в Москве, завоевав диплом и звание дипломанта.
В зале филармонии традиционными были лекции-концерты, объединенные в цикл «Воскресный абонемент». В фойе организовывались выставки нотных сборников произведений композиторов и литература о них. Привлекались сотрудники нотно-музыкального отдела Республиканской библиотеки имени Надежды Крупской (ныне – Национальная библиотека РБ имени Заки Валиди). Наиболее значительными программами лектория в рамках «Воскресного абонемента» являются «Верди – маэстро итальянской революции», «Игорю Стравинскому посвящается…», цикл «Музыкальные столицы мира». В концертном исполнении были поставлены сцены из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Князь Игорь» Бородина, в которых выразительные образы создавали вокалисты Николай Шошин, Георгий Коробов, Венер Мустафин, Вакиль Жалалетдинов, Райля Азнакаева, Олег Шупиков. Роль оркестра брали на себя пианисты-концертмейстеры Аркадий Минков и Альмира Сафаргулова.
С сольными концертами выступали Зоя Байчхаева, Райля Азнакаева, Александр Донгузов. Запоминающимися были программы заслуженной артистки Украины Нины Козловой: «Ваши милые черты», «Мой милый, если б не было войны…» и заслуженной артистки Башкортостана Галины Захаровой - «Короли музыки и экрана», «Романса трепетные звуки» и другие.
В концертах Хусаина Мазитова, Заки Махмутова, Камиля Валеева звучали произведения популярной классики, народной песни и сочинения башкирских композиторов, с которыми их связывала личная дружба. Зачастую они были первыми исполнителями песен башкирских композиторов-современников.
Рустем Маликов, Сайфулла Хайруллин, Лина Гареева, Фарида Галиаскарова – каждый из них в это время находился в творческом поиске, накапливал концертный репертуар.
В Уфе и городах республики солисты лектория выступают в сопровождении струнного квартета, который зрителями воспринимался как мини-оркестр – Геннадий Деркач (первая скрипка), Евгений Шмидт (вторая скрипка), Владимир Бакулин (альт), Владимир Кнаус (виолончель). В разные годы партию первой скрипки в квартете исполняли Михаил Швайштейн и Сергей Саркисьянц.
Новым веянием середины 80-х годов в работе лектория становится организация в его рамках «Детской филармонии», деятельность которой была направлена, в первую очередь, в русло подготовки зрителей и слушателей юного возраста (дошкольного и младшего школьного) к восприятию классической музыки. Помимо того, именно этим отделом проводились детские фестивали под эгидой «Дети – детям!», где исполнителями и зрителями были дети. В Малом зале филармонии были представлены программы «Необыкновенный концерт» (на сцене – юные духовики), «Здравствуйте – это мы!» (лауреаты детских республиканских конкурсов) и другие.
Незабываемым событием в культурной жизни республики стала установка в 1986 году единственного в Башкортостане стационарного органа немецкой фирмы Sauer. Известный московский органист и композитор Олег Янченко первым в марте 1987 года прикоснулся к клавиатуре нашего органа, дав возможность уфимской публике услышать голос «Короля инструментов».
Первым башкирским органистом стал Владислав Муртазин (с 1988 по 1992 – солист филармонии), оживив концертную деятельность БГФ и музыкальную жизнь республики.
Среди крупных событий союзного масштаба, артисты филармонии принимали участие в Днях культуры БАССР в Чувашии (март, 1981), Днях советской музыки в БАССР (май, 1981), Днях российской культуры в Башкирии (сентябрь, 1989), Днях литературы и искусства ТАССР в БАССР (май, 1988, 1989).
Продолжение следует.
Оксана ИВАНОВА.

*Гали Габбасович Хамзин (1950-2009) — советский башкирский певец. Народный (1988) и заслуженный (1986) артист Башкортостана. Лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева. Почетный гражданин города Миннеаполис американского штата Миннесота (США). 25 лет возглавлял фольклорную группу «Ядкар».
**Мавлетбай Сулейманович Гайнетдинов (1938-2014) — башкирский эстрадный певец, артист. Народный артист Башкортостана (1993), заслуженный артист БАССР (1984)
***Радик Арсланович Гареев (1956-1996) — оперный и эстрадный певец (баритон), один из самых популярных оперных певцов Башкортостана. Народный артист России и Республики Башкортостан. Был известен публике и любим ею не только как оперный певец, но и как концертный исполнитель с обширным и разнообразным репертуаром, включающим произведения классики, народного творчества и башкирских композиторов.
**** Шамиль Шарифьянович Хамадинуров (1950-2014) — башкирский певец, артист Башкирской филармонии, народный артист РБ (2013).

История Башкирской государственной филармонии. 70-80-е годы

История Башкирской государственной филармонии. 70-80-е годы

Дата создание новости 9-06-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 894     Номер: 39(13418)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.