$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Татьяна КУЗЬМЕНКО: "Надо делать дело, которое любишь"


Татьяна КУЗЬМЕНКО: "Надо делать дело, которое любишь"

В воскресенье, 6 сентября, особый день рождения отмечает актриса Башкирского государственного театра кукол Татьяна Кузьменко. С 1994 года Татьяна Игоревна работает в БГТК актрисой, здесь, на этой сцене она воплотила более сорока ролей, к каждой из которых непременно ищет новый, оригинальный подход, вдумчиво и скрупулезно прорабатывая каждую деталь образа.

Накануне юбилея мы побеседовали с актрисой, попутно расспросив ее не только об артистической стезе, но и о новом для нее пути – работе режиссера. Ведь совсем скоро двери Башкирского государственного театра кукол распахнутся для детворы, и их ждут премьерные спектакли, в том числе и «Гуси-лебеди» – режиссерский дебют Татьяны Кузьменко.

- Татьяна Игоревна, скажите, пожалуйста, театр кукол – это Ваш осознанный выбор или случайный?
- Моему попаданию в театр кукол способствовала целая череда случайных событий. С детства я мечтала стать актрисой драматического театра и после школы уехала поступать в Екатеринбург на театральное отделение, но, к сожалению, это не увенчалось успехом. А в своей родной Уфе я занималась в театральной студии, и одним из наставников у меня был знаменитый педагог и режиссер Павел Романович Мельниченко. Он, можно сказать, и привел меня в театр кукол.
Дело в том, что как раз тогда, когда я закончила школу (а это были 80-е годы), здесь, в БГТК, сколь бы это смешно ни звучало, не хватало актрис. Все молодые актрисы практически одновременно ушли в декретные отпуска. А мужчин было довольно-таки много. И однажды на занятиях в студии Павел Романович сказал, что в театре сейчас есть свободная ставка – актер вспомогательного состава, где специальное образование не требуется. И мы с подружкой по студии с радостью пришли работать в БГТК во вспомогательный состав.
Первый спектакль, в котором меня заняли, был «Царевна-лягушка», его ставила режиссер Нелли Аюханова. В нем мне поручили всю работу в так называемом живом плане. А еще меня занимали в легендарном спектакле «Божественная комедия». Автор этого спектакля Владимир Штейн на тот момент в театре не работал уже лет пять, и режиссер Владимир Гаранин восстанавливал его постановки: «Божественную комедию», «Буратино», «Про все на свете». Мне было очень интересно работать в этом коллективе, однако я не оставляла свою мечту о драматическом театре и спустя год уехала поступать в Ярославский театральный институт, в который успешно сдала экзамены.
Курс у нас набрался очень сильный, однако мастера курса постоянно менялись, и мы часто оставались не у дел... В то время я дружила со студентами-кукловодами, которые учились у нас на параллельном потоке (их набрали по целевому набору для Республики Коми). Они и предложили мне перевестись к ним, даже подходили к своему мастеру – заслуженной артистке России Людмиле Анатольевне Савчук с просьбой взять меня. Она забрала меня к себе на курс, и стала моим наставником в этой удивительной профессии.
После того случая я поняла, что театр кукол – моя судьба. И раз она во второй раз меня привела к куклам, значит, больше не надо этому противиться. Хотя в живом плане я по-прежнему очень легко себя чувствую и работаю в нем с удовольствием.

- Вы никогда не жалели о своем выборе?
- Что интересно, при моей фактуре в драматическом театре я всю жизнь играла бы «Аленушек». А в театре кукол могу и мальчишек играть, и злодеек, и животных... Еще у нас есть ростовые куклы, которые дают возможность проявить себя в пластике.
И потом, детская аудитория – она все же более честная, их не обманешь. Если детям смешно, то они смеются, если нет, то просто балуются. В этом сложность нашей профессии, но в этом и ее интерес.

- У Вас есть любимый спектакль в театре кукол?
- Пожалуй, «Школа пешехода», где я играю школьника Сайкина. Этого спектакля было так много в моей жизни, что мы с Сайкиным по-настоящему сроднились! Были периоды, когда мы играли по три спектакля подряд, и за это время он мне нисколько не надоел. Поначалу этот персонаж мне тяжело давался. А потом я вошла во вкус, стала подтрунивать во время игры, что-то свое придумывать, чтобы каждый из спектаклей был не похожим на предыдущий. И живого плана очень много.
Когда играю в «Школе пешехода», то всегда думаю: если я хотя бы одного ребенка спасла от травм или, не дай Бог, гибели на дороге, то значит, не зря живу и работаю. Ведь в этом спектакле мы говорим о достаточно серьезных вещах – о правилах поведения на дороге. И если хотя бы один ребенок, переходя дорогу в неположенном месте, вспомнит о том, что я говорила, предупреждая его: нельзя делать этого, – значит все не зря!..

- Вы верите в театральные приметы?
- Непременно! Если пьеса упала на пол, то на нее сразу же нужно сесть. Но это для меня скорее элемент игры.

- Татьяна Игоревна, а чем Вас как режиссера привлекла сказка «Гуси-лебеди»? Почему именно ее Вы решили воплотить на сцене театра?
- Изначально мне очень понравилась сама пьеса Анастасии Челухиди: в ней хорошо прописаны характеры, есть много действия, короткие диалоги. И название хорошее, добротное, детское. То, что нужно для постановки в театре кукол!

- С какими сложностями пришлось столкнуться во время работы над спектаклем?
- В первую очередь, с техническими. Очень хорошо продуманную художником Натальей Кандаловой сложную конструкцию оказалось трудно воплотить в материале. Но мы справились! А еще в самый разгар репетиций нынешней весной у нас заболела исполнительница главной роли, поэтому мне пришлось срочно вводить второй состав.

- А что Вам больше всего понравилось в этой работе?
- Мне очень помогла второй режиссер Дарья Кожевникова – выпускница СПБГАТИ. Дарья защищала у нас дипломную работу, и мы с ней, можно сказать, одновременно защищали наш спектакль. Что для меня было особенно ценно – она привнесла в нашу работу новизну. У нее очень свежее мышление человека «извне». Ведь мы все работаем в одном коллективе, и бывает, что у нас и мысли сходятся, и думаем мы в одном ключе.
А Даша очень ловко и быстро развела музыкальные выходы артистов, хорошо поработала даже в качестве хореографа. В прологе спектакля актеры выходят под музыку и начинают с речевок. И вот на эти их выходы с речевками нам нужно было наложить некую пластику. И все движения для исполнителей придумала Дарья. В итоге все получилось очень органично.
Вместе с Дашей я тоже «защитилась» в своем родном театре как режиссер. Ведь ремеслу постановщика я пока не училась – и потому мне было очень полезно выслушать замечания от ее наставника.

- Волнуетесь? Не боязно выносить свою работу на суд зрителя?
- Волнуюсь! У нас ведь еще вот какие сложности возникли – мы работали над спектаклем в самый разгар пандемии коронавируса. И премьера была запланирована еще на 28 марта, как раз в тот период, когда в России объявили режим самоизоляции. Сдачу мы провели в, мягко говоря, необычных условиях – на ней, кроме членов худсовета, совсем не было зрителей. А я в своей работе привыкла опираться прежде всего на реакцию детей.
Помню, раньше, еще в 80-е годы, актер и режиссер Игорь Альбертович Капатов, когда ставил свои спектакли, всегда звал на прогоны играющих на ближайшей детской площадке ребятишек. Он усаживал их в зале и наблюдал за реакцией: внимательно ли смотрят, смеются ли… Ведь ребенку если не нравится – он не будет сидеть и смотреть лишь из приличия. Он просто встанет и уйдет. Поэтому и мы всегда на прогоны приглашаем своих ребятишек, театральных.
Но ничего! Пройдет время, и мы будем с улыбкой вспоминать этот период. Незабываемые ощущения! Никогда еще в театре кукол такого не было, чтобы члены худсовета сидели в масках на расстоянии 1,5 метра друг от друга… Мне эта сдача напомнила закрытые показы времен СССР, когда на генеральные репетиции приглашались члены ЦК КПСС… В этом смысле, конечно, наша сдача была исключительной.

- А какие-нибудь курьезные ситуации в процессе репетиций происходили?
- Печку изначально должна была играть женщина, мы и костюм специально сшили женский, но актрисы оказались в тот момент заняты в других спектаклях, и мы с Натальей Кандаловой решили, что тогда Печку будет играть наш актер Сергей Булка. Мы в срочном порядке переделывали и костюм, и сам образ уже под Сережу. Образ у него получился очень смешным, забавным. Кстати, тот женский костюм не пропал – я сама решила играть Печку во втором составе.

- Театр является для Вас местом, где можно укрыться от реальности?
- В качестве актрисы я пришла работать в театр кукол в 1994 году. Как вы помните, это время было очень нестабильным в нашей стране… И если бы у меня тогда не было театра, который занимал все мои мысли, то даже не знаю, как бы я пережила период распада целой советской империи. Я до сих пор удивляюсь, как другие люди смогли его пережить. Даже пандемия оказалась для меня не так страшна. Рецепт выживания в трудных ситуациях я знаю! Просто надо делать дело, которое ты любишь.

- Спасибо, Татьяна Игоревна! С днем рождения Вас! Дальнейших Вам творческих успехов и новых интересных ролей!

Беседовала Диана ГАРАЕВА.
НА СНИМКЕ: Татьяна Кузьменко; а это она с “командой” спектакля “Гуси-лебеди”.
Фото автора и из архива героини.


Татьяна КУЗЬМЕНКО: "Надо делать дело, которое любишь"

Татьяна КУЗЬМЕНКО: "Надо делать дело, которое любишь"

Дата создание новости 4-09-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 985     Номер: 61(13440)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.