$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Знак качества Музыковеда с большой буквы!


Знак качества Музыковеда с большой буквы!

Как уже было сказано, за высокое профессиональное мастерство и большой вклад в развитие культуры и искусства Почетной грамотой Главы Республики Башкортостан была отмечена заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат Российской премии «Золотой Аполлон», обладатель медалей «За трудовую доблесть» и Международного Союза музыкальных деятелей (ВМО) Венера Хадисовна АЮПОВА. Отрадно, что это событие состоялось в особый год для музыковеда – юбилейный!

У Венеры Хадисовны в трудовой книжке одна запись – Башкирская государственная филармония. И этой записи уже более 40 лет... Все эти годы Венера Аюпова верно и преданно служит филармонии, а именно - ее старейшему подразделению, Музыкально-литературному лекторию.
Каждый раз, когда у меня возникает очередная «производственная» дилемма, я автоматически набираю заветный телефонный номер. И любому, задавшему мне вопрос, ответ на который ставит меня в затруднение, я рекомендую: «Спросите Аюпову!»
Венера Хадисовна Аюпова… Лектор-музыковед номер один, «ходячая энциклопедия», «кладезь премудрости», эрудит-интеллектуал, красавица со светло-русой косой ниже пояса – своеобразным фирменным знаком. Личность с уникальным складом ума, в хорошем смысле мыслящая алгоритмами, обладающая удивительной памятью, выстраивающая свои лекции-концерты с математической точностью, умеющая незаметно ввести зрителя в диалог-беседу… «В моей жизни нет хаоса. Когда все ясно и четко – оно лучше и для жизни, да и зрители правильно воспринимают мой материал!»
Неоднократно, будучи «напарницей» Венеры Хадисовны при подготовке очередных проектов, автор этих строк являлась прямым свидетелем рождения сценариев, статей и различных литературных эссе. Наблюдать за мыслительным и творческим процессом Аюповой – занятие увлекательное. На долю секунды отведя голову в сторону, она вдруг поставленным лекторским голосом «выдает на гора» целые абзацы и законченные изречения. «Хорошо быть умной!» – вздыхаю про себя и быстро стучу по клавиатуре, стараясь успеть за мыслью Венеры Хадисовны.
Одну совместную работу хочется упомянуть отдельно – именно благодаря Венере Аюповой Башкирская филармония получила свой полный исторический обзор в форме книги-буклета. Впервые был представлен подробный анализ создания, истории и деятельности филармонии на протяжении 75 лет. Вспоминаю это время с большой нежностью и тихой грустью. Три месяца мы тесно работали над этим литературным материалом – сделали немало для себя открытий, хотя для Венеры Хадисовны это было больше подтверждением, чем открытием… Три месяца увлекательных рассказов, веселых диспутов и интересных бесед… Это было время настоящего созидательного счастья!
Аюпова – великолепный рассказчик с интересными поворотами судьбы. Сколько раз по моему настоянию она пересказывала забавные биографические эпизоды. А интересных сюжетов было немало…
Уверена, немного музыковедов пришли в профессию, имея за плечами класс аккордеона. Не в обиду музыкантам-аккордеонистам, Венера не очень любила этот инструмент, чувствовала, что не ее это. Зато обожала сольфеджио и музыкальную литературу – предметы, которые не очень жалуют ученики ДМШ. К тому же в школе всерьез занималась математикой, даже успешно участвовала в математических олимпиадах. Хотя и не мечтала профессионально заниматься музыкой, после блестящей сдачи экзаменов преподаватель по музыкальной литературе настоял: «Тебе нужно в музыку идти…»
В Уфимском училище искусств на отделе теории музыки Аюпова была единственной аккордеонисткой среди пианистов. И на лекторской практике она очень удивила своего педагога – Наталью Ивановну Алексееву, – представив план-тезис на тему «Петр Ильич Чайковский» следующим образом: «Человек, который пишет музыку, называется… Чайковский». Удивительно, да? А это уже был своего рода алгоритм построения лекции по музыке для детей начальных классов. Дело в том, что в представлении маленьких слушателей понятия «композитор» и «Чайковский» сливаются в единое целое… Вот так нетривиально начала свой путь в профессию Венера Аюпова. Кстати, педагог, хоть и не сразу, идею оценила и сделала судьбоносное (как оказалось!) предложение – выступить на следующий день на концерте в филармонии. Так наша героиня попала на профессиональную сцену. И вот представьте – студентка третьего курса училища искусств с увлечением рассказывает о музыкальных жанрах, а на сцене мэтры – пианист Игорь Лавров и виолончелист Алексей Калачев, кстати, весьма острый на слово. Даже известные музыковеды побаивались его критических замечаний, но Венера-то этого не знала. Бойко отвела лекцию, а на следующий день Наталья Ивановна в коридоре на ходу бросила ей фразу: «Вчера Калачев тебя похвалил, сказал, хорошую девочку прислала. Ты так еще и заслуженной артисткой станешь!»
Вот таким образом молодой музыковед буквально ворвалась в пространство филармонии. И работает в БГФ и по сей день. Причем когда на четвертом курсе проходило распределение молодых специалистов, на выпускницу Аюпову (единственную иногороднюю со всего курса теоретического отдела) пришло официальное приглашение на работу в Башкирскую филармонию, все остальные выпускники – уфимские – поехали в районы республики учить музыкальным азам сельских ребятишек.
Молодому специалисту все нравилось с первых дней: музыканты, певцы, зрители. Огорчало только одно: она оказалась слишком молода – уж чересчур большим был разрыв в возрасте: ей – 20, а молодым артистам – за 30… Очень хотелось повзрослеть.
Слово героине этого материала: «Мне повезло – я работала с талантливыми музыкантами: например, с заслуженной артисткой Украины Ниной Козловой и пианисткой Эмилией Олиной мы объездили весь Советский Союз. Я дружу с ними по сегодняшний день, хотя Нина в Ялте, а Эмма – в Нью-Йорке…
В филармонии мне до всего есть дело – все здесь мое, родное… Лет 35 назад Нажибек Шайкамалович Хафизов (директор филармонии в 60-е годы – о.и.) сказал: «Ты сразу попала туда, куда должна была попасть!» А Равиль Ибатович Батыргареев (директор филармонии в 1977-1991 годы – О.И.) помог остаться в своей профессии. По молодости меня пытались «повысить», хотели отправить то в обком комсомола, то в Министерство культуры... Но Равиль Ибатович как отрезал: «Инструктора всегда можно найти, а лектора-музыковеда – нет! Работайте!» Он же настоял на дальнейшем профессиональном обучении по заочной форме, так сказать, «не отходя от «пульта», аргументируя это тем, что по окончании института искусств у меня уже будет большой стаж работы и в профессиональном плане я буду крепко стоять на ногах.
Благодаря моей профессии состоялось знакомство и теплое общение с самыми именитыми композиторами и музыкантами современности. Я стала свидетельницей того, как остроумен был за кулисами Юрий Саульский, по-детски трогательным Владимир Шаинский… А каким по-человечески теплым и светлым был Андрей Петров! Никогда не забуду брызжущий оптимизм Людмилы Лядовой, абсолютную «беззвездность» Дмитрия Хворостовского и искрометный юмор весельчака Дениса Мацуева! И эти воспоминания можно было бы продолжить… Вот это все называется – работа лектора-музыковеда!»
Коллеги вспоминают, как Венера Аюпова вела концерт известного пианиста Михаила Плетнева в Большом зале института искусств. И, обладая великолепной памятью, цикл из десяти названий легко произнесла наизусть, чем заслужила похвалу маэстро: «Мои поздравления! Концерт Вы вели блестяще!» Это ли не профессиональное признание?!
Но самое главное признание – это отношение публики. Стоит ли говорить о детях, которые после каждого концерта бегут благодарить и обнимать лектора. А сколько родителей, приведших детей на лекцию-концерт Аюповой, подходили к ней после выступления и с восторгом говорили: «Ой, а я Вас помню! Вы приезжали к нам в школу с концертом!» А дальше идут номера школ, названия концертов, упоминание дат… Получается, что за эти 40 лет Венерой Хадисовной воспитано не одно подрастающее поколение.
На одной из церемоний в мэрии, где Аюпову наградили Почетной грамотой города Уфы и нагрудным знаком «За заслуги перед городом», к ней также обращались: «Вы ведь в филармонии работаете?! Ну, кто же Вас не знает!»
Отрадно, что в прошлом году Венера Хадисовна была удостоена юбилейной медали «100 лет образования Республики Башкортостан» как личность, внесшая значительный вклад в становление и развитие нашего региона и имеющая выдающиеся заслуги в своей отрасли.
Особо хочется отметить работу лектора в весенний период пандемии. Скажете – какая работа, когда концертов не было?! Дело в том, что вся филармоническая работа из концертных залов перешла в интернет-пространство! И Венера Хадисовна стала одним из активных пропагандистов отечественного культурного наследия в новом формате. Сколько интернет-циклов прошло с участием Аюповой – она рассказывала стихи и читала сказки на ночь, вела рубрику к 100-летию народного поэта Башкортостана Мустая Карима и 75-летию Великой Победы... В общем, как сейчас говорят, была в тренде.
А если суммировать все профессиональные заслуги Аюповой, то их можно заменить одним определением: «Аюпова – знак качества!»

Оксана ИВАНОВА.

Дата создание новости 20-10-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 257     Номер: 73(13452)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.