История Башкирской государственной филармонии. 60-е годы
Мы продолжаем экскурс в историю Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова.
...60-е годы – «золотая эра» БГФ, испытавшей в те годы огромный подъем в концертной деятельности. это было время плодотворной творческой работы тех мастеров, которых сегодня относят к старшему поколению.
Этот период стал временем обновления башкирской эстрады. В концертах филармонии в качестве профессиональных исполнителей на сцену впервые выходят Ильфак Смаков* (солист БГФ с 1963 года) и Филюс Гараев** (солист БГФ с 1965-го), ставшие впоследствие кумирами публики. Каждый из них обладал своим характерным сценическим обликом: так, пение Ильфака Смакова отличалось эмоциональностью и выразительностью, а Филюса Гараева – сдержанностью и благородством. Каждый из них впоследствие вырос в истинного мастера сцены. Среди артистов были те, кого зрители знали, любили, ждали их выступлений: певцы Камиль Валеев, Назира Закирова, Венер Шакиров, Венер Кильмухаметов, Сания Исмагилова, танцоры Жиган Сайфуллина, Миннур Кильмухаметова, Гульнур Аюпова, Лена Зарипова, Галина Иванова (сценический псевдоним – Галия Имаева), музыканты Минниахмет Гайнетдинов, Анатолий Пичужкин, Фаниль Аюпов, артистка оригинального жанра Валентина Тяптина (Хамматова)…
Тематика лекций-концертов музыкально-литературного лектория была отражением идеологии того времени. Артисты лектория подготовили программы «Ленин и музыка», «Революционная музыка Октября», «Искусство Советской Башкирии» и другие. Большое внимание уделялось пропаганде классического наследия – в концертах-лекциях исполнялись произведения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Михаила Глинки, Александра Бородина... В 60-е годы традиционными становятся лекции-концерты о творчестве башкирских композиторов Рауфа Муртазина, Масалима Валеева, Хусаина Ахметова, Загира Исмагилова. В эти годы в лектории работают певицы Райса Галимуллина и Камила Чертова, музыковед Эльмира Давыдова, артист разговорного жанра Давид Купер, концертмейстер Радик Хабибуллин…
Более 40 лет солистом-пианистом и концертмейстером проработал в филармонии Радик Габдуллович Хабибуллин. Он был первым исполнителем многих фортепианных сочинений Загира Исмагилова, Хусаина Ахметова, Наримана Сабитова. В его творческом багаже – более 200 записей с ведущими солистами республики, в том числе с солистами филармонии Хусаином Мазитовым, Камилем Валеевым, Заки Махмутовым, Флюрой Кильдияровой (записи хранятся в фондах Телерадиокомпании «Башкортостан»). Как педагог-концертмейстер работал с молодыми певцами Рустамом Маликовым, Зоей Байчхаевой, Венером Мустафиным, Райлей Азнакаевой. В разные годы Радик Габдуллович руководил музыкально-литературным лекторием.
…Символом национального духа Башкортостана является курай. С первых дней создания филармонии этот инструмент всегда звучал в концертных программах как солирующий, так и в качестве аккомпанемента. Лучшие кураисты филармонии вошли в историю башкирского музыкального искусства как талантливые продолжатели народных традиций.
На 50-60-е годы приходится творческий подъем артиста-кураиста Рахматуллы Буляканова***. В его репертуаре насчитывалось более 100 башкирских народных мелодий, виртуозным исполнителем которых он был. В концертных программах Рахматулла Буляканов аккомпанировал Хабиру Галимову, Асме Шаймуратовой, Заки Махмутову, Мухамету Идрисову...
В 1966 году в филармонию пришел уникальный кураист, талантливый певец-импровизатор, истинный знаток башкирского фольклора Ишмулла Дильмухаметов****. Разносторонняя личность Ишмуллы Дильмухаметова поражает: актер, инструменталист, певец, драматург, композитор. Среди широкой зрительской аудитории он получил признание, прежде всего, как самобытный кураист, который пропагандировал традиционный народный инструмент и башкирскую музыку в городах СССР и за рубежом: Франция, Италия, Швеция, Швейцария, ФРГ, ГДР, Польша, Венгрия, Афганистан, Пакистан, Иран, Япония...
В памяти коллег он остался человеком широкой души: добрый, отзывчивый, обладавший удивительным чувством юмора.
Вокальные традиции исполнительства башкирских народных песен на сцене филармонии вслед за Сулейманом Абдуллиным продолжил Рамазан Янбеков, который работал в филармонии с 1963-го по 1994 год. За этот период он побывал в каждом уголке Башкирии, гастролировал во многих областях и республиках Советского Союза. В его исполнении старинные протяжные песни «Сибай», «Азамат», «Уил», «Абдрахман», «Салимакай» и другие образцы народного творчества стали эталоном. В разные годы в составе концертной группы народного артиста БАССР Рамзана Янбекова выступали известные артисты и музыканты – Бахти Гайсин, Альфарит Султанов, Ридик Фасхитдинов, Мухамет Идрисов, Янгали Вахитов, Рашида Туйсина и многие другие. Особой популярностью пользовалась концертная программа «Урал мондары» вместе с выдающимся кураистом Ишмуллой Дильмухаметовым.
В 1969 году в Уфу из Саратова был приглашен Тагир Сергеевич Сайфуллин*****. Творческий коллектив и администрация филармонии с нетерпением ждали приезда молодого хормейстера, которого благословил на создание нового хорового коллектива директор Салих Давлетович Хуснияров.
Из воспоминаний Галины Ивановны Сапожниковой (с 1963 по 2001год работала главным бухгалтером филармонии): «Я прекрасно помню тот день, когда к филармонии подъехала машина и из нее вышел Салих Давлетович, а за ним… Мы так и прильнули к окнам! За ним шел красивый, импозантный, в длинном пальто мужчина с пышной шевелюрой. Мы знали, что это наш новый хормейстер Тагир Сайфуллин. Он сразу засучив рукава включился в активную деятельность создания хоровой капеллы. Мы были счастливы, что он не обманул наших надежд. Вскоре капелла предстала перед нами на сцене».
Для создания капеллы Тагир Сайфуллин сплотил студентов и выпускников Уфимского училища искусств, музыкально-педагогического училища и даже участников самодеятельности. Днем рождения коллектива стало 12 апреля 1970 года – именно в этот день состоялся первый концерт хоровой капеллы.
Высочайший профессионализм, интеллект, эмоциональная раскрепощенность – вот те составляющие, которые сформировали уникальную личность Маэстро. Три десятилетия – это эпоха хорового искусства, которая в нашем сознании навсегда будет связана с именем Тагира Сайфуллина.
В разные годы в капелле художественными руководителями работали Шавкат Бикмухаметов, Фердинанд Салихов, Владимир Никитенков, Нафира Иксанова, Ильдар Ишбердин.
Открытие в 1968 году Уфимского института искусств послужило творческим импульсом для дальнейшего развития академического классического искусства, благодаря педагогам и первым выпускникам. Так, в 70-80-е годы с сольными концертами и в программах лектория принимали участие: пианисты Игорь Лавров, Вадим Монастырский, Людмила Алексеева, Михаил Кочуров, Лев Франк, скрипачи Михаил Швайштейн, Сергей Саркисьянц, виолончелист Алексей Калачев, баянисты Сергей Тюфяков, Владимир Суханов, Раджап Шайхутдинов, Владимир Грачев, Юрий Селезнев, Валерий Башенев и многие-многие другие.
«Много выступал в концертах лектория скрипач Михаил Швайштейн, который прекрасно исполнял башкирскую музыку, – вспоминала солистка-вокалистка Райса Галеевна Галимуллина. – Признанные мастера пианисты Игорь Лавров, Вадим Монастырский, Михаил Кочуров, Людмила Алексеева активно привлекались к лекторийной работе в качестве пианистов».
Почетной миссией и своеобразным творческим отчетом становится участие Башкирской государственной филармонии в Днях культуры БАССР в г. Ульяновске (октябрь 1968-го) и Днях культуры БАССР в Ленинграде (октябрь 1969-го).
С 1967-го по 1977 год Башкирскую государственную филармонию возглавлял Салих Давлетович Хуснияров******. С его именем связано создание Башкирской государственной хоровой капеллы. Именно Салих Давлетович настоял на приглашении истинного мастера хорового искусства Тагира Сайфуллина. При Салихе Хусниярове оживляется творческая жизнь ансамбля народного танца, который впервые выезжает на гастроли во Францию, Италию, Испанию, Финляндию и другие страны. В газете «Советская культура» тех лет отмечались размах и разнообразие форм просветительской, пропагандистской работы Башкирской филармонии. Салих Давлетович руководил со знанием дела, огромной заинтересованностью в результатах деятельности своего коллектива… Во Всесоюзном конкурсе филармоний страны в сезоне 1973-1974 годов Башкирская государственная филармония заняла третье место и была удостоена премии…
Продолжение следует.
* Ильфак Музипович Смаков (1940-1993) - башкирский певец (баритон), заслуженный артист РСФСР, народный артист БАССР.
** Филюс Фазлиахметович Гараев (1941-1990) – башкирский певец (баритон), народный артист БАССР.
*** Рахматулла Губайтович Буляканов (1909-1981) – артист-кураист Башкирской государственной филармонии с 1941 по 1975гг.
**** Ишмулла Ишкалеевич Дильмухаметов (1928-1984) – башкирский актЕр, кураист, певец, драматург, композитор; заслуженный артист РСФСР, народный артист БАССР, лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева и Г.Саляма.
***** Тагир Сергеевич Сайфуллин (1932-2007) - хоровой дирижер, педагог, народный артист Республики Башкортостан, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР.
****** Салих Давлетович Хуснияров (1915-1992) – певец (тенор), музыкальный общественный деятель, заслуженный работник культуры БАССР (1976), заслуженный артист БАССР.
Оксана ИВАНОВА.
26-05-2020 (0) Просмотров: 1 238 Номер: 36(13415) Версия для печати