Здесь дух Нуреева живёт…
В пространстве Башкирского государственного театра оперы и балета в марте 1993 года сначала появился стенд с переснятыми из зарубежных журналов сценическими фотографиями Рудольфа Нуреева, а затем и небольшой, один из немногих в мире музей великого танцовщика, у истоков коего стояли друг Рудольфа Хамитовича и поклонница его дарования Инна Георгиевна Гуськова, а также сестра артиста Разида Хамитовна Нуреева-Евграфова.
Постепенно маленькая коллекция стала прирастать любовно собранными, разбросанными по городам и весям пылинками жизни и творчества великого танцовщика – дорожная сумка и кашне Нуреева, фортепиано «Беккер», купленное Рудольфом Хамитовичем на гонорар от победы в балетном конкурсе в Вене, земля с его могилы в Сент-Женевьев-де-Буа и фотографии с открытия надгробного памятника нашему земляку, на котором присутствовали артисты из Уфы, в тот момент приехавшие во Францию на гастроли… Далее свою лепту в расширение этой экспозиции внесли наш соотечественник, врач Рамиль Рамазанов, балетный критик Рене Сирвен и другие поклонники таланта Великого Руди. А к 70-летию артиста в БГТОиБ прибыла уникальная коллекция (156 артефактов), которая была подарена Международным Фондом Рудольфа Нуреева от имени Правительства Соединенного Королевства Великобритании – дорожные документы и сумки с инициалами артиста, костюм Джеймса из балета Левенсхольда «Сильфида», в котором он в 1964 году дебютировал на сцене Канадского Королевского балета, жакеты Жана де Бриена из глазуновской «Раймонды» и дона Базиля из «Дон Кихота» Минкуса, предметы сценического грима, авторские постеры, портреты, выполненные зарубежными художниками…
Сейчас все это с большой любовью хранит заведующая музеем Рамиля Гаязовна Латыпова, сопровождая в экскурсиях по экспозиции многочисленных гостей и рассказывая им о жизни и творчестве нашего земляка, чей мятежный дух, блистательное дарование и удивительная судьба заставляют однажды пришедших сюда людей возвращаться вновь и вновь…
А начался этот материал с короткого рассказа о музее потому, что решением Комиссии по увековечению памяти и чествования выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Республики Башкортостан, балетной труппе Башкирского государственного театра оперы и балета за вклад в развитие балетного искусства и сохранение традиций 16 декабря 2020 года было присвоено имя Рудольфа Нуреева. Ходатайство театра поддержал Глава Башкортостана Радий Хабиров, и вот спустя более четверти века свершилось то, о чем после знаменитого «прыжка в свободу» в парижском аэропорту в 1961 году и помыслить не могли земляки Рудольфа Нуреева.
Вообще, история Башкирского государственного театра оперы и балета на протяжении многих лет теснейшим образом связана с судьбой легендарного танцовщика. 1 января 1945 года маленький Рудик впервые переступил порог этого здания, придя вместе с мамой и сестрами на балетный спектакль «Журавлиная песнь» на музыку Льва Степанова и Загира Исмагилова, получив своеобразный ожог от всего увиденного. Семилетнего мальчика восхитило все – и то, что их четверых, вежливо выслушав сбивчивые объяснения, пустили на один билет, который матери, Фариде Аглиулловне, работавшей на уфимском молочном заводе, выдало к празднику начальство; бархатные кресла, хрустальные люстры, струящийся занавес, но главное – действо на сцене и блиставшая в партии Зайтунгуль балерина Зайтуна Насретдинова. Увиденное произвело на Рудольфа неизгладимое впечатление, определив его судьбу.
Далее была встреча с эвакуированной в Уфу балериной Анной Удальцовой, танцевавшей в свое время в труппе Дягилева, которая первой поверила в талант своего юного подопечного; по ее рекомендации Рудик попал в балетный кружок Дома учителя к солистке Кировского театра Елене Войтович, которая по совместительству вела балетную студию в БГТОиБ, и со временем Рудик перешел в нее. То есть, дорога вела его именно в БГТОиБ, в массовке спектаклей коего будущий великий танцовщик стал выходить на сцену столь поразившего его некогда театра. Так что эти стены действительно помнят легкий шаг Бога танца XX века…
И, возвращаясь к биографии Нуреева, напомню, что уже позже, в 1955 году сбылась мечта Рудольфа, он поступает в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой), в котором в свое время учились многие мэтры Башкирского балета, в том числе и Зайтуна Насретдинова…
А теперь предоставим слово нынешнему художественному руководителю балетной труппы БГТОиБ, народной артистке России и Башкортостана Леоноре Куватовой:
- В советские времена каждые десять лет Башкирия для обучения искусству балета направляла способную молодежь в лучшее в мире хореографическое училище имени Агриппины Вагановой. Так случилось, что в 90-е годы оно перестало набирать национальные студии и стало готовить выпуски только для Мариинского и Михайловского театров и обучало иностранцев, а Башкирский театр, к сожалению, остался без кадров. Страшно вспомнить, но в 90-е годы труппа наша насчитывала от силы двадцать человек. Подчас даже не могли идти спектакли – кто-то уехал, кто-то уже ушел на пенсию… И тогда Али Салихович Бикчурин обратился к руководству республики с идеей создать в Уфе учебное заведение, подобное Ленинградскому хореографическому училищу. И мы очень благодарны первому секретарю Башкирского обкома КПСС Мидхату Закировичу Шакирову, который поддержал это предложение. И в 1986 году на улице Свердлова, 38, в историческом здании бывшей общеобразовательной школы №2, в которую в свое время ходил юный Рудик, открылось это учебное заведение. То есть даже в этом я вижу особый смысл, судьба словно вела нас, поскольку здание нынешнего Башкирского хореографического колледжа, который теперь носит имя Рудольфа Нуреева, тоже помнит звук его голоса и его шагов… Педагогами в основе своей стали питомцы Вагановского училища.
Первый выпуск классического отделения состоялся в 1994 году, и все воситанники таких наставников, как Венера Хакимовна Галимова и Шамиль Ахмедович Терегулов, пришли в театр. И с тех пор каждый выпуск пополняет труппу БГТОиБ. Теперь, поскольку труппа насчитывает примерно сто человек, мы в театр отбираем лучших, стремясь к тому, чтобы наш коллектив рос во всех смыслах, существовал по принципу поступательного движения. Это, пожалуй, первое. Второе: Шамиль Ахмедович Терегулов в свое время, размышляя о том, от чего зависят качество и уровень труппы, и понимая, что во главу угла нужно вынести вопрос, касающийся репертуара и педагогов, пригласил в Уфу Юрия Николаевича Григоровича (балетный коллектив тогда насчитывал от силы тридцать пять человек). И первое, что у нас поставил Юрий Николаевич – это «Тщетная предосторожность», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»... И с пополнением и ростом репертуара (у нас, конечно, и раньше было «Лебединое озеро», но работу с таким мастером, как Григорович, трудно переоценить) ситуация постепенно начала меняться. Меняться до такой степени, что в один прекрасный день встал вопрос о постановке балета Хачатуряна «Спартак». Мы с Терегуловым в свое время даже не мечтали о таком… Потому что «Спартак» - это Спектакль спектаклей! Я приведу для примера цифры: когда мы только приступили к «Спартаку», у нас было всего двадцать мужчин, и в процессе работы над ним у нас мужская часть труппы выросла до сорока человек! То есть постановка подтянула количество участников - лучших выпускников Нуреевского колледжа.
Я просто болею этими спектаклями – имею в виду «Спартак» и последовавшую за ним «Легенду о любви» на музыку Арифа Меликова. Мы показывали их на всех фестивалях, за границей. Это, безусловно, характеристика, это уровень труппы. Два данных спектакля дают небывалый рост коллективу в смысле актерского мастерства. Замечу попутно, что учащиеся нашего хореографического колледжа, когда их спрашиваешь «Что ты хочешь танцевать?», отвечают: «Лебединое озеро» и «Спартак». То есть репертуар формирует вкус и мышление наших детей, нашей смены. Не говорю уж о том, что у самой труппы есть, скажем так, единое дыхание, все очень горды тем, что в театре идут такие спектакли; все очень это ценят, достаточно сказать: в день рождения Юрия Николаевича буквально весь театр звонит ему, все беспокоятся о том, как он себя чувствует. И ведь вот что касается нашего Нуреевского фестиваля, это тоже была идея Юрия Григоровича, он предложил: «Давайте организуем в Уфе такой фестиваль!» И их у нас прошло уже двадцать два. Ведь первые свои творческие шаги Рудольф Хамитович совершил на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, на этой сцене, вот на этом полу, на котором мы сейчас танцуем! Вот что значимо и ценно. Может быть, он бы и не пришел в балет, не увидев первый спектакль именно в нашем театре… Впечатлившись мастерством именно Зайтуны Агзамовны Насретдиновой в балете «Журавлиная песнь», он «заболел» именно этим видом искусства. И именно Уфа подарила миру балета и миру в целом такую ярчайшую индивидуальность, каковой являлся Рудольф Нуреев.
И все, кто приезжают на наш Нуреевский фестиваль, и российские, и зарубежные мастера балета, испытывают чувство радости, приязни, восторга от того, что у нас такое театральное здание, такая сцена, такой репертуар! Я даже сталкиваюсь с тем, что выпускники многих хореографических училищ хотят работать в нашем театре, их привлекает не только имя Нуреева, но и богатство афиши. Мало театров, в которых такой репертуар! Тут и классика, благодаря которой артист держится в форме, и есть новации; в этой связи не могу не сказать о балете на музыку Гаврилина «Анюта», который поставил у нас Владимир Викторович Васильев. Это счастье, что «Анюта» идет в Уфе, и работа с Васильевым – подлинный урок актерского мастерства для нашей труппы. Большая удача, что нашим артистам удалось встретиться с такими глыбами, как Григорович и Васильев! Они столько дали труппе, что невозможно передать словами. Это счастье огромное. Мы горды, что труппе присвоили имя Нуреева. И такое ко многому обязывает!».
…Впереди у театра есть планы, непосредственно связанные с именем нашего знаменитого земляка. В том числе и выпуск балета «Нуреев», к постановке которого в ближайшее время приступит заслуженный артист России, премьер Михайловского театра Иван Васильев, уже работавший с труппой БГТОиБ. Впрочем, подробнее об этом «Вечерняя Уфа» расскажет чуть позднее.
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: на поклоне в вечер премьеры балета «Легенда о любви»; фрагмент экспозиции музея театра.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКАХ: на поклоне в вечер премьеры балета «Легенда о любви»; фрагмент экспозиции музея театра.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
9-02-2021 (0) Просмотров: 1 263 Номер: 9(13479) Версия для печати