ЮБИЛЕЙНОЕ
Жизнь как творческий процесс, ведущий к должности генерального директора
Завтра особый день рождения отмечает генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Башкортостана Ильмар Разинович Альмухаметов.
...Впервые я увидела Ильмара, студента театрального факультета Уфимского государственного института искусств, ученика выдающегося педагога Павла Романовича Мельниченко, кажется, в 1991 году в спектакле «М.Баттерфляй», который режиссер из Москвы Тоас Шлаустас поставил в Уфе на сцене Русского драматического театра по пьесе Дэвида Хенри Хвана. Шлаустас, сколько я помню, долго не мог определиться с выбором исполнителя роли Сон Лилин, поэтому он обратился к балетмейстеру-постановщику спектакля Ирине Николаевне Филипповой, ныне профессору кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища имени Бориса Щукина (Москва), в те поры преподававшей в УГИИ. Его интересовали студенты, с которыми работала Ирина Николаевна: нет ли в их числе претендента на фактически одну из главных ролей в «М.Баттерфляй»? Ирина Филиппова предложила режиссеру три кандидатуры, в числе которых были два известных ныне театральных режиссера и будущий гендиректор БГТОиБ. В итоге выбор постановщика пал на Ильмара.
Спектакль имел большой резонанс, и студент Альмухаметов, очень точно и органично вписавшийся в контекст этой необычной постановки, стал чрезвычайно популярен в зрительском сообществе. Впрочем, по тем или иным причинам спектакль недолго украшал афишу Русского драматического. Ажиотаж мало-помалу угас, и Ильмар, не прижившийся в театре с его сложившимися уставом и дисциплинарными ограничениями, вернулся под крыло заботливого, умеющего все объяснить и научить уму-разуму, к тому же и любящего его по-отечески Павла Романовича… Он логично закончил курс, на котором учились многие из тех, кого знает сегодняшняя театральная общественность, сыграл в замечательном дипломном спектакле «Вишневый сад», поставленном режиссером и педагогом Павлом Мельниченко по его любимому Чехову, и, получив заветные корочки, отправился в большой мир, учась жить и справляться с превратностями судьбы самостоятельно.
...Ссорилась я с ним за время нашего, скажем так, товарищества неоднократно. И все же мы мирились, несмотря на его нелюбовь к критическим замечаниям и неприятие того, что друг имеет право высказаться честно (а иначе какой он друг?!), мирились, поскольку Ильмар – человек незлобивый по сути, по-детски увлекающийся фантазер, и за эту ребячливость ему можно простить многое… Так что знаю я о нем, быть может, чуть больше других…
Жизнь не баловала моего героя, в младенческом возрасте оставшегося без матери, выросшего в многодетной семье своего отца, взявшего в жены другую женщину, ставшую (по всем канонам народных сказок) классической мачехой. Потому-то Ильмар с такой нежностью и поныне вспоминает свою дорогую, уже ушедшую из жизни бабушку, сделавшую все для того, чтобы младшенький рос в любви и не ощущал своего сиротства при живом отце… И всегда в каждом разговоре, если речь заходит о его юности и отрочестве, он с нежностью вспоминает также скрасившую ему своими вниманием и заботой детство и юность тетю, называя ее Гульшат-апа, а еще родную старшую сестру Розу, старавшуюся подсунуть братишке лишний лакомый кусочек и защищавшую его во всех конфликтах в семье и в уличных «разборках» небольшого рабочего поселка под Ишимбаем… Наверное, поэтому, если Альмухаметов видит блины (с вареньем, с медом, с чем угодно!..), то просто не может удержаться от удовольствия полакомиться ими… Младшенькому, как правило, не доставалось ни одного блинца - когда тарелка с угощением появлялась на столе, все моментально расхватывали старшие братья. Если Роза или бабуся не приберегали пацаненку уже остывший блинчик, ему, глядя на набеги орды проворных старших братцев, оставалось только облизываться…
Мне кажется, вот это, впитанное с детства ощущение несовершенства подлунного мира сидит в его душе и поныне. Это отзывается в его любви к сказкам, которые он и сам, кстати, сочиняет, в том числе и как драматург, получивший на этой стезе путевку в жизнь от театрального критика, заслуженного работника культуры РБ Валентины Федоровой, ставшей «забойщиком» в Башкирии семинаров начинающих драматургов на озере Талкас и, сумев разглядеть в Ильмаре талант и острое желание самореализации, отправившей его на семинар драматургов всероссийского уровня в подмосковную Рузу, где в свое время получал уроки мастерства и знаменитый Флорид Буляков…
Как-то Альмухаметов, беседуя со мной, вспоминал о своих впечатлениях, вызванных приездом в Ишимбайский район Башкирского государственного театра кукол. Судя по его рассказу, это было сродни ощущениям Буратино, пожертвовавшего ради похода на представление труппы Карабаса-Барабаса своей заветной Азбукой…
Вообще, в Ильмаре живет страсть ко всему необычному, красивому, изящному, тому, что некогда было недоступно мальчику, выросшему без матери, тому, чего он был лишен в детстве… Ильмар Разинович любит яркие вещи, подчас надевает какие-то необычные рубахи и жилетки, которые ему не просто идут, но делают моего героя похожим на, скажем, персонажа оперы Римского-Корсакова «Садко», имею в виду Индийского гостя. Мне кажется, все, что связано с экзотикой таких мест, как Гоа, Стамбул, диковины Объединенных Арабских Эмиратов, манит его своим пряным ароматом, буйством цвета и особенностями языка, в омут которого он моментально ныряет с головой, приспосабливаясь к мелодии речи, ее необычному звучанию, особому рисунку слов. Это тоже один из его талантов, адаптироваться в любой языковой среде… И в то же время он умеет органично чувствовать себя в официальной визитке, бархатном пиджаке, с шелковым платком на шее, думаю, и в смокинге… Это, наверное, не только природная естественность, но и уроки его выдающихся Учителей – Павла Романовича Мельниченко, Тамары Шагитовны Худайбердиной, Ирины Николаевны Филипповой, Валентины Борисовны Федоровой…
Я не зря вспомнила чуть раньше про Башкирский государственный театр кукол и любовь Ильмара Разиновича к сказке. Потому что БГТК стал одной из важных вех на его жизненном пути. И это было очень счастливое время, связанное с замечательными проектами, спектаклями и рождением фестивалей. Я подчас с тоской вспоминаю о тех днях, поскольку этим счастьем Ильмар очень щедро делился со мной… Я ни в коей мере не пытаюсь каким-то образом задеть тех, кто ныне стоит у руля БГТК, у них свой путь и свое понимание того, как вести кораблик «куколки» по бурным волнам нашей жизни. Мне просто очень дорого все, что происходило в небольшом доме под часами в те несколько лет жизни и Ильмара, и моей!.. Альмухаметов, мне кажется, со своим ощущением и пониманием того, что важно для ребенка, особенно того, с кем судьба обошлась не слишком справедливо, очень естественно и логично вверстался в контекст жизни столь необычного и востребованного театра, где работают уникальные актеры, уникальные художники и вообще невероятные по доброте и отношению к маленькому зрителю люди.
Причем Ильмару, в отличие от большинства, удалось дважды войти в одну и ту же реку… Поскольку в свое время он успел поработать в БГТК и актером, и режиссером, и как драматург, пополнив репертуар этого театра своими сочинениями… Так что директор Альмухаметов уже знал тонкости специфики искусства третьего жанра, любил кукол и главное – людей, вкладывающих в этих кукол свою душу.
Как уже упомянуто – это был не первый театр на жизненном пути Ильмара Альмухаметова: после Русского драматического он отдал должное сцене Национального Молодежного, поработав актером и обогатив репертуар НМТ своей пьесой «Два письма» по одной из глав повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство…». А вот к «куколке» он по-настоящему прикипел сердцем, подняв престиж этого театра на большую высоту, кстати, первым начав очень настойчиво добиваться реконструкции БГТК; придумав уникальный фестиваль «Ниточка», проведя вместе с фондом «Мархамат» фестиваль интегрированных театров «Есть у каждого из нас звездочка своя»; не говорю уж о том, что обе труппы «куколки» вписали свою яркую строку в контекст различных форумов, связанных с искусством третьего жанра, широко поездив не просто по России, но и по зарубежным странам…
Создатель наградил Ильмара Разиновича множеством талантов – в его послужном списке есть медицинское училище и диплом фельдшера. Он, мне кажется, мог бы стать прекрасным диагностом, поскольку вопросы здоровья человека его притягивают и поныне, и он читает все, что связано с медициной, даже научные труды, и очень хорошо чувствует людей, умеет успокоить, дать совет, поддержать – в этом смысле он истинный табиб. Он мог бы стать богословом, поскольку хорошо знает суры из Корана и толкует их очень образно и точно по сути. И это в нем тоже есть, и он ценит дружбу с избранными, облеченными саном, беседует с ними, внимательно слушая и делясь своим пониманием слова Божия. На радио и телевидении он свои силы попробовал, причем весьма продуктивно; успешным постановщиком различных шоу и концертов был, закончил в Москве курс режиссера драматического театра. Список испробованных им профессий, замечу, далеко не полон…
К тому же он очень хорошо считает и умеет читать финансовые документы так, как вы бы, уважаемые подписчики, читали, скажем, роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». У него к этому безусловный талант, а еще он прошел хорошую школу у своих друзей, которые работают в финансовой сфере или занимаются предпринимательством. Ильмар любит посещать мастер-классы различных коучей в мире бизнеса. Ему действительно это интересно! Вы не поверите: он испытывает удовольствие от чтения, казалось бы, безликих бумажек с колонками цифр, за которыми его острый глаз видит людей, километры гастрольных путей-дорог, строительство корпусов, ремонт театральных пространств, болезни артистов, пополнение труппы, новые инструменты для оркестра, костюмы для исполнителей, грандиозные декорации и востребованные зрителем названия в афише теперь уже Башкирского государственного театра оперы и балета…
«Доброжелатели», а такие всегда найдутся в окружении неординарной личности, загадывали, делая ставки на то, как долго Альмухаметов после ма-а-аленькой «куколки» продержится на руководящем посту огромного Аксаковского народного дома!.. Но замучились ждать, спеклись, не выдержали... И не дождетесь, господа! Потому что Ильмар Альмухаметов, как говорится, на месте, пришелся ко двору. И дело свое знает, уверенно выведя БГТОиБ в авангард театральной жизни республики. Пожелаем ему удач и режима наилучшего благоприятствования на этом пути! С юбилеем, Ильмар Разинович! Здоровья, сил, терпения, всех благ!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
8-06-2021 (0) Просмотров: 1 039 Номер: 39(13509) Версия для печати