МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
И за каждым из них – особый мир!
В декабре 2020 года фонды Башкирского государственного художественного музея пополнились тремя новыми произведениями начала XX века. Это был дар уфимца Вадима Николаевича Болотова.
Дар включает графический лист – В.Лео Арндт (1857-1945) «Бетховен. Крейцерова соната», офорт 1901 года, исполненный в Берлине; маленькую графическую работу Льва Николаевича Петухова (1888-1921) «Декоративный мотив», бумага, тушь, перо, выполненную в стиле модерн, датированную 1921 годом. Но мне хочется рассказать о третьей работе. Это прекрасный графический портрет одного из директоров нашего художественного музея Александра Алексеевича Черданцева (1871-1943), исполненный в 1924 году художником Юлием Юльевичем Блюменталем (1870-1944).
Особенный интерес эта работа вызывает еще и потому, что приоткрывает нам дверь в те далекие времена, когда столетняя история Уфимского музея только зарождалась. Конечно, все началось еще раньше, когда в 1913 году Михаил Васильевич Нестеров решил передать в дар родному городу коллекцию картин русских художников, а также часть своих собственных произведений для создания художественной галереи.
Его друг, архитектор Илья Евграфович Бондаренко, привез подаренную коллекцию в Уфу в конце 1919 года и, при поддержке местных властей, выбрал для будущего музея особняк купца лесопромышленника Михаила Артемьевича Лаптева.
Энергичный Бондаренко, приняв на себя должность первого директора музея, развил бурную деятельность. Он смог наладить связь с Московским и Петроградским музейными фондами, с частными коллекционерами и со знанием дела использовал для пополнения фондов музея местные возможности. И таким образом сумел удачно дополнить дар Нестерова, а также собрать в стенах музея уникальные книжные фонды. Уже в январе 1920 года музей, получивший гордое название Пролетарский музей имени Октябрьской революции, открыл свои двери для посетителей. В 1920 году в его фондах хранилось уже более 1500 произведений изобразительного искусства, а библиотечный фонд насчитывал 2500 томов.
В конце 1921 года Илью Евграфовича Бондаренко отзывают в Москву для участия в постройке Сельскохозяйственной выставки и работы в государственных комиссиях.
«Уфимский музей – живой организм. Но боюсь, как бы не отлетела душа его с отъездом глубокоуважаемого Ильи Евграфовича в Москву», - писал Александр Эрастович Тюлькин (Архив И.Е.Бондаренко ЦГАЛИ, Москва).
К счастью, этого не произошло. Вторым директором музея был назначен Александр Алексеевич Черданцев, человек высокообразованный, энергичный, разносторонний, знаток искусства, написавший более сотни научных трудов в разных областях знаний.
Родился Александр Черданцев в Пермской губернии. Учился в Екатеринбургской мужской гимназии, окончил провизорское отделение медицинского факультета Московского университета в 1899 году. Он был страстным исследователем природы и жизни Урала. Много участвовал в экспедициях по Северному Уралу.
В 1915 году Черданцев переехал в Уфу, где начал работать в области фармацевтики, а с 1919 года был назначен заведующим фармацевтической частью губернского санитарного отдела. В Уфе он также принял активное участие в возрождении Губернского музея, который изначально располагался в одной комнатке мужской гимназии на Большой Ильинской улице. В начале 1917 года под руководством Черданцева было выбрано новое правление Комитета музея, началась его реорганизация, пополнение фондов и научная работа. А в самом конце 1917 года на собрании членов Комитета Губернского музея Александр Алексеевич был единогласно избран его председателем. В трудные годы гражданской войны, голода, нищеты и разрухи Черданцеву удалось сохранить музей и даже пополнить его фонды.
В 1922 году Александр Черданцев принял предложение возглавить Уфимский художественный музей и продолжил дело, начатое Ильей Евграфовичем Бондаренко. Как раз в годы работы Черданцева директором музея был написан его графический портрет, подаренный музею. Перед нами лицо зрелого мужчины с пышной шапкой волнистых волос. Автору удалось передать образ человека умного, энергичного, инициативного и показать не только внешнее сходство, но и внутренний мир героя, словно утверждая, что душа человека неизменно оказывает воздействие на его облик. Художник не отвлекает внимание излишними деталями. Все сосредоточено на изображении лица, черты которого очень красноречивы. Выразительный прямой взгляд светлых глаз, скрытая под усами полуулыбка, игра линий и светотени рассказывают о натуре беспокойной с некоторой авантюрной жилкой, деятельной и предприимчивой. А легкая асимметрия в очертании плеч придает некое беспокойство и готовность к движению.
Жизнь распорядилась так, что в 1925 году Александр Черданцев вернулся в область фармацевтики, заведующим фармацевтической частью Уфимского губернского санитарного отдела, он работал, совмещая основную деятельность с сотрудничеством с Центральной научной библиотекой, где заведовал Кабинетом местного края и входил в состав библиотечного совета. Но, пожалуй, самое интересное, что портрет второго директора музея был исполнен прекрасным талантливым мастером, выпускником Императорской академии художеств Юлием Юльевичем Блюменталем, который в 1926 году сам был назначен директором художественного музея.
Будучи директором музея и членом Ассоциации художников революционной России (АХРР), Блюменталь внес большой вклад в становление и развитие изобразительного искусства Башкирии. Он многое сделал для сбора и сохранения произведений башкирского народного искусства, организуя первые экспедиции в районы республики, составляя основу коллекции народного искусства - образцы ткачества, резьбы по дереву, ювелирные украшения, делая зарисовки народного быта. При этом Юлий Блюменталь много работал и как художник. В собрании музея хранятся его живописные и графические работы того времени.
Таким образом, дар уфимца Вадима Николаевича Болотова (1936 г.р.) словно оживил перед нами страницы истории музея, позволил заглянуть в те далекие трудные времена, лучше узнать, почувствовать грани личности людей, связанных с уфимским музеем, творивших его историю.
О самом дарителе можно сказать, что он внук второго директора музея Александра Алексеевича Черданцева. Окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище, служил в авиации. Сам он большой поклонник искусства и был частым гостем художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова. В 2020 году сменил место жительства, перебравшись из Уфы в Подмосковье, а на прощание сделал музею такой замечательный подарок.
Анна ХАРДИНА.
В оформлении материала использована репродукция работы Юлия Блюменталя «Портрет Александра Черданцева» (51х40, бумага, пастель, цв.карандаш), 1924 год.
11-06-2021 (0) Просмотров: 699 Номер: 40(13510) Версия для печати