$ - 96.0649
€ - 105.3069

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

ЮБИЛЕЙНОЕ

Его стихия - пятый океан, его герои - люди из народа


Его стихия - пятый океан, его герои - люди из народа

В уфимской модельной библиотеке № 32 проходит выставка "Они ковали победу", посвященная Году российской истории. В экспозиции представлены станковые и монументальные скульптуры заслуженного художника Республики Башкортостан, ветерана войны и труда Александра Панова, который работал в послевоенные годы на Уфимском моторостроительном заводе, был летчиком.

Многие из ныне здравствующих участников Великой Отечественной войны в силу возраста не могут похвастаться здоровьем. А вот наш герой и накануне своего 90-летия по-прежнему энергичен, полон новых идей. Свою очередную выставку Александр Иванович ни в коем случае не рассматривает как итог творческой биографии. Да и говорить о возрасте бравого, статного мужчины в парадной форме с орденами и медалями на груди как-то неуместно!
Первое, что хочется отметить, рассматривая работы ветерана, - умение очень точно и лаконично подчеркнуть характер личности, показать настроение, состояние души, какими-то неуловимыми приемами раскрыть сущность человека.
Как формировалась творческая личность художника? Создавая произведения, он использует и свой жизненный опыт, и знания психологии, наблюдения.
Александр Иванович родился в городе Алапаевске Свердловской области в семье талантливого краснодеревщика Ивана Петровича и рабочей Елизаветы Яковлевны Пановых. В 1934 году по постановлению бюро городского комитета партии отца как опытного специалиста направили в Уфу, где в то время разворачивалось строительство УМПО. Елизавета Яковлевна получила должность в заводском комитете профсоюза, а Иван Петрович работал на монтаже промышленных корпусов. Сын часто сопровождал отца на стройку, делал там какие-то зарисовки, чертежи смонтированных конструкций и с гордостью представлял их главе семейства, чтобы тот оценил творчество.
Среди довоенной молодежи культивировались в те годы в основном два увлечения - техника и спорт. К пятнадцати годам Александр лихо гонял на мотоцикле, принимал участие в соревнованиях по мотокроссу, научился водить автомобиль марки "Опель". Год спустя уже самостоятельно вел уроки в школе по устройству и вождению мотоцикла. Параллельно вечерами занимался в Уфимском аэроклубе - прыгал с парашютом, летал на самолете. Ну а в дневное время наш спортсмен-любитель трудился фрезеровщиком на сложном импортном станке, постоянно выдвигая новаторские предложения, которые существенно помогали увеличить скорость обработки деталей, облегчали производственный процесс. За станком Александр Панов проработал до 1941 года.
Еще в школе Панов проявил способности к рисованию: как-то на простом куске фанеры изобразил портрет Ленина, да так живо, динамично получилось, что портрет вождя-учителя отправили на всероссийский конкурс, и работа уфимца заняла первое место. Панову предложили поехать в школу для одаренных детей, открытую в Свердловске, но любовь к технике победила - выбрал профессию летчика.
Когда началась Великая Отечественная война, Александр Иванович подготовил себе замену для работы на станке (только с таким условием его отпустили на фронт) и, отучившись в 1942 году в Вятском военном авиаучилище, отправился служить авиационным техником. Затем поступил в военное авиационное училище в Рустави, по окончании которого в качестве летчика-истребителя совершил более сотни боевых вылетов: защищал небо Кавказа, принимал участие в обороне Баку. Был тяжело ранен в голову, из-за чего в 1947 году пришлось демобилизоваться.
В послевоенные годы с отличием окончил Криворожское училище гражданской авиации, Школу высшей летной подготовки в Киеве и, проработав несколько лет в Вильнюсе, вернулся на родной Уфимский моторостроительный в авиаотряд. Летал на самолетах различной модификации - По-2, И-16, Як-3, Ли-2.
Война не ожесточила сердце фронтовика. Он стремился к новым высотам... в творчестве. Увлечение фотографией переросло в серьезные, систематические занятия скульптурой. Появилась возможность реализовать давно задуманное. О подвиге Николая Гастелло, направившего свой пылающий самолет в механизированную колонну врага, Панов узнал в сорок втором. Тогда и зародилась мечта о памятнике. По возвращении в Уфу узнал, что на моторостроительном есть бригада коммунистического труда имени Героя Николая Гастелло (кстати, именно здесь, на УМПО, собирали двигатель для самолета Гастелло), и понял, что памятник герою необходим.
В начале восьмидесятых летчик-скульптор с любовью и вдохновением приступил к реализации своих планов. Для полной достоверности летной экипировки Гастелло дважды Герой Советского Союза Муса Гареев предоставил свой военный комбинезон, шлемофон, очки и другие профессиональные атрибуты для человека, который позировал ваятелю. Вскоре памятник Николаю Гастелло из дюралюминия и гранита был установлен сначала на территории одноименного стадиона, а позднее - в сквере недалеко от бывшего заводоуправления УМПО. Копию памятника автор отправил на родину героя, откуда вскоре пришел ответ - глава администрации президента Республики Беларусь по поручению Александра Лукашенко выражал благодарность Панову за подарок.
Частенько летчику Панову приходилось летать с легендарным гендиректором завода Михаилом Фериным. Короткие встречи послужили тому, что пилот начал делать наброски портрета своего неординарного пассажира. Обладая природной скромностью, Михаил Алексеевич долгое время не соглашался специально позировать скульптору, но настойчивость и тактичность фронтовика победили. Была оборудована специальная комната с удобным креслом-вертушкой, усаживаясь в которое, Ферин шутил, обращаясь к Александру Ивановичу: "Вы единственный человек на заводе, который крутит мною как хочет!".
Своему директору Панов посвятил несколько работ (одна из них экспонируется на выставке), а в 1979 году, когда Ферина не стало, он выполнил его надгробие в бронзе и граните, в 2010 году на территории завода был открыт памятник Михаилу Ферину.
Возвращаясь к сегодняшней персональной выставке Панова в библиотеке, хочу рассказать о нескольких своеобразных работах автора. Прежде всего меня привлек бюст атамана Платова. В лице легко читаются хитрость, настырность и мужество славного донского казака, ценителя острого словца, отчаянного рубаки и любимца женщин. Прекрасно получаются у Александра Ивановича жанровые скульптуры с животными: "Батыр" (конная скульптура в бронзе и граните), "Фронтовые подруги" (эскиз памятника девушке-санитарке и ее помощнице - собаке, разыскивающей раненых). В сложные перестроечные годы Панова выручали кошки-копилки, которые он делал на продажу. Но главной темой творчества Александра Ивановича по-прежнему оставались люди - их мужество, патриотизм, душевная щедрость, способность к самопожертвованию, подвигу. Все эти качества свойственны его героям независимо от того, воевали они на фронте, как легендарный разведчик Николай Кузнецов и прославленный партизанский командир Даян Мурзин, или трудились в тылу, как бригадир комсомольской бригады УМПО, зачинатель движения "За себя и за того парня" Махмуд Рахманкулов, лучший рационализатор и изобретатель, литейщик Александр Протазанов, Герой Социалистического Труда, слесарь-сборщик Алексей Громов.
На днях Панов завершил работу по созданию эскиза скульптуры героини войны с Наполеоном, участницы Бородинского сражения, георгиевского кавалера и ординарца Кутузова - кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Скульптора вдохновила не только удивительная судьба этой женщины, но и тот факт, что Надежда Андреевна несколько лет прожила в Уфе, о чем сохранились воспоминания старожилов.
Скульптура изображает Дурову в возрасте 43-45 лет, когда она уже давно вышла в отставку и посвятила себя литературе и заботам о беспризорных кошках и собаках. Кавалерист-девица сидит на скамейке с книгой в руке, взгляд устремлен вдаль, поза расслаблена. На коленях у нее кошка, а собачка, стоя возле скамейки, оперлась передними лапками на ногу хозяйки и преданно на нее смотрит. Надежда Андреевна по обыкновению одета в мужской сюртук с Георгиевским крестом, брюки заправлены в сапоги. Сущность образа раскрыта великолепно!
Скульптор надеется, что данная работа не только достойно украсит его очередную выставку, которая откроется 10 августа во Дворце машиностроителей, но и впишется в какой-нибудь уютный уголок старой Уфы, ведь для мастера высшей наградой всегда было и остается признание зрителей.
Кроме боевых и трудовых наград, грудь Панова по праву украшает медаль "Патриот России". Александр Иванович без пафоса любит свою Родину, гордится ее победами, ее людьми, способными, как и он сам, находить поэзию и в бою, и в труде, а главное, с уважением относиться к истории.

Его стихия - пятый океан, его герои - люди из народа


Галина ФАДЕЕВА.
Фото автора.

Дата создание новости 24-07-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 2 299     Номер: 141(12039)     Версия для печати

08 октября 2024 г. №70(13814)


«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.