«Давай пожмём друг другу руки – и в дальний путь на долгие года»
В минувший четверг Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан открыл свой сто шестидесятый творческий сезон.
Когда накануне события на минуту заглянувший в редакцию фотограф ГАРДТ Булат Гайнетдинов коротко сказал о том, что, судя по репетициям, на которых он был, торжество будет проходить в декорациях одного из последних и любимых мною спектаклей «Старый дом», поставленного незабвенным художественным руководителем Русского театра Михаилом Рабиновичем по пьесе Алексея Казанцева, я подумала: «Это вполне оправданно и справедливо». Начну с того, что «русичи» впервые за столько лет встречают свой новый творческий сезон без Михаила Исаковича, ушедшего от нас в январе минувшего года. А во-вторых, Русский академический с его славной историей, с его невероятным «послужным списком» и тем авторитетом, который ГАРДТ РБ имеет в театральном сообществе России, и есть подлинно Старый дом, через который, благодаря мудрой репертуарной политике режиссера Рабиновича, пронеслись все ветра и прошли все вехи истории нашего государства. На его сцене, если так можно выразиться, были озвучены самые острые и волнующие людей вопросы российской жизни, ее коснулись революционные бури, горячее дыхание военного лихолетья, сюда долетал отзвук песен периода мирного строительства, даже шум заводских цехов, связанный с производственной тематикой, а еще мечты о счастье фабричных девчат и многое-многое другое... Подмостки Русского академического принимали и русскую классику – Гоголя, Чехова, Сухово-Кобылина, Достоевского, и советскую драматургию – Горького, Эрдмана, Шатрова, Арбузова, Володина, Карима, и зарубежную – Шекспира, Гольдони, Мольера… В общем, за свою более чем полуторавековую историю Русский академический театр рука об руку прошел со своим Отечеством, ни разу не покривив душой и ни разу не предав своих зрителей, путь, заслуживающий огромного уважения… Недаром же генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета Ильмар Альмухаметов, некогда игравший на этих подмостках, а ныне открывший церемонию поздравления юбиляров руководителями театров республики, сказал: «Вы флагман, вы старшие, вы первые и вы самые лучшие! Будьте такими всегда!»
…И Русский драматический вновь доказал своим выступлением на вечере в честь открытия сто шестидесятого сезона то, что слова Ильмара Разиновича были абсолютно справедливы.
Старый дом, созданный воображением и талантом художника Вячеслава Виданова, стал свидетелем и жизни Уфы, в которой в 1861 году впервые открылось театральное здание с залом на 400 мест, и, как уже было сказано, жизни всей страны – из него уходили на Великую Отечественную, в него возвращались после Победы, в его дворике шумела молодежь, исполняя песни под гитару, он был свидетелем и радостных, и печальных событий, под его сводами лились невидимые остальному миру слезы, игрались свадьбы, он взглядом провожал первоклашек в школу, новобранцев на фронт, а кого-то, увы, и в последний путь, и вместе с ним смотрела на это бесконечное движение жизни, подчас берущей паузу и прощающейся с теми, кто уходил в мир иной, старая дворничиха тетя Настя, сменившая на своем посту дореволюционного подметальщика и ставшая в каком-то смысле символом бытия этого держащегося молодцом здания, в коем некогда бывал сам граф Лев Николаевич Толстой…
А завершающим аккордом действа, перемежающегося отрывками из разных спектаклей и исполненного любви, витальности, юмора, остроумия (если вспомнить эпизод, связанный с пользователями соцсетей, участниками группы, называющими абьюзерами родителей Джульетты…), а подчас и трагических нот, стали документальные кадры, вновь подарившие и нам, и всему залу, пусть на экране, пусть всего на несколько минут, встречу с Михаилом Исаковичем Рабиновичем, вместе со всей труппой певшим свой любимый, исполняемый и Вадимом Козиным, и Клавдией Шульженко довоенный шлягер «Когда простым и нежным взором» на слова Андрея Шмульяна и музыку Поля Марселя (Иосилевича):
Веселья час
придет к нам снова,
Вернешься ты,
и вот тогда,
Тогда дадим
друг другу слово,
Что будем вместе,
вместе навсегда…
А затем на притихший зал с улыбкой и небольшой хитринкой в глазах с экрана взглянул сам Мастер, благодаря которому все, что пронеслось за этот час (показавшийся нам лишь мгновением большой прекрасной истории и Русского театра, и собственно МИРа), живет, сияет, радуется и рвется в славное, я очень на это надеюсь, будущее ГАРДТ РБ, поскольку задел был таким мощным, что изменить направление этой магистральной линии театра невозможно.
Зал аплодировал, поднявшись со своих мест, кричал «Браво!», смахивал навернувшиеся слезы и улыбался сквозь них. Ведь все, что происходило в тот вечер на сцене, было блестяще и по идее, и по ее воплощению!
Недаром таким вдохновенным было небольшое, но яркое выступление заместителя министра культуры Башкортостана Раниса Алтынбаева, заразившегося общей тональностью и прочувствованно поздравившего Русский театр с открытием юбилейного сезона, пожелав коллективу дальнейших успехов, а затем из рук в руки передавшего Почетные грамоты Минкульта РБ актрисам Ольге Лопуховой и Ирине Агашковой, а Благодарственные письма ведомства – актрисам Татьяне Калачевой, Светлане Акимовой и Валентине Гриньковой.
***
Обычно ГАРДТ РБ в день закрытия сезона вручает артистам, особо отличившимся за минувший театральный год, свои награды. Но в прошлом театральном году, связанном с разгулом коронавирусной инфекции, эта церемония в целях безопасности была отменена. Так что награда нашла своих героев в день открытия юбилейного сезона. В числе лучших – молодой актер Иван Овчинников, занятый во всех четырех премьерных спектаклях сезона номер сто пятьдесят девять. Скажем больше – в связи с известными обстоятельствами, повлекшими болезнь артистов, он был введен сразу на несколько ролей.
Премии «Признание», учрежденной театром, удостоены Валентина Гринькова, Светлана Акимова и Олег Шумилов.
…Уже упомянутый гендиректор БГТОиБ Ильмар Альмухаметов, на сцене поздравляя «русичей» с юбилеем вместе с руководителями Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури, Уфимского государственного татарского театра «Нур» и Башкирского государственного театра кукол, предварил свое выступление рассказом о том, что накануне увидел во сне Михаила Исаковича – бодрого, смеющегося, пребывающего в прекрасном настроении. «А я вроде бы как приехал на торжество и, растерявшись, не пойму – где нахожусь на самом деле… И вдруг сообразил – ну у Михаила же Исаковича в гостях, в его театре! И если он такой веселый и радостный, значит, все прекрасно, все хорошо!»
И ведь правда, все было настолько хорошо, что нам остается лишь положиться на непобедимый дух и талант коллектива Русского академического театра и всем сердцем верить в МИР его души и в его перспективы!
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты юбилейного вечера.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты юбилейного вечера.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
12-10-2021 (0) Просмотров: 1 375 Номер: 71(13541) Версия для печати