Имя, которое пишут золотыми буквами
В декабре исполняется 105 лет со дня рождения танцовщицы, балетмейстера, педагога, заслуженного работника культуры Башкортостана Загиды Бахтияровой.
В конце 1930-х годов в Башкирском драматическом театре в спектакле «Башкирская свадьба» по пьесе Мухаметши Бурангулова произошло необычное. Молодой балетмейстер, ученик и танцовщик ансамбля Игоря Моисеева Файзи Гаскаров сочинил и вставил в действо танец «Сон журавлей». Исполнял его сам Файзи и его партнерша – студентка балетного отделения Уфимского театрально-художественного техникума Загида Бахтиярова. Танец поразил зрителей совершенством пластики, рисунка, мастерством артистов. Но еще и удивительными балетными туфлями на исполнительнице. Они позволяли ей танцевать на самых кончиках пальцев. Это было диковинно, красиво и никогда не видано в Уфе. Не все еще знали, что эти туфли называются пуантами. Так Загида Бахтиярова стала первой башкирской балериной, вставшей на пуанты.
Свой успех Загида повторила на выпускном концерте в июне 1938 года на сцене Летнего театра в саду имени А.В.Луначарского. С сокурсником Хашимом Мустаевым они блестяще исполнили классическую вариацию на музыку Второй рапсодии Листа. А Загида еще сверкнула (тоже на пуантах!) в сольных номерах «Корсар» и «Бабочка». На этот концерт, успех молодых танцовщиков откликнулась публикацией газета «Красная Башкирия».
Но хотите подробнее узнать, кто такая Загида Бахтиярова, откуда она родом и как сложилась ее судьба?
…Словно в сказке, в канун нового 1916 года в простой семье из северо-восточной башкирской глубинки родилась девочка. Ее назвали Загида, как бы предчувствуя, что у обладательницы этого имени, по древнему преданию, врожденное творческое начало, ее предназначение – приносить радость людям. Но, как это бывает даже в сказках, а в жизни – довольно часто, счастье оказалось недолгим: девочка рано лишилась родителей, беспризорничала, а вскоре попала в уфимский детский дом.
Одаренность проявилась с ранних лет: Загида любила танцы, музыку, быстро схватывала любые движения, танцевала даже на школьных переменках, а выступления в самодеятельных концертах приносили радость и юной артистке, и всем, кто ее видел. Поэтому мало кто удивился, что Загиду Бахтиярову отобрали в числе еще некоторых способных детей для обучения на хореографическом отделении Уфимского театрального техникума. Как бы специально для нее из Парижа приехал добрый волшебник Карл Варфоломеевич Матсон. Он был уже известным балетмейстером, педагогом и с энтузиазмом принялся обучать основам классического танца уфимских самородков, среди которых был и будущий наш легендарный танцовщик и хореограф Хашим Мустаев.
Но тогда все только начиналось. Юные воспитанники просто неистово постигали общеобразовательные дисциплины и по много часов самозабвенно работали у балетного станка. Пусть не сразу все получалось, руки и ноги с трудом воспринимали незнакомые позиции, упражнения, не всегда укладывались в музыкальный ритм. Но увлеченность и учеников, и педагогов каждый раз побеждала.
И вот они уже без пяти минут артисты, готовят программу выпускного вечера, днем репетируют, вечерами допоздна сами шьют себе костюмы. Концерт прошел в Летнем театре сада имени Луначарского. «Партер и балконы заполнены до отказа, - пишет Хашим Мустаев в книге своих мемуаров «Далекое и близкое». - К волнению прибавилась еще большая ответственность, так как на концерте, кроме представителей Управления по делам искусств, журналистов и Файзи Гаскарова, будет присутствовать педагог Ленинградского хореографического училища, профессор Александр Викторович Ширяев. Он приехал в Уфу со своими учениками Зайтуной Насретдиновой, Раей Дербишевой, Галей Хафизовой, Розой Ашировой, Халяфом Сафиуллиным, Фаузи Сатаровым и другими».
Все прошло замечательно. Уфимская публика впервые увидела профессиональных классических танцовщиков, подготовленных в родной республике. Воспитанники Матсона стали первыми солистами только что созданных ансамбля народного танца Файзи Гаскарова и первого среди советских автономий музыкального театра – Башкирского театра оперы и балета.
Новорожденный театр поначалу показывал только оперные спектакли. Балетные сцены в них ставили Файзи Гаскаров, Николай Зайцев, Карл Матсон, Елена Войтович. Танцевали выпускники и студенты хореографического отделения Уфимского театрального техникума, балетной студии, талантливые самодеятельные артисты.
Звездой балета того времени была Загида Бахтиярова. Первым «полнометражным» балетом на уфимской сцене стала «Коппелия» Лео Делиба. По примеру коллег из оперного цеха был взят курс на освоение лучших творений мирового наследия. Балетмейстер Николай Зайцев выдержал постановку в классических традициях. Премьера состоялась 26 мая 1940 года. В этом балете-сказке партию главной героини Сванильды исполнила Загида Бахтиярова, ее партнером (в роли жениха Франца) стал Файзи Гаскаров.
Работы было много, Загида танцевала и в спектаклях Башкирского театра драмы, и в гаскаровском ансамбле.
В 1941 году Загида Бахтиярова одна из первых вступает в концертные фронтовые бригады. Для нее это очень важно, вот как она вспоминала об этом позже: «С начала Великой Отечественной войны многие работники театра ушли на фронт. Сколько бы ни прошло времени, все остается в памяти таким живым и ярким, как в те далекие времена. Приходилось танцевать и на табуретках, на которые клали доски и фанеру, их придерживали сами красноармейцы; и в узких проходах между рядами коек, стараясь не задеть раненых. Об усталости забывалось, когда мы видели, как светлели лица солдат, как люди, прошедшие войну, начинали верить в жизнь».
Когда окончилась война, Загида почувствовала, что ей нужен больший простор для творческого самовыражения, и она едет в Ленинград, поступает в консерваторию имени Н.А.Римского-Kорсакова. Ее очаровал волшебный мир великого города. Театры, музеи, дворцы, гранитные набережные, разводные мосты… В первый год тосковала по родным местам, но понимала, зачем приехала и, постепенно осваиваясь в незнакомой обстановке, с интересом и упорством постигала основы балетмейстерско-педагогической профессии у замечательных учителей, в том числе у великой Агриппины Яковлевны Вагановой. Пролетели пять лет, и дипломированный специалист Загида Бахтиярова возвращается в Уфу.
В 1953 году при Башкирском театре открылась балетная студия, где Бахтиярова работает педагогом, пробует себя и как балетмейстер в дивертисментных номерах, балетных, оперных спектаклях. Поставила множество ярких, оригинальных танцев, воспитала целую плеяду танцовщиков. У нее занимался пятнадцатилетний Рудольф Нуреев, а став великим, с благодарностью вспоминал эти уроки. Как педагог-репетитор Загида Нуриевна много ценного давала и признанным уже звездам башкирского балета – Зайтуне Насретдиновой, Тамаре Худайбердиной, Халяфу Сафиуллину, Фаузи Сатарову… Продолжались дружба и сотрудничество с Файзи Адгамовичем Гаскаровым.
Судьба распорядилась так, что в 1965 году Загиду Бахтиярову направляют в молодой город нефтяников Октябрьский. Снова постижение нового, снова преодоление, но, как мудро сказано, через тернии – к победам. При Доме техники имени Юрия Гагарина она создает хореографическую студию. Горожане поддержали, появились друзья, единомышленники.
Загида Нуриевна уже была заслуженным работником культуры республики. Огромный опыт, колоссальный запас впечатлений, знаний, все свои силы она направляет на то, чтобы передать ценности классического танца, его традиции своим юным воспитанникам. Бахтиярова стала доброй феей для ребятишек, влюбленных в балет и мечтающих освоить в совершенстве любимый вид искусства. Как вспоминают ученицы Загиды Нуриевны, она учила их понимать труд как первооснову всего происходящего на сцене и в жизни. Наставница часто была недовольна своими воспитанниками, редко хвалила,
каждая репетиция превращалась в непростой жизненный урок о том, как нельзя раскисать и быть слабой – девушки изо всех сил тянули «подъем», только бы не услышать от Загиды Нуриевны презрительного: «Лапша!». Но самое ценное в том, что, несмотря на безапелляционность и даже отчасти диктаторство, Загида Нуриевна сумела сохранить в каждой воспитаннице чувство собственного достоинства. Высоко поднятая голова – это не только сценический образ, но и жизненная позиция. Сколько вложено сил, труда, умения, артистизма в этих маленьких, ничего не умеющих девочек, могла знать только Загида Нуриевна, да сами балеринки, которые так тянулись к своей любимой наставнице. Сколько было слез, переживаний пока что-то стало получаться.
Зато какой прекрасный итог! Были поставлены трехактный балет «Гульназира» Наримана Сабитова, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, Половецкие пляски из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», второй акт «Лебединого озера» Петра Чайковского, отдельные номера из его же балета «Щелкунчик», «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса, отрывки из балета Рейнгольда Глиэра «Красный мак», «Вальс-фантазия», «Шопениана», а также множество дивертисментных номеров и народных танцев.
К сожалению, ни любовь воспитанников, ни уважение родителей не могли спасти Загиду Нуриевну: она слишком рано ушла из жизни, но осталась добрая память об этой талантливой, скромной, трудолюбивой женщине, остались ее ученики.
Трудно переоценить то, что сделала Загида Бахтиярова для становления профессионального балета в республике, для прославления национального искусства в нашей стране и за рубежом.
Достойным преемником Загиды Нуриевны Бахтияровой стал Хашим Фатыхович Мустаев, приехавший в Октябрьский в 1974 году по собственному желанию, по зову сердца. А от него эстафету руководства коллективом приняла одна из лучших воспитанниц Загиды Бахтияровой – Рузалия Саетгареева.
Студия продолжала свою историю как муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детская хореографическая школа» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. При Детской хореографической школе существовала Образцовая хореографическая студия «Радуга» имени Загиды Бахтияровой.
Обо всем этом я писала к 100-летнему юбилею нашей героини. Готовя новую статью, заглянула на сайт школы и с изумлением не обнаружила упоминания имени Загиды Бахтияровой. Начала свое расследование. Написала письмо Рузалии Зуфаровне, которая в тот раз очень помогла мне информацией, воспоминаниями. Оказалось, что она теперь на заслуженном отдыхе и, как говорится, не у дел.
Выяснила, что сейчас в городе Октябрьском работает Детская школа искусств. На сайте школы посмотрела структуру – отделения вокально-инструментального направления. А где же балетная студия? Где Бахтиярова. Я написала письмо директору школы Елене Юрьевне Сланиной. Ждала ответа около недели. Снова написала, особо отметив значение личности и деятельности Загиды Нуриевны в масштабах и города, и республики. Наконец пришел долгожданный ответ.
Елена Юрьевна сообщила: «…В январе 2019 года согласно постановлению Главы администрации городского округа город Октябрьский от 05.10.2018 г. №4048 «Детская хореографическая школа» городского округа город Октябрьский РБ была присоединена к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств №2» . В документах, подтверждающих факт реорганизации, «Детская хореографическая школа» имени З.Н.Бахтияровой фигурирует как «Детская хореографическая школа». После Вашего обращения, администрация МБУ ДО «ДШИ №2» отправила запрос в архив об уточнении документов, подтверждающих факт присвоения Детской хореографической школе имени замечательной башкирской танцовщицы, педагога Загиды Бахтияровой».
То есть лед тронулся. Очень надеюсь, что архивные изыскания и четкое осознание неоценимости вклада Загиды Бахтияровой в развитие культуры города приведут с хорошему результату. Имя Бахтияровой просто так нельзя стереть. Детская хореографическая школа неотрывна от личности этой уникальной наставницы.
Загида Нуриевна Бахтиярова, удивительная женщина, балерина, балетмейстер, педагог, поднялась до подлинных вершин творчества, любимой профессии. Ее духовное наследие должно быть сохранено, имя увековечено, чтобы и последующие поколения знали, какие люди строят нашу жизнь, творят искусство, делают нашу историю.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.
Фото из архива автора.
30-11-2021 (0) Просмотров: 1 043 Номер: 84(13554) Версия для печати