Найди свой образ, своё воспоминание…
За творчеством уфимского художника Виктора Домашникова мы подсознательно наблюдали давно, присматривались около двух десятков лет, все примерялись, как будут смотреться его картины в Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова. И вдруг накануне Рождества получили в подарок замечательную выставку живописных работ «Грезы о горнем мире»…
Виктор Домашников, член Союза художников СССР, член Международной Федерации художников ЮНЕСКО, обладатель Бронзовой медали «За вклад в отечественную культуру» Союза художников РФ и сын знаменитого советского художника Бориса Домашникова. Родился 6 марта 1956 года в Уфе. В 1979-м окончил географический факультет Башкирского государственного университета, однако с раннего детства, находясь в особой творческой атмосфере, когда «дома постоянно были художники, разговоры о выставках», мечтал стать живописцем. «Однажды в три года, - вспоминает Виктор, - я остался дома один. У папы тогда мастерской была самая большая комната в квартире. Увидел на мольберте новую картину с нежными лилово-розово-голубыми березами. Решил, что чего-то не хватает, и провел кисточкой темную полосу посередине, а потом довольный удалился. Папа тогда не стал меня ругать, просто все исправил».
После окончания седьмого класса Виктор поехал на родину отца в Ивановскую область, где окончательно осознал, что станет художником, и пробовал писать картины. Окончив университет, какое-то время работал по специальности, а потом «пошел на 161-й завод «рисовать» лозунги и плакаты. Тогда же написал первую профессиональную работу «Игрушки», которую в 1982 году приобрел музей имени М.В.Нестерова». В 1987 году Домашников завершил учебу в Уфимском училище искусств и погрузился в творчество.
И сразу Виктор пытался отыскать собственный путь, выйти из-под мощного влияния отца, найти свои образы и свои темы. «В мастерской, - вспоминает художник, - с отцом работали вдвоем. Он бросит взгляд на мой мольберт - и по его глазам вижу, что плохо. Вдохновения сразу как не бывало. Даже перегородку сделал, чтобы он не видел, не сбивал настрой… С другой стороны, находясь с ним в одной мастерской, заряжался его работоспособностью и активностью. До сих пор слушаю принадлежавшие ему пластинки с записями музыки Георгия Свиридова, Сергея Рахманинова, до сих пор пользуюсь запасом красок отца, только треть истратил. Вокруг него жизнь кипела – постоянные живые обсуждения новых картин, творческие командировки, выставки. Все это мною впитывалось и заряжало меня».
…«Конечно, первоначально был период подражания отцу. Позже перепробовал все темы. Портретом занимался какое-то время, потому что у отца портретных работ было мало. Старался меньше писать пейзажей. Потом на святую землю ездил, на Афон. Это стало отражаться в творчестве. Духовная тема неисчерпаема. Меня привлекает церковная архитектура, особый дух монастырей. Есть работы и с православными храмами, и с мечетями Уфы, серия работ «Житие Сергия Радонежского» ...»
…«Поиск идет всегда - какую краску положить. Главное – суметь передать на холст образ, зародившийся в голове. Когда все складывается, приходит большая радость…»
Выставка, открывшаяся в Доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова в канун Рождества, получила название «Грезы о горнем мире». На картинах вы увидите храмы и монастыри в окружении русской сказочно-былинной природы. Цветовая палитра и образы картин Виктора Домашникова почему-то вдруг пробудили во мне ассоциацию со знаменитой «Сказкой о царе Салтане…» Александра Сергеевича Пушкина. А некоторые яркие, декоративные, «весенние» храмы так и хочется назвать – «Пасхальная радость». То, что в одном зале представлены картины практически единой темы, создает особый настрой, порождает тонкие ощущения и впечатления. Каждый из зрителей, несомненно, найдет среди многих свой полюбившийся образ, свое воспоминание, свою ассоциацию, свой храм…
Галина ИВАНОВА,
старший научный сотрудник, хранитель музея.
старший научный сотрудник, хранитель музея.
14-01-2022 (0) Просмотров: 934 Номер: 2(13564) Версия для печати