«Классика над Белой рекой»: корифеи и дебютанты
С 18 февраля по 16 марта Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова проводит IV Всероссийский фестиваль камерной музыки «Классика над Белой рекой». В течение месяца на сценах главной концертной организации республики пройдут семь концертов с участием музыкантов из Казани, Москвы, Франции и Уфы.
За свою недолгую историю фестиваль успел обрести постоянных поклонников, и, что радует, ежегодно их число растет. В 2018 году наша творческая копилка пополнилась еще одним проектом – Фестивалем камерной музыки «Классика над Белой рекой». С тех пор любители академического направления смогли посетить концерты с участием артистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Кургана, Сочи, Уфы. Филармония в последнее время активно ищет новые фестивальные формы: радуют международные фестивали, ставшие брендами, – джазовый «Розовая пантера», органный Sauerfest, а также новые – этнических духовых инструментов «Музыка, рожденная ветром», джазовый «Осенний JАM», мультижанровый «Рождественские вечера в филармонии».
18 февраля афишу фестиваля откроет Евгений Михайлов (фортепиано, Казань), давний друг филармонии, музыкант, который участвовал практически во всех фестивалях «Белой реки», программой «К пламени». Прозвучат сочинения Бетховена, Шумана, Листа, Скрябина. Кстати, произведения последнего занимают все второе отделение, а поэма «К пламени» дала название всему выступлению.
Замечу, что при широкой репертуарной палитре симпатии исполнителя отданы романтикам и русским композиторам. Особое место в его творчестве занимает музыка Александра Скрябина. За популяризацию творческого наследия Скрябина в 2003 году пианист был награжден знаком «За достижения в культуре».
Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан, заслуженный артист Удмуртской Республики, профессор Казанской консерватории – это далеко не полный список регалий нашего именитого гостя. Профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский отмечал «чуткий лирический талант» и «прекрасное чувство формы» своего аспиранта Евгения Михайлова.
Артем Дервоед
В 1997-2007 годы Евгений Михайлов – солист Московской государственной академической филармонии. С 1996 года Михайлов преподает в Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова. Среди его учеников – немало лауреатов всероссийских и международных конкурсов.
22 февраля, в канун Дня защитника Отечества, состоится концерт уникального исполнителя-виртуоза на классической гитаре Артема Дервоеда (Москва). В программе «Замки Испании» музыкант исполнит авторские композиции Ф.Морено-Торробы, М. Льобета, Ф. Сора, А. Хосе. По признанию артиста, он не играл в столице Башкортостана более 10 лет и с радостью вновь готов увидеться с уфимскими слушателями.
«Первая гитара России», «Паганини гитары», «Царь гитары» — вот далеко не полный перечень эпитетов, которыми по праву наградили музыканта отечественные и зарубежные СМИ. Эти громкие титулы подтверждаются постоянно растущим международным интересом, активной звукозаписывающей карьерой и 16 (!) первыми премиями престижных международных конкурсов. Артем Дервоед — один из наиболее ярких исполнителей на классической гитаре и постоянный гость самых престижных мировых площадок, включая залы Берлинской и Кельнской филармоний, Тонхалле и Эльбфилармони в Германии, Карнеги-холл и Джордан-холл (США), Бунка Кайкан (Япония), Концертный зал имени Чайковского, Большой зал Московской консерватории. Репертуар музыканта включает 33 концерта для гитары с оркестром, программы камерной музыки и сочинений для гитары соло от ренессанса до наших дней. Подлинный виртуоз, обладающий необыкновенной харизмой и безукоризненной репутацией, артист хорошо известен СМИ. Он частый гость радио и ТВ-передач, посвященных классической гитаре, а также — основатель фестиваля камерной гитарной музыки имени Александра Пономарчука «Золотые грифы», артистический директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары».
Третий вечер фестиваля – 28 февраля – будет посвящен юбилейной дате известного уфимского педагога и музыканта Лидии Фоменко (флейта). «С теми, кто рядом…» – так назвала свою программу виновница торжества. Лауреат международных конкурсов, профессор Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, заведующая кафедрой духовых и ударных инструментов, член жюри и организатор престижных музыкальных конкурсов различного уровня. Это далеко не полный перечень направлений, в которых реализует свой многогранный талант Лидия Борисовна. Она — наследница классических традиций Уфимского института искусств и Санкт-Петербургской консерватории — по праву пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и студентов, деятелей культуры и искусства Башкортостана и России, зарубежных музыкантов. Понятие «башкирской флейтовой школы» уже давно и прочно ассоциируется с именем профессора Фоменко.
В этот вечер на сцену вместе с ней выйдут многочисленные ученики, коллеги, без которых она не мыслит своей творческой и педагогической деятельности. Среди них: Артур Назиуллин (кларнет), Владислав Муртазин (орган), Гульнара Назиуллина (альт), Бэла Фатыхова-Аюпова (фортепиано), ансамбль «Пьяццолла-трио», квартет флейт, воспитанники Детской музыкальной школы №1 имени Наримана Сабитова.
В программе прозвучат сочинения И.С. Баха, К. М. Вебера, И. Кванца, Ж. Демерсеманна, С. Рахманинова, Е. Магалифа, Ш. Сагитовой, А. Биккуловой, А. Азнагулова, А. Пьяццоллы, А. К. Ки, И. Оленчика и других авторов. Ведущая — Виктория Симонова.
Следующие три концерта объединяют музыкантов, которых можно назвать дебютантами уфимской сцены.
1 марта фестивальную эстафету продолжит лауреат международных конкурсов Владимир Родин (фортепиано, Москва). Он вынесет на суд слушателей программу «Гении разных эпох. Страницы русской музыки».
Наталия Калиничева, Денис Чефанов, Михаил Калиничев
Владимир – студент Московской консерватории, лауреат многих международных конкурсов, обладатель специального приза фонда Эмиля Гилельса и премии Grand-Prix Всероссийского конкурса «Созвучие». Пианист – участник мастер-классов известных музыкантов и педагогов, а также российских и международных творческих школ, стипендиат специальной премии городского округа Самара для одаренных детей и талантливой молодежи.
Молодой музыкант занимается организаторской деятельностью: под его руководством создан тематический проект «Лица и эпохи», который собирает молодых исполнителей в залах Московской консерватории. Он сотрудничает с Ассоциацией лауреатов международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского, выступает с сольными, вокально-инструментальными и камерными программами в лучших залах Москвы и России.
«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве», – это известное высказывание Чайковского может стать лейтмотивом к программе. В ней органично сочетаются «Времена года» самого Петра Ильича, «Трагическая соната» Николая Метнера, «Пять прелюдий для фортепиано» Бориса Чайковского и Соната №3 Николая Пейко (неизданное сочинение композитора, которое практически не исполнялось до этого времени). Их единство – в разнообразии подходов и приемов к изображению человеческих радостей и страданий во все времена.
4 марта всех ждём на «Симфонии танца». Выступит Aventure Piano Duo, в составе которого Ада Горбунова и Виталий Гаврук (фортепиано, Россия-Франция). Прозвучат фортепианные транскрипции симфонических сочинений Чайковского, Рахманинова, Вагнера, Мусоргского, Равеля.
Именно страсть к познанию и определила название ансамбля: авантюра, креатив, оригинальность, приключение как стиль жизни. Ансамбль сформировался в студенческую пору, когда на выпускной экзамен дуэт выбрал «Симфонические танцы» Рахманинова, ставшие визитной карточкой ансамбля и определившие направление – обращение к симфонической музыке, тяготение к крупным формам. Репертуар дуэта сложился из сочинений, связанных с оркестровой и театральной музыкой.
Aventure Piano Duo – победители конкурса фортепианных дуэтов в Вологде, конкурса камерных ансамблей в Москве. Ансамбль — резидент одного из престижных европейских фортепианных фестивалей La Roqued’ Antheron (Франция).
В составе дуэта – харизматичные, амбициозные молодые пианисты. Оба – выпускники Московской консерватории, незаурядные музыканты с ярким индивидуальным стилем и многогранной сферой творческих интересов. Искатели, исследователи, бунтари, путешественники, гедонисты.
«Мы стараемся сделать наше исполнение выпуклым, красочным, тембрально разнообразным, – говорит Виталий. – Нам важна стереофоничность. Для того чтобы играть вдвоем, нужно научиться быть единым организмом, вместе дышать».
9 марта ансамбль солистов Московского музыкального общества Tempus Novum Art представят программу «Нелюбовь: Брамс и Чайковский, великие антагонисты».
Денис Чефанов (фортепиано), Наталия Калиничева (скрипка), Михаил Калиничев (виолончель) исполнят Фортепианное трио №2 Йоганнеса Брамса и трио «Памяти великого артиста» Петра Чайковского.
Tempus Novum Art был основан в 2010 году. Являясь выпускниками Московской консерватории и других вузов, артисты ансамбля бережно сохраняют традиции русской исполнительской школы, основываясь на опыте своих выдающихся учителей, профессоров Московской консерватории: Наума Штаркмана, Игоря Гаврыша, Аси Кушнер. Музыканты участвуют в творческих проектах, фестивалях своей alma mater. Ансамбль активно концертирует как в Москве, так и во многих городах Российской Федерации. В 2021 году коллектив стал представителем Московского музыкального общества, основанного более 160 лет назад.
Идея программы возникла из известной страницы истории музыки – это взаимоотношения Петра Чайковского и Йоганнеса Брамса – двух крупнейших музыкальных фигур XIX века. Известно, что Петр Ильич музыку немецкого коллеги не выносил и отзывался о ней едко. Восторга Европы он не понимал. Отзывы Брамса о музыке Чайковского не сохранились, но, судя по всему, отношение было более лояльным.
Как истинно русская душа, Чайковский трагически тяжело переживал неудачи. Брамс о подобном вовсе не задумывался – к собственным произведениям он относился с иронией.
Лилия Фоменко с юной ученицей.
Личные контакты после знакомства можно назвать теплыми, но на музыкальные вкусы Чайковского это не повлияло – музыку Брамса он так и не принял.
16 марта IV Всероссийский фестиваль “Классика над Белой рекой” завершает Государственная академическая хоровая капелла Башкортостана имени Тагира Сайфуллина. Художественный руководитель и дирижер – лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича Алсу Хасбиуллина. Прозвучит духовная музыка Петра Чайковского: «Литургия Святого Ионанна Златоуста» и «Девять духовно-музыкальных сочинений».
«Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении», - писал композитор в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк.
Наследие его огромно, но сравнительно мало известна сфера творчества Чайковского, связанная с духовной музыкой. Число произведений, написанных в этой области композитором, наименьшее по сравнению с другими направлениями творчества, однако это никак не умаляет их значимости.
Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения. Первым его опытом в сфере духовной музыки была «Литургия Святого Иоанна Златоустого» – цикл песнопений для смешанного хора. Первое открытое исполнение состоялось 18 декабря 1880 года в собрании Русского музыкального общества в Москве и вызвало волну неоднозначных мнений.
После премьеры исполнение Литургии в храмах было запрещено из-за «нецерковности» произведения. Запрет отменился только со смертью Петра Ильича: синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского.
«Фестиваль, способный собрать талантливых людей вместе, объединить общим делом, обогатить живой коммуникацией с коллегами из других регионов и государств, создать атмосферу праздника классической музыки, – не просто нужен городу и региону, - считает музыкальный критик Лилия Латыпова. - Его необходимо беречь, взращивать, обучать, вкладывать в него любовь, силы и средства, пристально наблюдая за его развитием. В этом смысле филармония может сыграть роль локомотива и культурно-мозгового центра».
Организаторы уверены, что так и будет!
Напоминаем, что меломаны в возрасте от 14 до 22 лет могут приобрести билеты по «Пушкинской карте».
Марина ЛУГОВАЯ.
Снимки предоставлены
литчастью БГФ.
Снимки предоставлены
литчастью БГФ.
11-02-2022 (0) Просмотров: 847 Номер: 9(13571) Версия для печати