Если Ночь и была нежна, то отнюдь не всегда…
Нынешняя Ночь музеев привела в движение такое количество людей, что залы хранилищ отечественной истории, произведений искусства и культурного наследия с трудом вмещали всех желающих.
Не знаю, чем объяснить практически тектонические сдвиги народных масс – пандемией (хотя в прошлую Ночь, выпавшую на период жестких запретов, коронавирус не испугал тех, кто жаждал прикоснуться к музейным ценностям…), засильем не слишком позитивных новостей, от коих, безусловно, большинство из нас устали, желанием «выйти в люди», на которое акция стимулировала засидевшихся дома, скидки на входные билеты в конце концов?! Кстати, о последнем. Изначально Ночь музеев, родившаяся в Берлине в 1997 году, открывала для посетителей двери в хранилища после захода солнца и практически до утра. Целью ее стало привлечение зрителей и особенно – молодежи, а также популяризация возможностей и потенциала современных музеев. Но точкой отсчета все же стала не берлинская Ночь, а акция «Весна музеев», которую инициировало министерство культуры Франции в 1999-м. В 2001 году к ней присоединилось уже тридцать девять стран Европы и Америки, и первой ласточкой Ночи, в каковую в 2005-м переросла «Весна музеев», стала все-таки Германия. В России стартовым последователем зарубежных коллег стал Красноярский музейный центр, в 2002 году впервые у нас в стране предложивший народу посетить музей в темное время суток. В 2005-м в «Ночи» приняли участие 750 музеев Франции и 50 музеев из других стран Европы. В 2006-м на акцию откликнулись 11 музеев Санкт-Петербурга и музеи Саратова. И началось…
Изначально российские музеи соблюдали условия конвенции и народ открывал сокровища этой уникальной Ночи бесплатно. Но мало-помалу хитрые российские руководители от культуры, понимающие, что музеи у нас финансируются не на должном уровне, а народ в будний день идет в них не слишком охотно, стали закрывать глаза (а подчас даже и давать согласие) на «коррективы» в договоре. Ведь в час пик для полуночников, жаждущих ярких впечатлений, музейные билеты разлетаются, словно горячие пирожки… И уже мало кто из зрителей задается вопросом: «Почему в Ночь музеев я должен покупать билет?» Единственное, чем можно утешить участников полуночных бдений, так это тем, что в иных музеях продажа билетов в часы акции идет со скидкой… Ну а уж теперь, в период экономических санкций и более чем прохладных отношений с Европой и многими странами мира, негласные джентльменские условия по замыслу идеологов очень благородной акции, прекрасной в своей всеохватной просветительской миссии, соблюдать, я думаю, и вовсе никто не станет… Жаль, конечно. Равно как и жаль представителя музейного дела, который в ответ на мой вопрос, касающийся того, о чем было сказано выше, улыбнулся смущенно и отшутился: «Очень кушать хочется…» Мне в ответ осталось одно – вздохнуть и отойти.
Еще одно не слишком радостное открытие нынешней Ночи. Народ, насидевшийся в период коронавирусных страстей дома, в большинстве своем совсем разучился себя вести. Трогать экспонаты руками, водить по живописному полотну пальцем, указывая своим спутницам, что именно особенно понравилось в картине, опираться локтями на стекло горизонтальных витрин, расставленных в зале («Я же читаю таблички!..») нынешней Ночью было в порядке вещей. Как, впрочем, и то, что расписание событий, составленное музейщиками, в каком-то смысле игнорировалось, главное – уяснить, что я могу привести с собой ребенка, поскольку акция обещает не только познавательный, но и развлекательный «контент»… То, что возле каждой строчки афиши обозначены часы проведения, скажем, встречи, события, мастер-класса, мало кто думал, достаточно сказать, что в Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова очередь выстроилась прямо с самого утра… Будем считать, что людей гнала в БГХМ в такую рань истинная любовь к изобразительному искусству. В противном случае придется признать, что разницу между днем и ночью иные не видят…
Вообще, в Нестеровский и к вечеру не «заросла народная тропа»… Количество хлынувших в его стены было столь велико, что принять у них верхнее платье гардероб уже не имел возможности. Сотрудники музея махнули рукой, и под своды БГХМ хлынули толпы в куртках, с объемными рюкзаками за спиной, с баулами (что в обычные дни категорически запрещено!), громогласные, перекрикивающиеся между собой через весь зал; некоторые представители сильной половины человечества так и ходили в головных уборах, видимо, даже не предполагая того, что в данном случае уместно было бы их снять… А ведь в основе своей произведения искусства в художественном музее хранятся в открытом доступе… Именно поэтому по залам метались обескураженные сотрудники и, стараясь оставаться вежливыми, буквально грудью защищали музейные ценности. Как уж они, бедные, пережили эту акцию! Вопреки названию знаменитого романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда Ночь была совсем не нежна и для них, и для тех, кто умеет себя вести в музее, а таковые, естественно, тоже пришли и чувствовали, мне кажется, себя изгоями среди этой вакханалии…
…Заранее наметив маршрут нынешних бдений, мы в обязательном порядке хотели попасть в Национальный музей Республики Башкортостан. И вот почему. В свою обширную программу, подготовленную для проведения акции, главная сокровищница исторического наследия нашего края включила и выступление артистов Башкирского государственного театра кукол, прекрасную выставку коего, посвященную 90-летию со дня рождения, Национальный музей РБ принимал не так давно. «Куколка» с радостью откликнулась на предложение, ведь до своей реконструкции обретаясь еще в родном здании, БГТК активно участвовал в этой международной акции, поскольку музей упомянутого театра невероятно интересен – в фойе здания на проспекте Октября, 158, можно было увидеть самых разных кукол, в свое время участвовавших в постановках славного коллектива, это не считая уникальных афиш и эскизов декораций. Тем более что к Ночи музеев «куколка» в обязательном порядке готовила свою программу для юных зрителей, и та всегда была талантливой, яркой и запоминающейся.
Количество «полуночников», выстроившихся возле центрального входа в Национальный музей РБ, навело меня мыслями на очередь, в советские времена тянувшуюся к Мавзолею Ленина. Народ пробивался с боем, придя сюда не просто семьями, с чадами и домочадцами, но даже с младенцами, каковые мирно почивали в теплых «конвертах» (возможно, самых маленьких просто не с кем было оставить…). Зал номер 215, на входе в который я увидела фотопортреты руководителей Государства Российского и нашего региона, был забит до отказа, оставалась свободной лишь небольшая полоска паркета, далее стояли две ширмы – одна подальше, а другая чуть поближе к малышне, плотной «подковкой» устроившейся на зрительских местах. Мгновение, другое и… представление, режиссером которого выступила Ольга Штырляева, начинается. Вели его обаятельнейшая молодая актриса Надежда Прошина и озорной герой любимой всеми книги Николая Носова и одного из спектаклей БГТК Незнайка, оживший в руках актера-кукловода Эмиля Латыпова. Поскольку акция носит в том числе и образовательный характер, то начали Надя с Незнайкой с многочисленных загадок, которые юная аудитория отгадывала, подчас не без труда. Но с помощью таких ведущих все рифы «моря знаний» (забавно, что именно Незнайка задавал тон в состязании эрудитов) были пройдены. А затем началось собственно шоу, поскольку перед залом выступили и Бременские музыканты, и Шрэк с другом Осликом, и Кот в сапогах, и кокетливая Лиса, и голосистая певунья Баба Яга, которой вторили ее товарки по «злодействам» и всяческим каверзам… Куклы ростовые, планшетные и тростевые пришли в музей к маленьким «полуночникам», добавьте актеров, работающих с маской, в живом плане, и картина будет полной. Представление, к которому его участники готовились, репетируя все номера, удалось на славу и с антрактом прошло в Национальном музее дважды – слишком велик был наплыв желающих! В эту Ночь для юных посетителей музея работали актеры БГТК Гузель Мухамедьянова, Альбина Шумячер, Гульназ Гильманова, Татьяна Кузьменко, Рамиля Кубагушева, Ольга Дудка, Миндигаян Сафина, Кристина Латыпова, Ляля Булатова, Гульчачак Мухаметшина, Марат Гиниятуллин, уже упомянутые Надежда Прошина и Эмиль Латыпов. И безусловно – режиссер Ольга Штырляева, а также звукорежиссер Роберт Усманов, реквизитор Ольга Абрамова и монтировщик Искандер Амантаев. И ведь малышня даже не поняла, сколько народу прячется в крохотном пространстве за ширмами.
Добавим к этому, что выйти из Национального музея мне тоже удалось с превеликим трудом. Таких, как я, устремляющихся наружу, были единицы, а навстречу шли и шли люди, буквально отбрасывая меня обратно в фойе, где звучала музыка в исполнении струнного квартета профессиональных музыкантов…
…Сердце мое всегда буквально летит в Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова. В этом патриархальном уголке Уфы царит дух культуры, русской словесности и нравственных принципов, столь характерных для писателя, коего почитают не только в России, но и в просвещенной Европе, которая любит читать книги, написанные в жанре семейных хроник, ценит творчество Сергея Аксакова, переводит его произведения и по сию пору издает.
В старинный особняк XVIII века, несмотря на указанное сотрудниками время, народ потянулся загодя, смешав планы музейщиков. Ныне здесь было отнюдь не так чинно и спокойно, как в обычные дни. В Доме-музее тоже большое число экспонатов находится в открытом доступе, а посему экскурсии проходят только со специалистом, который ведет гостей по анфиладе комнат, помнящих легкие шаги маленького Сережи Аксакова, а люди внимают голосу своего гида и открывают для себя доселе неведанный им мир и уклад жизни дворянской семьи… На сей раз в роли Вергилия выступила Галина Николаевна Кузина-Холошевская, чей вдохновенный, изобилующий массой интереснейших деталей рассказ настолько увлек посетителей Дома-музея, вызвав много вопросов, что экскурсия затянулась, но гостям, следовавшим за Галиной Николаевной, это было только в радость. Остальные же терпеливо ждали своей очереди…
Параллельно в других помещениях усадьбы шли мастер-классы для маленьких гостей. На втором этаже музея изготавливать «двигающуюся» открытку ребятне помогала педагог высшей категории Детского юношеского центра «Салям» Галина Чиглинцева. И делала она это настолько мягко, тактично и творчески свободно, что столь необычную открытку сумел сделать каждый юный участник этих «штудий». Расходились ребятишки абсолютно счастливыми, и каждый нес в подарок маме свою открыточку… А неподалеку, в так называемой Желтой гостиной, шло другое занятие. Старший научный сотрудник Татьяна Петрова собрала вокруг себя в большей степени подростков, давая им первые навыки в непростом деле по составлению родословного древа. Школьники под чутким приглядом Татьяны Евгеньевны постигали начала формирования родословной, углубляясь в генеалогию и вспоминая, подчас не без труда, имена своих прабабушек и прадедушек… Но и здесь с помощью мудрого гуру начинающие исследователи добились определенных успехов и отправились к ожидавшим их родителям, сразу же осыпав их вопросами, касающимися ветвей родословного древа. Что, кстати, вполне соответствует не только атмосфере, царящей в этих стенах, но и трепетному отношению самого Сергея Тимофеевича к истории своих родственных связей.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
24-05-2022 (0) Просмотров: 1 154 Номер: 34(13596) Версия для печати