Камертон
Сердце Академии искусств было отдано музыке Рахманинова
В нынешнем году исполнилось 140 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова... Дата, конечно, не столь круглая, но ведь этот композитор так любим всеми нами! Музыканты обожают играть его пьесы на радость слушателям. Поэтому одним осенним вечером Шаляпинский зал - сердце Уфимской государственной академии искусств - буквально “трещал по швам” от переполнившей его публики. При жизни Сергей Васильевич безоговорочно был признан в мире как “пианист № 1”. Сочинения для фортепиано являются самой существенной частью его творческого наследия; им и была посвящена программа большого концерта.
Большого и, я бы добавил, праздничного. Именно праздничной была атмосфера вечера. Исполнители - уфимские пианисты, можно сказать, трёх поколений, но вся сыгранная в этот вечер музыка звучала свежо и молодо.
Открылся концерт сольными пьесами в превосходном исполнении профессора Рустама Шайхутдинова. Проникновенным эпиграфом ко всей программе стал знаменитый “Вокализ” - романс для голоса без слов в переложении для рояля. Среди других произведений прозвучала “Элегия”, написанная совсем еще молодым Рахманиновым. К этому же раннему периоду творчества относится и прозвучавшая далее “Фантазия” - Первая сюита для двух фортепиано. В замечательном дуэте предстали две пианистки: только начинающая свой творческий путь Шаура Сагитова и маститая Наталия Кочурова. Разница в возрасте и опыте нисколько не помешала им мастерски и вдохновенно воплотить весь богатый диапазон образов сюиты: нежную мечтательность, скорбную сосредоточенность, праздничный колокольный перезвон...
А затем в программе начались сюрпризы. Едва ли не впервые в Уфе прозвучали малоизвестный “Романс” для фортепиано в четыре руки и редко исполняемый вариант “Итальянской польки” с добавлением партии трубы. Рустам Шайхутдинов и Шаура Сагитова играли за одним роялем изящно и слаженно, а начинающий трубач Фаиз Сабитов через многие годы, возможно, будет вспоминать то, как он участвовал в концерте, приуроченном к 140-летию Рахманинова...
Второе отделение началось с еще более “экзотического” ансамбля: Шаура Сагитова, Наталия Кочурова и Рустам Шайхутдинов, потеснившись, разместились за одним роялем для исполнения двух пьес - Вальса и Романса в шесть рук. Редкостная “изюминка” для любой концертной программы! А ведь именно такими были давно забытые, ныне утраченные традиции домашнего музицирования, которым заполняли досуг в эпоху молодого Рахманинова!
Достойным завершением концерта стало исполнение двухрояльной авторской версии последнего, прощального сочинения композитора - “Симфонических танцев”. Ничего особо “танцевального” не найдем мы в этом трагическом произведении, полном ностальгической тоски по покинутой великим музыкантом России. Молодой, но уже отлично зарекомендовавший себя семейный дуэт - Риана и Руслан Хусаиновы - покорил слушателей превосходной ансамблевой слаженностью и глубоко продуманной трактовкой. (Пианисты совершенствуют свое мастерство в дуэтной ассистентуре-стажировке под руководством Рустама Раджаповича Шайхутдинова. Профессора можно поздравить с такими питомцами!)
Право же, о каждом из номеров этой программы хотелось бы сказать подробнее - сдерживают рамки газетной рецензии. Упомяну лишь о традиционных для Шаляпинского зала УГАИ комментариях к исполненным сочинениям: их артистично и ярко сделал Рустам Шайхутдинов, ставший поистине душой и стержнем этого концерта. Итак, уфимским слушателям представлен вечер фортепианных сочинений Рахманинова. Но год его памяти продолжается - вскоре будут исполнены программы, посвященные романсовому и оперному творчеству. Мы их ждём!
Константин ЮРСКИЙ.
НА СНИМКЕ: участники концерта.
Фото автора.
НА СНИМКЕ: участники концерта.
Фото автора.
3-10-2013 (0) Просмотров: 1 932 Номер: 190(12338) Версия для печати