В ритме танго с хором и оркестром
А вы знали, что танго – это не только про танец, но и про хоровое пение? А танго на башкирском языке слышали? А вы видели…
Хотя если вы не были на филармоническом «Танго-концерте» на излете декабря, то вы… ничего не потеряли! Впрочем, обо всем по порядку!
28 декабря в Органном зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова с фурором – не побоимся этого слова! – прошла новая программа в ритме танго. Начнем с того, что этот концерт был аншлаговым. Причем филармония радует полными залами с самого начала сезона. Отрадно, что и под занавес года мы держим планку.
Примечательно, что в первом отделении прозвучало монументальное произведение, причем музыковеды и критики называют его «спорным» – это Месса «Буэнос-Айрес» Мартина Палмери. Почему спорное? Как известно, месса – это церковная многоголосная музыка на ординарные молитвословные тексты католической мессы. А при чем тут танго? – спросите вы… Дело в том, что прозвучала эта месса именно в ритмическом рисунке и интонационно-жанровом решении классического аргентинского танго. Надо признать, что это было необычное звучание. Тонко исполненный не только вокально, но и инструментально, церковно-«танцевальный» опус звучал в лучших традициях католического храма. Хотя, как мы не раз отмечали, акустика и архитектура Органного зала способствуют такому сравнению.
Теперь представим участников концерта. Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан имени Тагира Сайфуллина под управлением Алсу Хасбиуллиной и Камерный оркестр Башгосфилармнии под руководством Олега Касимова сделали буквально невозможное! Первое – это само звучание. Как позже признался музыкант Камерного оркестра Сергей Приказчиков, «великолепный звук шел отовсюду, отталкиваясь от стен, потолка – это было великолепно!». Во-вторых, приоткрывая завесу тайны, скажем, что подготовить такое произведение в кратчайшие сроки – подвиг! Потому что найти ноты мессы «Буэнос-Айрес» для оркестра очень сложно. Мы после концерта оценили – это огромная кипа партитур!
Отдельная благодарность солистам – меццо-сопрано Башкирской оперы Назгуль Ибрагимовой, аккордеонисту Анатолию Боровцу (студенту Уфимского института искусств) и концертмейстеру капеллы Камиле Зелениной (партия фортепиано).
Второе отделение было не менее интригующим: женская половина хора явилась публике в образе тангерос – в черных вечерних нарядах, где главной атрибутикой стала алая роза. В исполнении капеллы прозвучали сочинения в тематическом жанре на шести языках – русском, английском, немецком, французском, итальянском и башкирском. Да-да! Наши мэтры, в данном случае Айрат Каримов, тоже писали танго!
К слову, а вы знали, что танго танцуют руками и просто… спиной? Публику воодушевило дирижирование Алсу Афгановны, которое можно перевести в разряд отдельного искусства. Она органично откликалась на каждое произведение и пластикой рук и своей грациозностью создавала особое настроение и образ каждой композиции. Причем платье благородного винного оттенка с отливом удачно перекликалось с ярким цветом аксессуаров артисток капеллы.
В финале программы Камерный оркестр выдал свою «коронку» – самые чувственные сочинения короля аргентинского танго Астора Пьяццоллы. Публика горячо откликнулась бурными продолжительными аплодисментами, и оркестр одарил своих зрителей «бисом» – известным танго Карлоса Гальяно из кинофильма «Запах женщины», которое, кстати, имеет название – Por una cabeza («Потерявший голову»).
Для тех зрителей, которые не смогли купить билет на «Танго-концерт», сообщаем хорошую новость: на портале «Культура.РФ» вы сможете насладиться жанром и согласиться (или не согласиться!) с мнением автора.
Оксана ИВАНОВА.
Фото Алены МАХМУТОВОЙ.
Фото Алены МАХМУТОВОЙ.
10-01-2023 (0) Просмотров: 524 Номер: 1(13654) Версия для печати