Дмитрий МАСЛЕЕВ: «Самое важное для меня – жить по совести и быть хорошим человеком»
Старый Новый год в Башкирской государственной филармонии ознаменуется выступлением одного из самых востребованных молодых пианистов, победителя и лауреата многих международных конкурсов Дмитрия Маслеева. Завтра, 14 января, в Большом зале БГФ музыкант исполнит сочинения Бетховена, Метнера, Кюи, Балакирева, Глинки, Мусоргского.
Дмитрий выступит в Уфе во второй раз. В сентября минувшего года он принял участие в открытии сезона Национального симфонического оркестра Башкортостана, исполнив Второй концерт Сергея Рахманинова. На этот раз «маг фортепиано» представит сольную программу.
Дмитрий – триумфатор XV Международного конкурса имени Чайковского в Москве (2015), после которого французский журнал Diapason написал об исполнении Первого концерта Чайковского: «Маслеев представил головокружительную интерпретацию с превосходной виртуозностью, дополненной его деликатной манерой игры». «Суперсолист» – таким эпитетом наградила музыканта радиостанция France Musique перед его дебютом с Национальным оркестром Франции.
Дмитрий Маслеев родом из Улан-Удэ из семьи геологов. Получил образование в Московской консерватории в классе профессора Михаила Петухова, а также в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия).
Последовавшие за конкурсными победами зарубежные гастроли принесли пианисту признание мировой аудитории. В 2019 году его выступление на фестивале в Вербье благодаря medici.tv транслировалось для сотен тысяч слушателей по всему миру.
В настоящее время музыкант активно выступает как в России, так и за рубежом – в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. О востребованности пианиста свидетельствует высокий рейтинг его записей на стриминговых сервисах.
Музыкант регулярно сотрудничает с ведущими оркестрами мира. Его постоянные партнеры по сцене – пианист Борис Березовский, назвавший его «открытием и блестящим пианистом», скрипач Марк Бушков, виолончелист Александр Рамм и квартет имени Бородина.
Я предлагаю читателям «Вечерней Уфы» в предвкушении концерта познакомиться с некоторыми мыслями музыканта о творчестве, профессии, жизненных установках и многом другом.
Учителя и кумиры
«Мне очень повезло с первым педагогом, Ольгой Андреевной Черных, у которой я учился первые шесть лет (в Улан-Удэ – М.Л.). Она привила мне любовь к музыке, к занятиям. Но в настоящую творческую атмосферу я окунулся все-таки уже в Новосибирске, поступив в школу-десятилетку для одаренных детей в класс к Ирине Исаевне Берман».
«Поддержка Михаила Степановича Петухова и его присутствие для меня очень много значило во время конкурсных испытаний. Ему необходимо было отлучиться в середине прослушиваний, но когда я попросил его вернуться по возможности, он бросил свои дела и приехал снова в Москву, за что я ему крайне благодарен. От директора итальянской академии Вильяма Наборе я также получал очень ободряющие sms с советами и поддержкой. Вообще, хочу сказать, что моральная поддержка на подобного рода мероприятиях крайне важна. Что касается дальнейшего – я уверен, что еще не раз приду на урок к Михаилу Степановичу, разучивая новые произведения».
«Когда учился в консерватории, я часто ходил на концерты своего профессора Михаила Петухова. С удовольствием слушал игру Бориса Березовского, Николая Луганского».
«Меня сформировала русская исполнительская школа. Кого я к ней отношу? В моем случае это Гольденвейзер, Татьяна Петровна Николаева, мой педагог Михаил Степанович Петухов».
«Я год провел в фортепианной академии на озере Комо в Италии. И там были русские педагоги – Дмитрий Александрович Башкиров, Владимир Мищук, другие. В общем, русская фортепианная школа никуда не делась. Да и мне, чтобы совсем уйти от себя куда-то, я не знаю, что должно произойти».
Семья
«В Новосибирске учились в НЭТИ мои старшие братья. Они стали специалистами IT. И со мной поехала бабушка, огромное ей спасибо за это. Мы жили на съемной квартире, бабушка взяла на себя быт. Потом поступил в Московскую консерваторию, потом в аспирантуру Московской консерватории. Там был мой старший брат – он пошел по технической специальности. И мы вдвоем с ним и с бабушкой снимали в Новосибирске квартиру. Помню свои первые ощущения после переезда в этот город и поступления. Мне дико понравилось, что все вокруг музыканты, дружелюбная обстановка, что уроки проходят и по общеобразовательным, и по музыкальным предметам. Как будто попал в другой мир».
«У нас дружеские отношения, отец, хотя не музыкант, часто ходит меня слушать, и не только в Москве, но ездил и в Казань, Петербург, Тюмень. Иногда он мне помогает с делами, ведет мой сайт – сам я не успеваю.
Во время игры случается, что я думаю о присутствии конкретных людей в зале, и меня это, как бы это сформулировать, – «напрягает». Но когда отец приходит – мне приятно. Вся наша семья живет теперь в Петербурге, я – младший из троих сыновей. Мои братья не связаны с музыкой, но мы постоянно общаемся. При этом я ценю свою независимость. Я ведь, пока был студентом, жил в общежитии, и это многому учит, воспитывает чувство ответственности. Поэтому люблю держать все под контролем».
Конкурсы
«Конкурсы – это нервы. Гораздо лучше поехать на фестиваль или с оркестрами выступать. Благо сейчас у меня такие возможности появились».
«Главное для меня – жить по совести и быть хорошим человеком. А карьерные амбиции… Когда я занимал первые места на конкурсах, то, не скрою, было приятно, возникало чувство удовлетворения. Для меня, как я уже говорил, это больше возможность выступить публично, реализоваться как музыкант».
«Места на конкурсе – не самое главное. Это была фактически единственная возможность для меня публично выступать. Широкого массового внимания за годы обучения не удалось привлечь. Какую-то репутацию в узких кругах снискал – ведь играл же я на экзаменах, где меня слушала вся профессура Московской консерватории. Но серьезных сольных выступлений, которые могли бы привлечь внимание критиков или руководителей концертных организаций, не было».
«Я предпочел участие в разных конкурсах, в основном в Европе: имени Адилии Алиевой во Франции, имени Шопена в Риме, имени Антонио Наполитано в Салерно, в Италии. Конечно, это были состязания не такого масштаба, как конкурс имени Чайковского.
Я регулярно изучал анонсы, которые публикуются на сайте Марты Аргерих-Густава Алинка, и выбирал те, что могли бы мне подойти по программе и по финансовым затратам – сколько будет стоить перелет, гостиница. Ведь все оплачивается из личного кармана. Через Атлантику я так ни разу и не слетал».
Успех в столь престижном конкурсе (конкурс имени
П.И. Чайковского – М.Л.) Дмитрий Маслеев считает результатом труда: «Важно не просто выучить все и сыграть голые ноты, а выложиться полностью. Когда я сажусь за рояль, я полностью погружаюсь в свой собственный мир. И порой даже не замечаю, что происходит в зале». Наградой за победу в конкурсе стало не только признание именитого жюри и зрителей, но и неплохие материальные бонусы – золотая медаль и премия в размере 30 тысяч. Министерство культуры Бурятии также вручило пианисту премию в размере 500 тысяч рублей.
Ощущения сцены и игра с оркестром
«Некоторые выступают и в 7 лет, так что это более чем возможно. Программа была, конечно, не очень большая, тем не менее концерт состоялся. Если честно, я уже плохо помню, что было тогда, но помню точно: страха не было. Дети как раз таки не боятся выходить на сцену. Взрослея, ты больше осознаешь свою ответственность, и тем больше волнений».
«Мне вообще нравится это состояние полного одиночества на сцене, когда можно помузицировать несколько часов, зная, что тебя никто не слышит».
«Поскольку БЗК почти в два раза больше Мариинки-3, то необходимо не то чтобы изменять отношение к динамике, но понимать: тебя слушают с самой «галерки», и звук должен доходить и туда. «Шептать», играть piano, как в камерной обстановке, нельзя – все нужно подавать крупнее. Особенно с оркестром приходится поднимать уровень динамики. Отчетливо это понимаешь, когда сам находишься в зале и слушаешь звук рояля с оркестром со стороны. Бывают моменты, когда рояль «тонет». Так и учишься, приходя на концерты».
«Когда играю сольно, на следующий день опять хочется выступить сольно. Если с камерным оркестром – снова хочется играть с камерным. И с симфоническим оркестром такая же зависимость».
«Выработалось интуитивное понимание, как можно с оркестром взаимодействовать кратчайшими путями, чтобы с первой репетиции все получилось. Что касается общения с дирижерами, то каждый опыт полезен. Когда выступаешь с дирижером примерно твоего поколения, то все гораздо проще. Например, я выступал с оркестром Павла Когана, за пультом которого был Михаил Леонтьев. Мы списались с ним, договорились заранее о встрече и в процессе репетиции подробно обсудили наши намерения. Бывает, когда в афише – невероятно авторитетный маэстро, встреча прямо в зале, тогда лучше его внимательно слушать, это будет полезнее, так как он аккомпанировал твое сочинение уже сотни раз».
«Я играл с Валерием Абисаловичем (Гергиевым – М.Л.) сразу после конкурса Чайковского, на Тихоокеанском фестивале в Японии. Тогда я только выучил Второй концерт Рахманинова и испытывал дикий стресс, волновался и только потом смог осознать, насколько удобно с ним было. Он действительно всегда слушает солиста, но и ты должен быть на сто процентов готов к диалогу».
Предпочтения
«Каждый раз мое внимание может захватить разная музыка. Но я могу обобщить, что больше всего мне нравится русская музыка: Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович. Это не значит, что произведения зарубежных авторов я не играю».
«Что касается стилей, то наибольший интерес у меня к романтизму, хотя я обожаю токкатность Прокофьева».
«Отчасти Шостакович, ведь в его сочинениях присутствуют разные стили: люблю и его джазовые сюиты, и фортепианные концерты».
«Охотно включаю транскрипции в свой репертуар – песни Шуберта в переложении Листа, «Пляски смерти» – Сен-Санса и Листа, которые я играл на конкурсе. Как-то я даже попробовал составить целую программу из транскрипций – минут на сто».
Линии судьбы и места силы
«Пусть все идет, как идет. По жизни вроде как плыл по течению, но это благодаря тому, что мне просто невероятно везет на хороших людей, в первую очередь на педагогов, которые всегда помогали и направляли меня, так сказать, в сторону, где течение».
«Все, что ни делается, – все равно приводит к какому-то результату, это путь, который надо пройти. И хотя у нас есть выбор, какое решение принять, но судьба – она одна».
«Я – стопроцентный интроверт. Возможно, сейчас стал чуть более открытым, так как приходится общаться с новыми людьми».
«Просто остаюсь дома (в отпуске – М.Л.), что-то слушаю».
«Предпочитаю хорошую аппаратуру. Появилась после моей первой победы на конкурсе, в Тамбове. Я учился тогда на втором курсе и почти все призовые деньги потратил на покупку зеркального фотоаппарата фирмы Sony».
«Вспомнилась моя первая Италия – это был май, красота необыкновенная, конкурс концертов в Канту. Италию я полюбил сразу, часто стал там бывать. Есть же стандартные туристические маршруты, а есть более интересные направления. Я обошел-объехал весь север Италии: Милан, Рим, Венеция, Пиза, Флоренция, север-юг. Был в маленьких городах. Какой-нибудь Кьети… А еще среди небольших милых городов очень полюбился Вьетри – это на Амальфитанском побережье, а оно невероятной красоты – и архитектура, и природа. Все в доступности абсолютной, потому что сконцентрировано на каком-то очень маленьком пространстве.
Раньше я какие-то красивые города, памятники, знаменитые соборы видел только в распечатанном виде или на экране. Конечно, совсем другое чувство, когда находишься с чем-то таким рядом. Больше всего я люблю гулять и ненароком заходить в какие-то музеи. Во Флоренции пришлось ненароком отстоять трехчасовую очередь в Уффици. Но оно того стоило».
А это – поздравление Дмитрия, размещенное им на странице «ВКонтакте»:
«Дорогие друзья! Пусть в новом году будут только радость, светлые дни! А все смурное останется в прошлом. Вдохновения. Сил, терпения и крепкого здоровья всем-всем!»
Всецело присоединяюсь к теплым пожеланиям музыканта и приглашаю от имени филармонии на его сольный концерт.
Материал из отрытых источников подготовила Марина ЛУГОВАЯ.
Фото из личного архива Дмитрия Маслеева.
Фото из личного архива Дмитрия Маслеева.
13-01-2023 (0) Просмотров: 605 Номер: 2(13655) Версия для печати