Эпох связующая нить
К 75-летию со дня рождения Владимира Юрьевича Матвеева
Всегда ошеломляюще больно, когда в расцвете творческих сил, полная грандиозных проектов уходит из жизни яркая, искрометная личность, профессионал высокого класса, душевно щедрый человек. Для нашего Мемориального дома-музея Сергея Тимофеевича Аксакова это невосполнимая утрата. Утрата не только учителя и заботливого друга, это утрата родственника, близкого по духу, по взглядам, по отношению к миру.
Он навсегда останется для нас «нашим» – аксаковским!
В 1999 году в залах художественного музея имени
М.В. Нестерова готовилась совместная с Эрмитажем уникальная выставка «Золотые олени Евразии». Владимир Юрьевич Матвеев, заместитель директора Эрмитажа по выставочной работе и развитию, приехал тогда в Уфу по рабочим делам.
В тот первый приезд в Уфу он посетил и наш музей. Но, не желая привлекать к себе внимание, даже не признался, что в шестом колене приходится внуком Марии Николаевне Аксаковой (Зубовой), матери писателя С.Т. Аксакова. И только в следующий приезд в 2002 году, чтобы не быть голословным, он привез московский сборник «Дворянские усадьбы России», где была опубликована повесть его двоюродной бабушки Любови Дмитриевны Воейковой «Последние дворянские гнезда», в которой собраны семейные предания воейковско-страховской ветки аксаковского древа.
«О том, что я из рода Аксаковых, – признавался потом Владимир Юрьевич, – знал с детства. В Москве живет моя родственница – Любовь Александровна Воронец – своеобразный семейный библиограф. Она написала на двух листочках нашу родословную – «узелок на память» – и раздала всем родственникам. Сказку «Аленький цветочек» я с детства считал генетически своей, но, признаюсь, не знал, что в Уфе сохранился дом моих предков…»
Не так много известно нам прямых потомков аксаковского рода. И тем более дорого было для нас это знакомство. По листочкам Л.А. Воронец мы смогли воспроизвести аксаковскую ветку рода
В.Ю.Матвеева: прабабушка Владимира Юрьевича – Евгения Дмитриевна Воейкова – приходилась дочерью внуку родной сестры писателя
С.Т. Аксакова – Анны Тимофеевны – Дмитрию Аркадьевичу Воейкову. В семейном альбоме сохранилась уникальная фотография, на которой изображены сразу четыре поколения аксаковско-воейковской ветки рода: Александра Алексеевна Воейкова (жена Дмитрия Воейкова, внука сестры писателя С.Т. Аксакова), Евгения Дмитриевна Воейкова, Наталья Владимировна Секерина и Марина Николаевна Зданская (мать Владимира Юрьевича Матвеева).
Митю Воейкова очень любили в семье Сергея Тимофеевича Аксакова. Некоторое время он жил у них в Абрамцево, так как рано лишился матери. Искреннюю заботу о его учебе проявлял в письмах к родителям Иван Аксаков. Будучи на службе в Калуге, молодой чиновник И.С. Аксаков летом непременно приезжал в село Григорово, имение своей тетки Анны Тимофеевны Воейковой, погостить и пообщаться с двоюродными братьями. Теплыми воспоминаниями и душевным участием пронизаны его письма к Воейковым 1840-1850 годов по поводу здоровья тетушки, учебы братьев и общих семейных дел.
Владимир Юрьевич стал для нас живой ниточкой, протянутой через столетия к семье писателя. У родственников Владимира Матвеева даже сохранился автограф письма Сергея Тимофеевича по поводу устройства в гимназию его внучатого племянника. А в 2002 году Владимир Юрьевич сделал нашему музею бесценный подарок – оригинал рукописи повести Любови Дмитриевны Воейковой «Последние дворянские гнезда».
Она, несомненно, стала украшением музейного собрания автобиографических записок представителей аксаковского рода.
С первых встреч мы прониклись к Владимиру Юрьевичу искренним расположением, как-то сразу признав в нем «своего родственника». И хотя понимали, какая череда лет разделяет его с семьей писателя, при каждой встрече пристально вглядывались, пытаясь найти дорогие сердцу аксаковские черты в его характере и внешности. Чем более узнавали Владимира Юрьевича, тем сильнее проступали фамильные особенности: щедрость, доброта, отзывчивость, внимательность, трудоспособность и при этом какая-то неизбывная скромность и тактичность.
Больше всего радовало, что он наш коллега-музейщик. Владимир Юрьевич тоже признал наш музей за родной дом и в шутку пообещал не предъявлять на него наследственных прав, а вот заботу о музее проявлял искреннюю и постоянную.
Он пригласил научных сотрудников уфимского музея пройти стажировку в Русском отделе Государственного Эрмитажа с целью повышения профессионального уровня и сбора изобразительных материалов для создаваемой в начале 2000-х годов экспозиции «Музея семьи Аксаковых» в селе Надеждино Белебеевского района.
Владимир Юрьевич очень хотел, чтобы в нашем музее было как можно больше подлинных предметов старины. В каждый свой приезд в Уфу он привозил в дар аксаковскому Дому-музею уже оформленные для экспонирования старинные гравюры или рисунки, купленные им в антикварных магазинах Санкт-Петербурга, Европы и Англии.
Среди них литографические листы 1815 года из серии «Народы России» (акварель «Уральский казак»), из серии «Городские повозки» («Летние дрожки»), литография Мюнстера «Внутренний вид Исаакиевского собора», литографический лист из серии «Петербург» («Католическая церковь и Михайловская улица»), парные вазочки Мейсенского фарфора. Эти редкие экспонаты теперь находятся в экспозиции музея.
Какой радостью был для сотрудников музея каждый приезд Владимира Юрьевича в Уфу. Мы знали, что он неизменно привезет с собой коробки замечательных подарков: научные эрмитажные издания книг по искусству, каталоги выставок, богато иллюстрированные справочники и буклеты. Благодаря В.Ю.Матвееву музейная библиотека сегодня обладает значительным (около 300 наименований) фондом книг по мировому и русскому искусству XVIII и XIX веков, переданных в дар научной библиотекой Эрмитажа. Эти книги, их справочный аппарат, иллюстрации – стали основой многих новых образовательных музейных программ с маленькими детьми и школьниками. На их основе студенты уфимских вузов выполнили четыре конкурсные творческие работы по декоративно-прикладному искусству, удостоенные Аксаковской студенческой премии.
В 2002 году, когда создавался Музей семьи Аксаковых в селе Надеждино Белебеевского района РБ, сотрудники Дома-музея С.Т. Аксакова при поддержке Владимира Юрьевича отыскивали в антикварных магазинах Петербурга мебель и вещи XIX века. И когда в одном из магазинов был выставлен на продажу мебельный гарнитур конца XIX века в стиле «Тонет» из шестнадцати предметов, который как нельзя лучше подходил для экспозиции комнаты Ольги Григорьевны Аксаковой, он выкупил этот гарнитур для музея на собственные средства.
Таким широким, поистине аксаковским жестом он поразил нас еще раз, когда выкупил у петербургского антиквара туалетный столик с тумбой в стиле ампир с бронзовыми накладками и ручками. Владимир Юрьевич не только оплатил, но за свой счет и отреставрировал его у питерских краснодеревщиков, взяв на себя все трудности по доставке столика в Уфу. Как он потом рассказывал, оформление и перевоз такого неординарного груза самолетом были достойны детективного описания.
Установка нового «жильца» осуществлялась в торжественной обстановке в дни XX Международного Аксаковского праздника в присутствии самого Владимира Матвеева и его внучки, девятиклассницы Кати, впервые оказавшейся в уфимском доме своего предка. Тогда же В.Ю. Матвеев рассказал о тайнике, обнаруженном при реставрации туалетного столика, который сегодня является украшением комнаты Марии Николаевны Аксаковой.
Владимир Юрьевич всегда откликался на идеи и замыслы сотрудников музея. Когда ему рассказали о планах создания новой экспозиции «Гостиной Ольги Григорьевны» в литературной части уфимского Дома-музея
С.Т. Аксакова, он как знаток исторических стилей поинтересовался, есть ли у нас для нее подходящая живопись, и незамедлительно оплатил в одном из антикварных магазинов Санкт-Петербурга покупку небольшой картины маслом в красивой золоченой раме со сценой охоты.
Его родственную заботу о нашем музее мы ощущали постоянно и удивлялись тому, как, несмотря на свою безумную занятость, Владимир Юрьевич находил время присылать нам новые ценные издания: то богато иллюстрированный и превосходно изданный «охотничий» двухтомник Сабанеева, то роскошный каталог эрмитажной выставки в Юсуповском дворце «Мир русского дворянства» и другие редкие и нужные музею книги.
Уфа и башкирская земля – родина предков Владимира Юрьевича Матвеева, которую он успел полюбить и оценить. С ней ему захотелось познакомить свою семью, чтобы и они вдохнули вольного ветра башкирских просторов, постояли на высоком берегу Белой у дома пращуров, познакомились с историей и людьми, ее хранящими.
Прохладными майскими днями 2004 года Владимир Юрьевич специально приехал в Уфу с женой Ниной Анатольевной и сыном Владиславом. Сотрудникам музея было радостно отметить, что эта семья действительно с аксаковскими традициями: душевное участие и нежная забота, открытость к людям и искреннее добродушие, взаимное трепетное отношение друг к другу – все напоминало страницы аксаковских книг.
Через несколько лет он привез на родину предков представителя младших потомков аксаковского рода – внучку Катю, а через пару лет внука Георгия и дочь Елену. И мы в очередной раз порадовались многим талантам этой семьи.
Елена Владимировна Дианова удивила нас поразительным сходством со своей прабабушкой Евгенией Дмитриевной Воейковой, а от отца она унаследовала врожденную чуткость к литературному слогу. Много лет Е.В. Дианова проработала редактором в издательстве «Славия», подготавливая к публикации каталоги эрмитажных выставок. Ее дочь Катерина уже в школьные годы начала писать художественную прозу. На XX Аксаковском празднике Катя Дианова представляла свою небольшую книжечку стихов и рассказов с собственными рисунками. Эта книга особенно заинтересовала подростков, ведь и самой «писательнице» едва исполнилось пятнадцать лет. У Кати замечательно развито чувство слова, ее рассказы остросюжетны и увлекательны. Двенадцатилетний Георгий поражал всех своей неугомонностью и любознательностью: его так заинтересовало старинное бюро в кабинете деда писателя, что он, к нашему удивлению, обнаружил в нем потайной ящичек, о котором мы раньше и не подозревали. Не раз нас ставили в тупик неординарные вопросы пытливого мальчика.
Семью Владимира Юрьевича мы искренне полюбили не только за их аксаковские корни, а скорее за то, что в ней увидели и почувствовали живое аксаковское тепло - друг к другу, к людям, к своей истории. И вместе с дружными членами этой семьи мы испытываем сегодня горькую боль утраты, трудно переносимую от неожиданности и громадности потери. Когда уходят такие люди, кажется, что целая планета безвозвратно отлетела от земли. И чем дальше время отодвигает эту потерю, тем явственнее ощущается масштаб утраты.
Владимир Юрьевич был личностью эпохи Возрождения. Жизнь для него была праздник, он умел работать и жить ярко, масштабно, разнопланово. Если В.Ю.Матвеев задумывал проект, – то он становился явлением в культуре. Но одно дело придумать, а совсем другое реализовать. Владимир Юрьевич и тут проявлял чудеса менеджмента, начиная с главного – решения финансовых вопросов, охраны и транспортировки, рекламных и издательских проблем, до незначительных деталей, к примеру, условий проживания сопровождающих выставку сотрудников.
Он умел масштабно мыслить, ярко жить и красиво работать. И всегда это делалось с обворожительной улыбкой, легкой иронией, в первую очередь, к самому себе. Это был человек-праздник, в хорошем настроении он все время напевал какие-нибудь песенки, а когда шел по директорскому коридору в Эрмитаже, приветливо улыбаясь, выбрасывая вперед трость и красивым жестом отводя ее немного в сторону, то каждый встречный невольно расплывался в ответной улыбке, и за это нашего дорогого друга невозможно было не любить.
Конечно, в таком сумасшедшем ритме работы, при таком объеме дел, лиц, бумаг трудно, даже немыслимо, оставаться всегда бодрым и веселым. В какие-то моменты Владимир Юрьевич становился подчеркнуто вежливым, и при этом менялось выражение его лица: оно делалось укорительно строгим. Это значило, что возмущение и раздражение кипит в его душе, но не выходит наружу. Лучше бы он в эти минуты позволял себе кричать и браниться…
Не только масштабностью личности поражал Владимир Юрьевич! С творцами эпохи Возрождения его роднил и интерес к точным наукам и механизмам. Листая страницы монографии «Механические искусства и Императорская Академия художеств», так и кажется, что просматриваешь графические листы Леонардо да Винчи. Это специальное исследование написано так увлекательно, исторически подробно и скрупулезно, что вслед за автором соглашаешься: механические искусства находятся на грани высокого искусства, а потом с удивлением обнаруживаешь – и научная литература может читаться как художественное произведение.
Но более всего масштаб личности Владимира Юрьевича, его энциклопедический склад ума проявился в трудах по выставочной деятельности: «Эрмитаж «провинциальный», или Империя Эрмитаж» (2011) и «Эрмитаж «всемирный», или Планета Эрмитаж» (2012). Это не только систематизация и анализ выставочной работы ведущего музея страны без малого за сто лет, но и своеобразный учебник по методике устройства, организации и проведения выставок, это государственный взгляд на музейную политику в целом.
Во всем, за что брался Владимир Юрьевич, он был основателен, профессионален и необыкновенно остроумен. Его чувство юмора, жизнерадостность покоряли и заражали… Такую потерю трудно принять, еще труднее с ней смириться. И только добрая память о его великих бескорыстных делах, о его светлой душе, его преданности и всецелой отдаче любимому музейному делу, друзьям, семье будет всегда согревать и наши души.
Татьяна ПЕТРОВА, Галина ИВАНОВА, старшие научные сотрудники Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
24-01-2023 (0) Просмотров: 430 Номер: 5(13658) Версия для печати