Андрей ДОЛГОВ: «В Башкирском оркестре больше красок!»
В последнюю пятницу января уфимские слушатели смогли вкусить прелестей необычного музыкального десерта. В Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова состоялся необыкновенный концерт под названием «Петербургский эксклюзив», который можно назвать большим подарком для нашей публики от северной столицы.
На сцене царствовал музыкальный этнобренд Башкортостана – Национальный оркестр народных инструментов республики – которым на сей раз дирижировал гость из Санкт-Петербурга Андрей Долгов. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, художественный руководитель Молодежного оркестра народных инструментов
«ТеремА», харизматичный питерский виртуоз, музыкант отчаянной смелости, он включает в репертуар своего оркестра сложнейший для исполнения на народных инструментах материал, звучащий в самых эмоционально и технически контрастных ракурсах: джаз, фьюжн, хард-рок, электро-поп, минимализм… Маэстро Долгов представил уфимцам абсолютно новый творческий проект, где звучали сочинения композиторов мира, порой в абсолютно неожиданных аранжировках.
Ведущая концерта – заслуженный деятель искусств Башкортостана Виктория Симонова – в качестве пролога поведала зрителю, что программа состоит из фрагментов беспрецедентного проекта – выступления Всероссийского молодежного оркестра национальных инструментов – нового музыкального коллектива, не имеющего аналогов в России, который прошел в Санкт-Петербурге в октябре прошлого года. Напомним, что тогда в оркестре по предварительному отбору выступили 80 молодых музыкантов из 25 регионов России, а также из Беларуси и Монголии. Конечно же, в нем участвовали и солисты НОНИ вместе с художественным руководителем коллектива – заслуженным артистом Башкортостана Линаром Давлетбаевым.
Но вернемся к «Петербургскому эксклюзиву». Говоря о неожиданности аранжировок, можно смело утверждать, что уфимскую публику действительно ждали сюрпризы! Судите сами…
Русская народная песня «Степь да степь кругом» была представлена в абсолютно масштабном звучании с соло кураев. Концертная пьеса «Золотая печать Чингисхана» для монгольского морин хуура (смычковый инструмент) с оркестром композитора Бямбаа Энхбаяра произвела неизгладимое впечатление благодаря непривычному для башкирского слушателя звучанию. Важно сказать, что это сочинение монгольский автор специально написал для премьерного исполнения на упомянутом выше концерте сборного Всероссийского молодежного оркестра в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Солист – заслуженный артист Башкортостана Аяз Нухов – перед концертом продемонстрировал для интересующихся этот любопытный монгольский музыкальный инструмент, где головка грифа традиционно изготавливается в виде головы лошади. Само слово «морин хуур» в переводе с монгольского означает «голос лошади»: этот струнно-смычковый инструмент издревле бытовал у кочевых народов Азии, но сегодня интерес к его аутентичному – сочному, густому и певучему звучанию постепенно охватывает современный музыкальный мир наравне с башкирским кураем.
Далее бурные аплодисменты сорвал заслуженный артист Башкортостана Руслан Рахмангулов, солируя на баяне в «Татарском попурри» из репертуара Айдара Гайнуллина, татарского музыканта с мировым именем. В попурри входят известные татарские народные мелодии «Бас кызым эпипэ», «Луга Тукая», «Кубэлегем» и другие.
Русскую народную и казачью песни – «Пташечка» и «Ой, то не вечер» – в оригинальной фолк-рок-аранжировке певицы Пелагеи Хановой представила уфимская этнодива – солистка Фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас», заслуженная артистка Башкортостана Алена Завьялова.
Горячие «Балканские напевы» венгерского композитора Золтана Ороса буквально «отжег» на баяне солист оркестра Азат Каримов, вызвав своим мастерством и виртуозностью крики «Браво!». Знойному настроению при исполнении способствовали перкуссионисты и ударная группа оркестра.
Кто сказал, что НОНИ не играет джаз?! Башкирский этнооркестр великолепно исполнил «Снежинки» из джазовой сюиты советского композитора Александра Цфасмана. Тонкое исполнение соло на фортепиано – Нелли Шахмина.
Абсолютно с неожиданной стороны была подана «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Перед исполнением дирижер констатировал, что считает композитора первым рокером, потому как в его произведениях были все составляющие данного направления в музыке. Правда, сочинения Мусоргского проходили строгую цензуру Римского-Корсакова, который адаптировал, буквально «причесывая» все его партитуры, отчего в итоге, по словам Долгова, терялась харизма оригинальных композиций Модеста Петровича.
На концерте была представлена аранжировка ансамбля русских народных инструментов из Санкт-Петербурга «Квинтет четырех», в котором с 2009 года выступает сам Долгов. Коллектив известен своим новаторским отношением к музицированию на народных инструментах, включая в исполнение инструменты различных этносов мира, вокал, горловое пение и хип-хоп-речитатив. Вот в таком же новаторском варианте и предстала классическая «Баба Яга», которая прозвучала в рокерской манере, скорее даже в стиле рок-энд-блюз. К финалу пьесы дирижер удивил уфимскую публику неожиданным танцем с элементами боевых искусств.
После исполнения произведения наступило мгновение тишины, когда весь зал выдохнул, как один человек. А потом раздался гром аплодисментов. Можно сказать, что публика неистовствовала!
Но концерт продолжился. Звучали «Рассказ старого горца» Андрея Гольского, «Вепсы Карелии. Обряд посвящения в нойды» Евгения Тимофеева, где барабаны и перкуссия заняли главенствующую роль, имитируя звучание шаманского бубна (солисты – Расим Лугаманов, Рафаэль Ягафаров и Анвар Фатыхов).
Пиршеством души для башкирского слушателя прозвучала композиция Урала Идельбаева «Седой Урал», как бы вернув публику из путешествия по миру на родную землю. Солировал на курае Арслан Умурзаков, про которого в свое время писали, что «под его руками напоминающая дуновение ветра волшебная песнь курая проникает в самую душу. О мастерстве исполнителя башкиры говорят, что оно «размером с Урал»!». К слову, Арслан не в первый раз сотрудничает с маэстро Долговым: он участвовал в концерте Всероссийского молодежного оркестра национальных инструментов в Санкт-Петербурге и выступал с Молодежным оркестром народных инструментов «ТеремА» под управлением маэстро на закрытии Международного фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» в прошедшем году.
К слову, дата проведения концерта, а именно – 27 января – совпала с днем рождения замечательного музыканта – заслуженного артиста России, лучшего отечественного исполнителя на «царь-балалайке» Михаиля Дзюдзе, участие которого было изначально заявлено. К сожалению, Михаил не смог выступить на концерте по уважительной причине: вирус не дремлет! И в качестве музыкального поздравления для маэстро Андрей Долгов исполнил на бас-балалайке русскую народную песню из репертуара Дзюдзе «Как под горкой, под горой». При том что руки маэстро были заняты инструментом, он руководил оркестром с помощью взмахов головы и движений всего тела, в частности ног.
Еще одним открытием стало исполнение композиции «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» норвежского композитора Эдварда Грига в аранжировке финской металл-группы Apocalyptica, славящейся своими каверами на виолончелях.
И в финале концерта прозвучала монументальная композиция «Стан Тамерлана» из оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского. Партия фортепиано – Майя Дашкина.
Важно сказать, что все партитуры, привезенные дирижером Андреем Долговым для НОНИ, адаптировал солист оркестра Азат Каримов, учитывая все национальные составляющие – кураи, кыл-кубызы, ятаган и другие башкирские народные инструменты.
Уфимская публика долго не хотела отпускать артистов, и на бис оркестр отозвался вокальным многоголосьем, а маэстро уже дирижировал залом.
В финале Андрей Долгов от души поблагодарил «горячую уфимскую публику», надеясь увидеться с ней еще не раз.
После концерта мы встретили председателя Рескома профсоюза работников культуры Башкортостана, народного артиста РБ Александра Кузьменко, который был в числе приглашенных гостей. На наш вопрос Александр Владимирович воскликнул: «Мне о-о-очень понравилось все, что здесь произошло! Это что-то новое и совершенно невероятное для нас всех!»
«Это просто бомба!» – такое резюме нам выдали зрители, выходящие из зала и впавшие в эйфорию.
Сей материал не был бы полным, если бы мы не пообщались с героем вечера. Но первоначально нам удалось поговорить с худруком НОНИ РБ Линаром Давлетбаевым, который и был идеологом этого проекта:
«Андрей Долгов – из тех музыкальных гениев, которые не знают, что они гении! Я слежу за творчеством этого дирижера еще с 2014 года, а познакомиться лично посчастливилось в 2020-м, когда он проездом был в Уфе. А уже в 2021 году мы вместе стали лауреатами статусного Всероссийского музыкального конкурса в Москве по специальности «дирижирование оркестром народных инструментов»: Андрей – второй степени, я – третьей.
Общаясь с Андреем, я понял, что он не просто музыкант-виртуоз! Он однозначно «болен» музыкой! Причем всем своим телом… Долгов – удивительно мой человек по темпераменту! По-музыкантски мы очень хорошо друг друга понимаем! То, что он делает в оркестре, мне близко. Отрадно то, что и мои музыканты его чувствуют так же – оркестранты встретили Андрея Долгова душевно и с неким творческим задором. В общении наш гость абсолютно доступен и чрезвычайно приятен. Материал, который он нам привез, очень интересный. Программа получилась необычной и качественной! Несомненно, она останется в нашем репертуаре. Это замечательный и полезный опыт для нас».
Маэстро Долгов тоже был настроен оптимистично:
«Я очень горд, что Линар Давлетбаев пригласил меня сюда с программой, которая составляет сердце репертуара моего оркестра русских народных инструментов «ТеремА» и сборного Всероссийского молодежного оркестра народных инструментов. Я получил огромное удовольствие как от репетиционного процесса, так и от самого концерта. Нашел единомышленников в лице замечательных музыкантов Национального оркестра народных инструментов Башкортостана.
Разумеется, башкирские инструменты звучат интересно для меня и тембрально иначе, нежели в моем оркестре. У нас, скажем, нет струнно-смычковых инструментов, нет курая. Но могу сказать точно – в Башкирском оркестре больше красок! Благодаря этому привычные мелодии звучат свежо и даже немного по-другому, по-башкирски! (Смеется). Рад, что концерт получился ярким, эмоциональным и отдача зала была неимоверной».
…А мы ждем Андрея Долгова с новыми интересными проектами в нашем музыкальном городе!
Оксана ИВАНОВА.
31-01-2023 (0) Просмотров: 594 Номер: 7(13660) Версия для печати