$ - 95.0262
€ - 104.8664

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Все затевалось, как скандал, в итоге став событием


Все затевалось, как скандал,  в итоге став событием

Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан представил новый проект «Классика с НОНИ».

В тот вечер в Малом (Органном) зале Башкирской государственной филармонии было многолюдно, причем многолюдно было и на сцене. Возникало вполне реальное ощущение, что горящие взоры музыкантов отражались в таких же искрящихся интересом глазах зрителей.
Этим вечером состоялся концерт-скандал, как его анонсировала имеющая к событию непосредственное отношение уфимская пианистка и композитор Шаура Сагитова. Речь о концерте «Шехеразада и другие» Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан под управлением Линара Давлетбаева, прошедшем в рамках нового проекта «Классика с НОНИ».
В чем же суть скандала, спросите вы?! Дело в том, что оркестр, превалируют в котором башкирские народные инструменты, скажем, курай, кыл-кубыз, думбыра, исполнил не что иное, как популярную русскую и зарубежную классику.
И что здесь такого? – недоуменно пожмет плечами кто-то. Ну, кроме того, что вместо скрипок звучал кыл-кубыз, а кларнет и флейты заменил курай, в принципе, ничего особенного… Но само звучание! А еще представители традиционного исполнительства на народных инструментах могут упрекнуть идеологов события в том, что НОНИ играет не только в рамках пентатоники…
Впрочем, все по порядку. Мы знаем, что Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан (НОНИ) под управлением лауреата Государственной республиканской молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича дирижера Линара Давлетбаева является визитной карточкой нашей республики, послом и музыкальным брендом Всемирной фольклориады-2020! Это коллектив, в чьем репертуаре ныне – целая музыкальная палитра национального искусства России и Башкирии, всего – более 300 произведений.
НОНИ – уникальный оркестр, в звучании которого соединились тембры старинных башкирских народных инструментов (курай, кубыз, кыл-кубыз, думбыра, ятаган), инструментов симфонического спектра (флейта, скрипка, виолончель, контрабас) и состава русских народных инструментов (баян, домра). Аналогов такому творческому образованию в мировой музыкальной практике не существует. Народный артист России Николай Калинин в свое время назвал этот коллектив «единственным в своем роде», подчеркнув уникальность его инструментального состава.
Важной задачей для оркестра является сохранение народного звучания и представление всей его широты и отсутствия границ, объединение инструментов из разных краев России и использование современных технологий. Но классика – дело тонкое, как и Восток…
Теперь немного о Шауре Сагитовой, которая, без преувеличения, входит в число самых ярких молодых музыкантов республики. Она — выпускница Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова и Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского по двум специальностям – фортепиано и композиция, доцент кафедр специального фортепиано и композиции УГИИ, член Союза композиторов РФ и РБ. Недавно девушка стала лауреатом Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича, к слову, за оригинальную музыку к одному из самобытных проектов НОНИ – концерту-сказке «О чем поют птицы?».
Композитор Сагитова давно и успешно сотрудничает с НОНИ, который исполняет ее авторские сочинения, также Шаура делает для оркестра аранжировки различных произведений. Но вот переложить на аутентичные инструменты известную классику – такая смелость достойна особой похвалы!
Концерт начался с частей сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Что интересно, в «Интродукции» и «Королевском марше льва» без фортепианных аккордов, которые звучат в оригинале, имея в арсенале струнную группу из кыл-кубыза, думбыры, виолончели и контрабаса, а также баянов, мы получаем музыкальную визуализацию царя зверей с устрашающим рыком!
Кудахтанье кур и кукареканье петуха в одноименной миниатюре было убедительным по звуку благодаря кыл-кубызу и кураю. Далее мимо нас лениво прошествовали в ме-е-е-едленном канкане «Черепахи», протопал тяжеловесный «Слон», в «Кукушке» беспрерывно «отсчитывала» годы жизни группа кураев (напомню, вместо кларнета) и закончилась сюита веселым пением пернатых из «Птичника».
Во второй части концерта под сводами филармонии царила «Шехеразада» Николая Андреевича Римского-Корсакова. И если выдающийся русский композитор написал симфоническую сюиту в восточном стиле, то в исполнении кыл-кубыза, курая, думбыры и других инструментов она прозвучала так, что Малый зал буквально заполонил подлинный Восток… Тут Шаура попала прямо в цель! Тему Шехеразады на кыл-кубызе очень тонко вела солистка оркестра – хрупкая Любовь Гоглачева. Настолько тонко, что даже возникли споры – а не скрипка ли там спряталась за спинами бестелесных кыл-кубызисток? Это, кстати, неудивительно для тех, кто знает, что в НОНИ на кыл-кубызах играют профессиональные скрипачки. Да-да, им пришлось снять свои инструменты с плечиков и научиться водить смычком в ином направлении…
Вообще, эти две нежные девушки – Шаура Сагитова и Любовь Гоглачева – завоевали сердца слушателей! Одна – смелостью своего решения в целом, вторая – взятой на себя ответственностью солировать в 43-минутной популярнейшей зоологической фантазии и достойным исполнением!
Но самые горячие аплодисменты выпали на долю художественного руководителя и главного дирижера оркестра Линара Давлетбаева. Он же – инициатор и идейный вдохновитель проекта вместе с Шаурой Сагитовой. Как он дирижировал! Порой возникало ощущение, что музыка просто изливается из его рук...
«Душевно играют!» – слышалось на одном конце зала… «Эх, красиво!» – вторили на другом…
Время спустя Линар признался: если бы ему лет пять назад сказали, что НОНИ будет играть высокую классику, он, мягко говоря, не поверил бы! Прошло время… И вы услышали то, что услышали!
Шаура высказалась об исполнении оркестра лаконично: «Написать-то можно всё, что угодно, а ты попробуй это сыграй хорошо!» И ее слова стали лучшим комплиментом коллективу!
Отзывы зрителей были единодушны:
«Редкостное сочетание колорита инструментов и профессионализма музыкантов!»
«Спасибо НОНИ за великолепное и новое исполнение классики!»
«НОНИ, вы удивили!»
Как сказала ведущая концерта Виктория Симонова, всегда находящая точные определения происходящему: «Мы с вами (с теми, кто, конечно, был в зале) присутствовали сегодня при историческом событии!»
История вершится каждый день. И вы тоже можете стать частью этого события! Не упустите момент…

Оксана ИВАНОВА.

Дата создание новости 3-03-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 951     Номер: 15(13394)     Версия для печати

24 сентября 2024 г. №68(13812)


«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.