О своём, о вечном…
Башкирский государственный театр кукол готовит фантастический мюзикл по пьесе драматурга и прозаика из Санкт-Петербурга Жанар Кусаиновой «Вечно эта 345-я».
В производственных цехах БГТК под чутким руководством художников-постановщиков Натальи Бирюковой и Светланы Степановой ведется работа над созданием материальной части спектакля: необычными куклами, а также декорациями, имитирующими салон самолета. Режиссер-постановщик – народная артистка Республики Башкортостан Ольга Шарафутдинова. С ней мы и решили встретиться в канун Международного женского дня, дабы приоткрыть перед читателем завесу тайны – что это еще за 345-я такая и чем она нас удивит?..
- Ольга Юрьевна, почему Ваш выбор пал именно на эту пьесу – не такую известную и популярную в широком кругу зрителей?
- Как-то раз, в свободное от работы время, я «бороздила» просторы интернета в поиске интересного материала для спектакля. И вот нахожу пьесу автора, имя которого мне ничего не говорит – Жанар Кусаиновой – «Вечно эта 345-я». Название меня заинтриговало сразу – уж очень оно необычное. С первых же строчек меня все более затягивал сюжет: это очень изящная, кукольная история, которую мы между собой определяем как философскую притчу.
Она задела меня, в первую очередь, актуальностью темы – ребенок и его родители. Как правило, в нашей жизни это два мира, которые часто не понимают друг друга. Тема детей и родителей мне лично очень близка: у меня двое взрослых детей и 12-летняя внучка. И вот в процессе чтения я начала вспоминать свое детство. Ведь все наши взрослые печали и радости берут начало из детства: это и комплексы, и отношение к миру…
Тема обделенной вниманием девочки (а в пьесе это овечка, 345-я по счету – одна из тех овечек, каковых считают дети, пытаясь уснуть), до которой никому не было никакого дела, а любовь ее родителей, как ей казалось, заключалась в том, чтобы проверить, сделала ли она уроки, почистила ли зубы… Она была самой маленькой и чувствовала себя ужасно одинокой – на нее не хватало времени ни папе, ни маме. А ей хотелось быть такой же нужной, как и все те овечки, которые идут впереди нее и до которых очередь (на сей раз родителей) обычно всегда доходит.
И тогда наша героиня задается целью: во что бы то ни стало стать нужной, значимой, заметной. В пьесе параллельно существуют два мира: «видимость», в которой живут люди, и «невидимость» – это мир образов, мир, который люди себе представляют. Героиня решает выйти из мира невидимости, думая, что слава решит все ее проблемы. А оказалось, что нет…
Тема детей и взрослых, я думаю, будет интересна аудитории всех возрастов. Каждый спроецирует ее на себя (надеюсь на это) и сделает определенные выводы.
- И какие же это, по Вашему мнению, выводы?
- Прежде всего: не нести во взрослую жизнь свои детские комплексы и страхи. Ведь это непрерывная цепочка: взрослые обижаются на своих родителей, в душе оставаясь при этом маленькими детьми, а их отпрыски, в свою очередь, обижаются уже на них. Выходит, что в каждом взрослом сидит ребенок, который, возможно, держит на своих родителей глубокую обиду. Я же хочу, чтобы этого не было.
Наш спектакль (в том числе) – о столь частом у современных детей желании сиюминутной славы. Желание славы любой ценой – на мой взгляд, оно не-
здоровое. Когда я вижу подростков, которые пытаются заявить о себе, например, при помощи радикальных экспериментов с внешностью: вызывающий цвет волос, пирсинг, татуировки – я вижу одинокого ребенка. Он хочет заявить миру: «Вот он я! Я есть! Посмотрите на меня! Полюбите меня!» Но ведь желание выделиться любой ценой может и перейти черту дозволенного. Такое желание подчас порождает и зависть, а из нее вырастает желание, скажем, ударить своего ближнего…
Именно поэтому, чтобы такого избежать, ребенок должен ощущать в семье безусловную родительскую любовь; то, что он нужен. И родителям важно донести до своего ребенка: ты такой, какой ты есть, и мы любим тебя именно таким. Главная героиня спектакля – овечка под номером 345, в финале понимает, что родители все равно ее любят и что ее семья есть нечто незыблемое, почти святое. Я хочу, чтобы и наши зрители ушли со спектакля, осознавая это, спроецировав сюжет на свою жизненную ситуацию. Чтобы желание славы, желание известности не становилось в конце концов опасным, чтобы дети не перешли черту разумного: сегодня, к сожалению, мы видим примеры тому повсеместно, достаточно войти в интернет… Не зря дети стремятся стать блогерами – все хотят легкой славы, не имея при этом за душой ничего. Конкурсы красоты детские – из этой же серии.
- Спектакль предназначен детям или их родителям?
- Всем. Наверное, родителям даже больше. Им я хочу передать, пусть и в зашифрованной форме, простое послание: полюбите своего ребенка, обратите на него внимание. Вот, как мне кажется, в многодетных семьях сложно равнозначно распределить внимание между всеми детьми, и старшие часто остаются без него, без любви. А наша овечка бросила вызов миру сему, выразила своеобразный протест. И я не хочу, чтобы нашим детям пришлось привлекать к себе внимание таким путем.
Или другая крайность. Современные родители стремятся всячески развивать своих детей: водят их во всевозможные кружки, секции, «формируют» из них маленьких гениев. В это время детям важно чувствовать, что любят их не за хорошие оценки, а просто потому, что они есть. Зная это, они будут готовы горы свернуть, уверенно идти по жизни, и тогда их не будет волновать мнение толпы.
Почему уже в раннем детстве у нас проявляется стадное чувство? От неуверенности в себе. Не получая достаточного признания дома, дети подчас идут за теми, кто может повести их не в ту сторону, сбить с правильного пути. Наша 345-я овечка с характером – да, она рискнула и выбрала путь протеста. Но тем самым она заставила родителей задуматься: что же они делают не так?
- Получается, что спектакль – в том числе и о проблемах переходного возраста. Как Вы думаете, он будет интересен именно подросткам?
- Искренне надеюсь, что да. Он даст им лишний повод задуматься, поможет определиться в процессе расстановки ценностей. В подростковом возрасте мама и папа могут казаться настоящими врагами, и тогда протест ребенка адресно будет не верен. Я считаю, что в любых непонятных ситуациях нужно садиться и разговаривать. Ребенок не должен бояться выражать свое мнение в семье – тогда и недосказанности не будет.
Или взять другую проблему современного общества – гаджеты. В пьесе наглядно показывается, как родители отмахиваются от своих отпрысков, в том числе и с помощью гаджетов. У нас есть героиня из мира «видимости» - девочка Наташа. Она и принимается считать овечек, с которых и начинается история… Почему бы маме этой девочки не прочитать своей дочери перед сном сказку? А она, словно отмахиваясь, говорит ей: «Считай овечек». Почему бы ей не обнять своего ребенка, не приласкать его, не спеть колыбельную, не уснуть с ним рядышком? Обратите внимание – сейчас современные мамы, входя с детьми в общественное пространство, первым делом дают им гаджеты, сразу же отгораживаясь, дистанцируясь от них. А ведь маленькому ребенку все вокруг интересно. В «догаджетовую эпоху» дети, устраиваясь в автобусе, читали из окна надписи, вывески, названия магазинов и таким образом познавая мир. А сейчас родители сами их ограничивают, «подсаживая» на телефоны, с ранних лет формируя эту зависимость. Есть, безусловно, и другие мамы – и это прекрасно!
- Что же необходимо делать родителям, дабы дети не чувствовали себя одинокими?
- Ребенка своего надо любить! Только и всего… Из детей, открывающих мир в атмосфере любви, вырастают счастливые взрослые. Вот, например, очень страшная тема – детский суицид. Он есть, и не надо закрывать на это глаза. Что толкает детей на подобный шаг? Родители в шоке: ведь у сына либо дочери все было – и игрушки, и одежда, и вкусная еда, чего же не хватало?! Ответ прост – любви. Простого человеческого тепла.
Или он боялся не оправдать родительских надежд: например, неудачно прошел испытание на ЕГЭ, не получил нужное количество баллов – как результат, не выдержал такого стресса и наложил на себя руки. Значит, родители чересчур давили, требуя хороших оценок. Поэтому для такого ребенка пятерка равнозначна жизни, а ведь так не должно быть. Долюбленный ребенок никогда ничего подобного не сделает.
- Какие интересные технические средства будут использоваться в спектакле?
- Наш художник-сценограф Светлана Степанова очень широко мыслит - материал богат на образы, есть где разгуляться фантазии. В спектакле будет использоваться и видеопроекция, и уникальные сферические декорации. Художник по куклам Наталья Бирюкова ввела необычную для нашего театра систему кукол – на шестах: когда одна кукла движется, а несколько кукол с ней рядом синхронно исполняют все движения.
Жанр мюзикл тоже в каком-то смысле необычен для театра кукол. Согласно законам жанра, у каждого персонажа будет своя музыкальная тема. Музыку пишет замечательный композитор Эдуард Исламов. С ним наш коллектив уже работал над спектаклем про доктора Айболита, выдержанном в жанре театральной клоунады. Поскольку пьеса сама по себе небольшая, я попросила драматурга Владимира Аношкина написать своеобразные зонги для каждого персонажа, дабы раскрыть их характеры и с помощью ярких музыкальных номеров.
- В спектакле появляются неожиданные персонажи: «Семь пятниц на неделе», «Проще пареной репы», «Конь в пальто», «Конь не валялся», «Во всей красе»… Какова их роль?
- Эти персонажи, подобно овечке, начинают бунтовать и выходят из зоны невидимости, где они благополучно до этого существовали. Вообще, очень интересно, что драматург додумалась ввести таких героев – их ведь никто никогда не видел, мы произносим эти фразы, даже не задумываясь об их значении. А в пьесе они оживают, и у каждого – свой яркий образ, свой характер. Все они захотели известности. Что же будет, если каждый страстно захочет славы? В нашей жизни, например, обратись мы, допустим, к обычным профессиям: пекаря, токаря, водителя, дворника… Если они все бросятся за славой – кто будет заниматься простыми, но такими важными вещами? Мне лично очень приятно смотреть на людей, которые искренне любят свое дело – у них за работой глаза светятся, просто горят… Каждый нужен на своем месте, на любой работе можно добиться совершенства. Подчас я любуюсь дворником – как ловко он метет улицы! Видно, что ему нравится эта работа, и всем вокруг становится радостно от этого. Помните, как в пьесе «Проделки Ханумы» Авксентия Цагарелли? «Кто в работу душу вкладывает, тот в своем деле поэт. Хороший пастух - поэт, хороший кузнец - поэт, хороший сапожник - тоже поэт!»
В любой работе можно достигнуть совершенства: тогда и признание придет, и слава. Но не нужно делать это самоцелью, смыслом жизни. И об этом тоже наш спектакль.
- Кто из актеров занят в постановке?
- Овечка 345 – Райля Гизатуллина, а во втором составе – Надежда Прошина. В этой роли я вижу легкую, молодую, «звенящую» актрису, прекрасно танцующую и поющую – это все как раз про Райлю и Надю. Персонажей в пьесе очень много, поэтому заняты оказались практически все наши артисты.
- Что Вы хотите пожелать зрителям, которые придут на премьеру?
- Любить своих близких. Не забывать, что слава – вещь мимолетная. Это не ценность. Главная ценность – любовь. Если в ваших семьях есть любовь и уважение, значит, все в ней будут счастливы.
…Премьера спектакля состоится 7 апреля в Малом зале Башкирского государственного театра оперы и балета. Спектакль рассчитан на зрителей категории 12 плюс – старшеклассников, студентов и взрослых.
Вопросы задавала Диана ГАРАЕВА.
НА СНИМКАХ: Ольга Шарафутдинова; Наталья Бирюкова и Светлана Степанова.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и Дианы ГАРАЕВОЙ.
НА СНИМКАХ: Ольга Шарафутдинова; Наталья Бирюкова и Светлана Степанова.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и Дианы ГАРАЕВОЙ.
3-03-2023 (0) Просмотров: 2 263 Номер: 14(13668) Версия для печати