Браво!
Талантливые люди под знаменем ОРНИ
В понедельник в стенах Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан произошло то, чему, положа руку на сердце, можно присвоить статус события. События, которое требовало повышенного внимания прессы, профессионалов в области музыкального искусства (они, безусловно, были, но в основе своей в зале Русского академического собрались те, кого мы называем "народниками"), отцов города и, может быть, республики, а также слушателей всех мастей. Ведь 25 ноября со сцены ГАРДТ отправился в большую жизнь новый коллектив - Оркестр русских народных инструментов (дирижер Линар Давлетбаев), явив собравшимся программу "Звезда Белых ночей на Белой реке", гвоздем которой стал не только солист "Мариинки" очень крепкий, надежный тенор Станислав Леонтьев, приглашенный на презентацию ОРНИ, но и сам виновник торжества, в финале вечера заставивший публику аплодировать стоя. Успех был оглушительным, осязаемым, реальным! И его по праву разделила с "дебютантами" музыковед Виктория Симонова, которая потрясающе вела вечер.
Мне кажется глубоко символичным тот факт, что новорожденное, столь жданное многими дитя принял под свои своды именно Русский академический театр, горячо откликнувшийся на просьбу собрата по творчеству и безвозмездно предоставивший ему площадку для стартового концерта (с особой признательностью основатели оркестра Линар Давлетбаев и Раиль Аллаяров говорили в этой связи о художественном руководителе ГАРДТ Михаиле Рабиновиче). Идею, а ниша пустовала не просто долго, но бесконечно долго, в первую очередь поддержала Уфимская государственная академия искусств - alma mater всех музыкантов
ОРНИ, а также его идеологов, отдав им под репетиции Шаляпинский зал и частично снабдив "инструментарием" (низкий поклон от них ректору УГАИ Амине Асфандьяровой и кафедрам оркестрового дирижирования и народных инструментов), а еще Собор русских Башкортостана. К ним присоединился наш Минкульт (глава ведомства Амина Шафикова со сцены Русского театра тепло напутствовала оркестрантов, сподвигнувшихся на столь большое дело). Список, безусловно, можно продолжить, но, отдавая должное усилиям и добрым намерениям каждого сторонника ОРНИ, я, все-таки помня о "скупости" газетной площади, называю сегодня лишь одно имя - народного артиста Башкортостана, маэстро Тагира Камалова. Кстати, Тагир Таузяхович - прямой наставник Линара Давлетбаева, который учится в аспирантуре Академии искусств (кафедра оперно-симфонического дирижирования).
Итак, что касается ниши... Частично пробел этот восполнял замечательный и любимый всеми ансамбль русских народных инструментов "Забава", с некоторых пор ушедший под крыло муниципалитета и в каком-то смысле влившийся в ряды фольклорного коллектива "Мирас". У Национального оркестра народных инструментов РБ, возглавляемого заслуженным артистом России и народным артистом Башкортостана Рамилом Гайзуллиным и обретающегося под "крышей" филармонии, - своя стезя и, соответственно, репертуар (добавлю, Линар Давлетбаев отдает НОНИ должное в качестве очередного дирижера). А огромное, потрясающее по богатству, мощи, красоте и силе воздействия на слушателей наследие русской музыкальной культуры, продолжая оставаться востребованным у публики, выход на нее получало частичный, если не сказать, было ограничено разовыми выступлениями...
И то, что двое решительных молодых людей, один из которых любим публикой и как баянист (ученик профессора Владимира Суханова, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, стал третьим на самом престижном состязании баянистов-аккордеонистов - "Кубке мира" в Вашингтоне!), и как дирижер (его "наградной список" в данной области тоже, между прочим, не мал), а другой - Раиль Аллаяров, не менее остепененный музыкант (баян, домра-бас), ныне помощник проректора УГАИ по творческой работе, аспирант (класс заслуженного деятеля искусств РБ, профессора Юрия Селезнева), сподвиглись осилить, казалось бы, неподъемный груз, вызывает не только чувство глубокого уважения, но и огромной благодарности. Под знаменем ОРНИ они объединили преподавателей, аспирантов и студентов Академии и Уфимского училища искусств, педагогов ССМК и детских музыкальных школ, полгода назад начав репетировать - на голом энтузиазме, не имея материальной базы, без должного количества инструментов (как опять не вспомнить добрым словом УГАИ?), костюмов, в конце концов... Да, по поводу фирменного стиля артистов - красные галстуки-бабочки, чуть смягчившие строгие тона темных рубашек оркестрантов-мужчин, все до единой изготовила своими руками солистка ОРНИ Людмила Микаэлян (балалайка-секунда); а голубые шарфы, украсившие женскую половину коллектива, молодые руководители купили на собственные деньги.
Вот так. Это, и не только это (имею в виду и программу, взорвавшую зал, и уровень исполнения "дебютантов", думаю, доныне тосковавших по "крупномасштабным полотнам" и вдруг вкусивших прелесть подобного музицирования) говорит о том, что новой творческой единице необходима государственная поддержка. Даже не президентские гранты, а специальная программа, предполагающая наличие репетиционной площадки, возможно, постоянного зала, создание материально-технической базы, ставок для исполнителей, которые, конечно, музыку любят больше жизни, но, увы, оную надо поддерживать не только пищей духовной...
Впрочем, к разговору о хлебе насущном мы еще вернемся, поскольку договорились встретиться с Линаром Давлетбаевым и Раилем Аллаяровым в стенах редакции и попытаться расставить точки над i. Но произойдет это не сегодня. И дело не в том, что мы дали музыкантам время, позволив им насладиться успехом. Ничуть не бывало. Все они на следующее же утро с головой ушли в работу, крутясь каждый сам по себе - и на педагогической стезе, и на ниве исполнительского искусства. Ох, не потерять бы то, что родилось, с первого концерта доказав свою состоятельность и право на самоопределение!..
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Динара КАЛИМУЛЛИНА.
Фото Динара КАЛИМУЛЛИНА.
27-11-2013 (0) Просмотров: 2 011 Номер: 227(12375) Версия для печати