Прекрасная роза Башкирского балета
В субботу, 25 марта, практически в канун Международного дня театра, что очень символично, в Башкирском государственном театре оперы и балета состоится творческий вечер прима-балерины БГТОиБ, народной артистки Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, дипломанта и призера международных конкурсов Гульсины Мавлюкасовой (18.00; 12+).
В первом отделении вечера виновница торжества выйдет на сцену в заглавной партии одноактного балета «Кармен-сюита» Жоржа Бизе – Родиона Щедрина (хореография и либретто Альберто Алонсо).
А во втором собравшиеся увидят в ее исполнении знаменитого «Лебедя» на музыку Камиля Сен-Санса (хореография Михаила Фокина), в Гран-Па из балета Александра Глазунова «Раймонда» (хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева), но это еще не все, поскольку героиня вечера предстанет перед поклонниками искусства Терпсихоры и в иных образах…
…Когда видишь Гульсину Мавлюкасову на сцене, словно взлетаешь в поднебесье, мысли только светлые. И вспоминаются стихи:
Одета туманом туники
Парит в арабеске душа
И, чуть окрыленьем шурша,
Являет нездешние лики…
А лики эти ярки и многообразны. От нежной, хрупкой Жизели до страстной, темпераментной, даже коварной Кармен.
В 1996 году еще студенткой Уфимского хореографического училища она пришла в Башкирский государственный театр оперы и балета. В то кризисное для культуры время художественный руководитель балетной труппы БГТОиБ Шамиль Терегулов принял смелое решение: привлечь в театр учащихся. Гульсина оказалась в числе выбранных. Через три года окончила учебу и очень быстро стала ведущей солисткой.
Партией Уличной танцовщицы в балете «Дон Кихот» начинала Гульсина Мавлюкасова карьеру. Очаровательная в своем танце и юности! Кажется, природа создала ее именно для балета. Идеальные пропорции, гибкость, большой шаг, нежные, певучие линии рук, ног… Щедрость природы подкреплена хорошей школой, полученной в училище от Леоноры Куватовой. Первые робкие шаги очень скоро стали уверенными. Муза в «Шопениане», Одетта-Одиллия, Жизель, Аврора, Золушка, Никия, Джульетта… На Открытом конкурсе «Арабеск-2000» в Перми Гульсина была удостоена специального приза и красивого титула – «Принцесса русского балета». Переняв от своего педагога одухотворенность, романтичность танца, балерина предпочитает партии лирического плана. Ей легче перевоплощаться в таких героинь, как Одетта, Жизель… Но ей интересно танцевать и Кармен, хотя не все нравится в этой страстной до агрессивности натуре. В любой роли Гульсина ищет новые грани, штрихи, пытается привнести что-то особенное, чего еще не делали другие. С каждой новой партией ее танец становится более глубоким, проникновенным, совершенным и по технике, и по эмоциональной насыщенности.
В настоящее время в творческом багаже артистки более сорока главных и сольных партий в балетах русской и зарубежной классики, концертные номера классической и современной хореографии. Самые яркие работы последних лет – Эгина, Анюта, Мэхмене-Бану, Зайтунгуль.
Один из дорогих образов – Джульетта в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии и постановке Шамиля Терегулова. Тема беззаветной любви, победившей смерть, никогда не устареет. Спектакль в афише театра почти два десятка лет, неизменные аншлаги. А Гульсина каждый раз создает свою Джульетту из музыки, пластики, души так, что мы, сидящие в зале, воспринимаем действие и чувства, словно они рождаются сию минуту, на наших глазах.
Незабываема для нее работа с великим хореографом современности Юрием Николаевичем Григоровичем. В буквальном смысле сто потов сошло во время работы над балетом «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Гульсина Мавлюкасова танцует Эгину. Я присутствовала на репетициях и видела, как она чутко улавливает и быстро воспринимает любое слово, замечания Мастера. И результат потрясающий. Балерина творит на сцене яркий и сложный образ. Ее героиня выходит за рамки простой куртизанки. Ее Эгина не только неотразима и обаятельна, но и умна, коварна, действенна. Эгина в исполнении Гульсины Мавлюкасовой неоднозначна. Она может быть изысканно элегантной и вульгарной, утонченной и порочной. Всегда верная себе, любыми путями желающая утвердиться в кругу римской знати, она становится единомышленницей и верной сподвижницей Красса. Талант балерины в этой партии раскрылся ярко, выразительно. Монолог Эгины-Мавлюкасовой под сольное сопровождение духового инструмента – незабываемое мгновение, когда и техника, и артистизм сливаются в единое целое, и становится непонятным – то ли музыка вызывает столь совершенные движения, то ли танцовщица превращается во властную повелительницу, своей пластикой рождая прекрасную мелодию. Не случайно после премьеры Юрий Николаевич сказал: «Такие исполнители достойны сцены Большого театра».
В балете «Анюта» Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева Гульсина Мавлюкасова представила нам историю трагической судьбы юной бесприданницы, которая не выдержала испытания медными трубами, торопясь забыть и нищенскую жизнь с пьющим отцом, и нудные проповеди ненавистного старика-мужа. Артистка смогла донести до зрителя особую чеховскую интонацию или, как определил писательскую манеру классика сам Васильев – «смех сквозь слезы, полуулыбку, отсутствие каких-то страстей». Кроме того, Гульсине удалось приблизиться к классическому образу Анюты, созданному безупречной Екатериной Максимовой в каноническом фильме-балете 1982 года. Сам Васильев особо отметил нашу танцовщицу, которая, возможно, напомнила ему супругу. Но никакого голого подражания! Гульсина и в этом образе индивидуальна. Для меня один из самых сильных эпизодов в спектакле – адажио со Студентом, где балерина достигает высот подлинного, щемящего душу лиризма. Здесь особенные интонации, коих нет в чеховской повести, их привнес композитор, они пришлись по душе хореографу, исполнительницам и гармонично вплелись в общую канву.
Гульсина может выйти и не в главной партии, а в отдельной вариации, эпизоде, но и это будет не менее впечатляющим и запоминающимся. Сколько грации, изящества, истинного славянства в ее Русском танце из «Лебединого озера» в постановке Юрия Григоровича! Как она оживляет и зажигает зал своей пламенной Индуской в «Баядерке»! А Индийская кукла в «Щелкунчике»!.. И ее «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина, который завораживает, потрясает. Даже возрастные роли нашу героиню не пугают. Удивила всех и очаровала, появившись в облике тетушки Полли в балете «Том Сойер». Перечислять можно бесконечно. Да любое появление Гульсины на сцене становится событием.
В 2013 году гостем Нуреевского фестиваля был известный музыкальный и балетный критик, вице-президент Международной Ассоциации музыкальных критиков Виктор Игнатов. Он давно живет в Париже, дружил с Рудольфом Нуреевым, писал о нем, брал интервью, много чего повидал. Его художественному чутью, глубокому знанию театрально-балетного мира можно доверять. Увидев Гульсину Мавлюкасову в спектакле, Игнатов горячо воскликнул: «Вы представляете, каким богатством вы обладаете?! Это же истинная русская балерина!»
Любимым партнером в течение всех этих лет был Ильдар Маняпов, народный артист Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, солист-премьер, супруг, единомышленник. Ныне он занимает ответственный пост директора Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. У них подрастает доченька Рената, уже школьница. Гульсина с детства жила в атмосфере любви, уважения, понимания. Папа был музыкантом, играл в симфоническом оркестре театра. Мама работала библиотекарем в институте искусств. Девочка познала участь театрально-закулисного чада. Много видела, слушала – и оперные, и балетные спектакли, что, безусловно, не прошло бесследно. Театр стал ее миром, судьбой. Сейчас, в своей семье Гульсина поддерживает ту же гармоничную ауру. Это надежный тыл.
Завтра в театре бенефисный вечер Гульсины Мавлюкасовой. Выступят друзья, коллеги – лучшие солисты балетной труппы. Ожидается искрометный фейерверк, царство самого волшебного мира – балета, где Повелительницей будет прима-балерина Гульсина Мавлюкасова.
Накануне я спросила:
– Гульсина, ты столько сделала, до таких вершин поднялась, все партии, наверное, уже перетанцевала. Есть еще что-то такое, о чем ты мечтаешь?
Да, есть у нашей героини мечта. Станцевать «Болеро» Мориса Равеля в хореографии Мориса Бежара. И есть балет Кеннета Макмиллана по роману Антуана Франсуа Прево «Манон» на музыку Жюля Массне. Вот бы заглавную партию станцевать… Дерзкие мечтания. Но без этого в искусстве нельзя. Так хочется, чтобы звезды сошлись! Ведь мечты сбываются...
И еще: в переводе с тюркского значение имени Гульсина поражает в самое сердце, точно попадая в суть творческой миссии виновницы торжества в Башкирском балете. На русском оно звучит изумительно: Бог дал цветок – розу… Согласитесь, дар и путь Гульсины Мавлюкасовой Создатель предопределил с самого рождения!
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
23-03-2023 (0) Просмотров: 1 101 Номер: 20(13673) Версия для печати