$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Викторианская эпоха нашей «куколки»


Викторианская эпоха нашей «куколки»

Чем характерна Викторианская эпоха (1837-1901), связанная с периодом правления королевы Великобритании и Ирландии, а также императрицы Индии Виктории? Для ее социального облика, если коротко, характерны строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепивший консервативные ценности (в нашем случае – основы истинной школы кукловождения) среднего класса (читай – актеров БГТК), трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность. Именно во времена королевы Виктории эти качества стали доминирующей нормой. Точкой отсчета для меня в этом странном, казалось бы, на первый взгляд, сопоставлении стало имя моей героини – заслуженной артистки Башкортостана Виктории Щербаковой.
Зная характер иных мастеров БГТК, я могу предположить, что они в обязательном порядке поворчат на предмет того, что есть, мол, в Театре кукол и гораздо более опытные и заслуженные персоналии. Безусловно, господа! Ваших заслуг никто не умаляет, равно как и того, что на счету БГТК, перешагнувшего порог 90-летия, есть эпоха Елгаштиной, эпоха Штейна, эпохи Рахимовой, Мошкиной и других великих, эпоха Мельниченко, эпоха Байбурина, да и заслуг предыдущего и нынешнего директоров нельзя не отметить. Только Щербакову не обижайте, она здесь вовсе ни при чем. Чрезвычайно стеснительная и деликатная, скупая на досужие разговоры, в весе воробушка, обладающая невероятным терпением и стальным стержнем характера, она даже и не подозревает о том, что я замыслила сей текст в связи с очень значимым в жизни Вики событием. В преддверии Международного дня театра исполнилось ровно 30 лет служения актрисы, а с некоторых пор режиссера Виктории Щербаковой; служения, что называется, верой и правдой сцене родного Башкирского государственного театра кукол. Согласитесь, читатель, это событие!
Так вот, возвращаясь к характеристикам социального облика Викторианской эпохи, не могу не сказать, что все они, вы, конечно, можете смеяться, а кое-кто и ехидничать, но все они очень точно рисуют натуру Виктории Александровны.
…Я обратила на нее внимание давно, мало-помалу собрала сведения об актрисе, чьи работы вызывали у меня глубокое чувство приязни, выяснив к тому же, что у нас есть общие знакомые и, скажем так, точки пересечения. В частности, в свое время я писала про учителя русского языка и литературы Людмилу Анатольевну Санникову, к тому же организовавшую школьный театр, на спектакле коего «Мышеловка» по пьесе Агаты Кристи я была, отозвавшись затем на него в газете. А Вика в свое время училась у Людмилы Анатольевны в 3-й гимназии. Далее – некогда педагог Санникова, с коей я общаюсь и по сию пору, работала в реквизиторском цехе Башкирского государственного театра кукол, с тех пор сохранив нежную дружбу с актерской семьей Антонины и Юрия Заяц, а с ними в полном согласии давно пребываю и я. Что же касается Виктории, то Санникова, поняв, сколь сильно артистическая профессия занимает мысли ее ученицы, ввела оную в дом, где обретается семейство Заяц, с радостью принявшее под крыло юную Вику.
Далее – давным уже давно мне довелось побывать на Всероссийском фестивале актерской песни в Нижнем Новгороде, где реквизитом актерам ГАРДТ РБ, с которыми я и поехала, помогли в знаменитом Нижегородском театральном училище, каковое ныне носит имя своего славного выпускника Евгения Александровича Евстигнеева. И провели мы тогда в здании на улице Веры Фигнер (теперь оно, по-моему, поменяло место дислокации) почти целый день, душевно общаясь с нижегородскими актерами, педагогами их alma mater, и выпало мне счастье познакомиться тогда с легендарным директором этого училища Татьяной Васильевной Цыганковой, уникальной женщиной, почетным гражданином города Нижний Новгород. Так вот, Виктория Щербакова после школы поступила именно в эту «кузницу театральных кадров», возможно, не без влияния Юрия Васильевича, который, равно как и его супруга Антонина Николаевна, в свое время окончил курс именно в Горьком. Да разве только они – в Нижнем постигали азы искусства кукловождения Людмила и Игорь Капатовы, Светлана Курепина, в общем, мощный костяк уникальных актеров нашего БГТК. Вот только разлетелись они теперь… А Вика, изначально мечтавшая о ЛГИТМИКе и затем ни разу не пожалевшая о том, что студенческие ее годы прошли в славном городе на Волге, в 1993-м пришла в Башкирский государственный театр кукол, которому верна вот уже три десятка лет…
В  общем, все это зная про Викторию Александровну, я исподволь наблюдала за ней, мысленно отмечая поступательное движение молодой актрисы вперед, к вершинам мастерства, и радуясь ее успехам… Помню, у меня даже состоялся разговор с режиссером одного из драматических театров, который еще только нащупывал подходы к повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…» и размышлял о том, кто может сыграть в его сценической версии роли братьев Кузьмёнышей, если читатель помнит, совсем еще мальчишек… В беседе я назвала ему имена двух талантливых актрис БГТК, которым было доступно и амплуа травести – Ольги Шарафутдиновой и Виктории Щербаковой… И он тогда заинтересовался, но в итоге выбрал другой вариант, который был ему ближе… А Вика тем временем росла, и, хотя она очень любит актерское ремесло и безгранично преданна ему, в какой-то момент эти рамки стали ей тесны, или некто сверху потребовал от актрисы Щербаковой получить высшее образование. В итоге Виктория Александровна в 2016-м поступила на режиссерское отделение театрального факультета Уфимского государственного института искусств – курс профессора Татьяны Хайбуллиной и доцента Римы Харисовой. Рима Талгатовна в разговоре со мной поделилась: «Виктория могла бы стать прекрасной драматической актрисой. Во время учебы и экзаменов в своих отрывках студенты играют сами. И Вика запомнилась всем педагогам, всем студентам тем, что в каждом показе она была очень интересна, органична, точна в оценках и интонациях. Мне кажется, и в профессии драматической актрисы она могла бы тоже состояться».
Я давно придерживаюсь данного же суждения. И именно поэтому в свое время, имея честь входить в число художественных руководителей проекта Благотворительного образовательного фонда «Мархамат», получившего название «Детский альбом», пригласила Викторию Александровну выступить в двух его главах. В одной мы предложили Вике прочесть со сцены в сопровождении коллектива джазовых музыкантов рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька Жуков». Если чуть подробнее, то мы представили эту главу в рождественские дни, нам хотелось познакомить ребятню, которая собралась в зале, с разными ветвями рождественского древа. Православную рождественскую традицию представляла юным слушателям Вика, а европейскую – народный артист Башкортостана Александр Кузьменко, читавший «Девочку со спичками» Ганса Христиана Андерсена. Объединяло оба сюжета не только вступительное слово и замечательная работа малого состава музыкантов, нашедших свои способы воплощения обеих ветвей, а еще то, что две упомянутые истории происходят в ночь перед Рождеством. Больше всего я беспокоилась за «Ваньку Жукова», поскольку в тот день к нам пришли ученики девятых классов, которых в школе уже познакомили с чеховским рассказом, и, по моим предположениям, сии «нигилисты» могли с пренебрежением отнестись к тексту Антона Павловича, который в моих воспоминаниях о школьных летах звучал в интерпретации учителя скучно, необаятельно и в каком-то смысле занудно… Да простит меня классик! Но Вика сделала, казалось бы, невозможное… Она читала блестяще! Это было так тонко, проникновенно, личностно и по-актерски вкусно, что не только девятиклашки пооткрывали рты (в зале стояла мертвая тишина, никто не возился, даже не сопел), но и музыканты заслушались. Ирина Остин (а это был ее состав) специально для данной главы отыскала колядку из Малороссии со словами, поразительно попадающими в чеховский сюжет: «Деда, деда, я к тебе еду, на сером медведе…» В отджазованном варианте это звучало просто потрясающе!
И еще в одной главе «Детского альбома» мы пригласили выступить Викторию Щербакову. Речь о главе «Песни Великой Войны», посвященной Дню Победы. В ней актеры разных театров исполняли с симфоническим оркестром песни, которые стали неотъемлемой частью Великой Отечественной…
«Я не поющий человек!» – поначалу сопротивлялась Вика, испуганная тем, что ей придется выступать с большим оркестром. Мы предложили ей знаменитый «Синий платочек» Ежи Петерсбурского и Якова Галицкого с Михаилом Максимовым. Смущало Викторию Александровну и то, что народ полюбил эту песню в исполнении великой Клавдии Ивановны Шульженко, сравнение с которой не шло на пользу любому артисту. И все же мы Викторию Щербакову убедили, объяснив, что нам не нужен академический вокал, нам необходима артистка, каковая сможет создать образ всенародно любимой песни, в каком-то смысле сыграть роль юной девушки, на которую обрушилась война; нашли для нее платочек синего шелка – его Вика накинула себе на плечи.
И как бы она ни сопротивлялась, мы оставались непреклонны, поскольку у нас уже был опыт работы с Викторией в предыдущем проекте, посвященном 90-летию со дня рождения Булата Окуджавы, где так же были заняты артисты различных театров, – в нем актриса Башкирского государственного театра кукол Виктория Щербакова исполняла с тем же оркестром песню Булата Шалвовича «До свидания, мальчики» («Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы…»). И точно так же она боялась симфонического оркестра, который с пониманием и с особой деликатностью отнесся к страхам мастеров драматической сцены и ширмы, коим предстояло не поражать зал мощным вокалом, а рассказать с помощью известной песни историю человека, историю поколения и, благодаря этому – зримо представить публике фрагмент, эпизод самой кровопролитной войны… И у всех, в том числе и у Вики, это получилось на высочайшем уровне.
…Возвращаясь же к трудам и дням Виктории Александровны Щербаковой в родном БГТК, нельзя не сказать о том, что, завершив учебу в УГИИ, моя героиня стала воплощать на сцене «куколки» свои режиссерские идеи, начиная с дипломного спектакля. Поначалу это было робко, но постепенно дебютантка набиралась опыта, уверенности, сил, и теперь я каждый раз с нетерпением жду новую работу Вики, которая неизменно поражает меня своим талантом, умением мыслить не только широко и масштабно, но и на уровне тонких тел, своим видением сокрытых доныне чудес в привычном и, казалось бы, обыденном, оригинальностью приема и выбором литературной первоосновы, а также умением работать с драматургом, художником, композитором и, конечно, с актерским составом. Она, большая умница, способна объединить людей общей идеей; практически не повышает голоса, деликатна и не позволяет себе задевать самолюбие актеров. Но в то же время в ней достаточно твердости и силы, чтобы одернуть заигравшегося в мастера артиста и поставить на место того, кто нарушает строгий график репетиционного процесса. Я очень люблю ее спектакли «Три поросенка», «Терем-теремок», трогательные постановки, созданные в рамках совместного с талантливыми актерами «куколки» Надеждой Беззубовой и Александром Верхоземским проекта для самых маленьких зрителей; нашумевшую «Золушку» – тоже вместе с Надеждой и Александром, где впервые в Башкирии использованы королевские марионетки…
Но самым дорогим является для меня уникальный Викин спектакль «ЖИВИ!». В основу его взята книга Светланы Алексиевич «Последние свидетели», в которой писатель объединила воспоминания тех людей, чье детство пришлось на период Великой Отечественной войны. Однокурсник Виктории Александровны по Нижегородскому театральному училищу ныне драматург Роман Сванидзе, откликнувшись на просьбу Вики, создал пьесу по произведению Алексиевич. Главный художник БГТК Андрей Волков (тоже, кстати, режиссер) создал просто потрясающий зримый образ спектакля, замечательную музыку написал уфимский композитор Владислав Савватеев, а питерский художник, графический дизайнер и режиссер Владислав Беляев поработал над видеорядом и анимацией для постановки.
В итоге на свет появился спектакль, о котором коллега Виктории, уникальная актриса, режиссер, народная артистка Башкортостана Ольга Шарафутдинова сказала после премьеры, состоявшейся в канун 75-летия Великой Победы: «Детям можно не рассказывать, подбирая слова, о том, какой ужас несет война. Их надо привести на замечательный Викин спектакль, который заменит любой учебник истории. И дети все поймут!»
Добавлю, я до сих пор не могу написать про этот спектакль Виктории Щербаковой, который смотрела уже несколько раз. Настолько высока его творческая планка, что у меня не хватает мастерства передать мощь и уровень художественной правды этого высказывания, отмеченного болью всех создателей и актеров. И мне жаль тех людей, которые (иные даже несмотря на мои многочисленные просьбы) до сих пор не собрались на спектакль «ЖИВИ!», а ведь он достоин представлять республику на самых престижных фестивалях!..
…Вот, собственно, и все, что я хотела сказать о прекрасной, чудной Виктории Александровне Щербаковой, которая продолжает горячо любить профессию кукловода и не собирается ради режиссуры отказываться от нее, органично совмещая обе ипостаси. Репетирует сейчас новую роль в спектакле Ольги Юрьевны Шарафутдиновой, вынашивает очередной постановочный проект, никому не завидует, просто живет, наслаждаясь творчеством и радуясь таланту и успеху своих коллег! С Международным днем театра, Виктория Александровна, равно как и весь коллектив БГТК! С первой «тридцаткой», Вика, в любимом театре, в чьей истории Вы уже успели оставить свой след, который я, быть может, чуть шутливо называю «Викторианской эпохой»!..
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 23-03-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 457     Номер: 20(13673)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.