$ - 91.6918
€ - 98.5602

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

Ход чёрного короля


Ход чёрного короля

А точнее – не ход, а жест. Благородный жест нынешнего Короля балета, поскольку по уровню дарования, подготовки и степени работоспособности российский артист балета, лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за 2022 год и многих других наград Сергей Владимирович Полунин имеет полное право претендовать на столь высокое звание.
Суть, собственно, в том, что в минувший вторник Полунин, прибывший в Уфу на кратковременные гастроли, дал мастер-класс воспитанникам Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева. Речь о фактически уроке мужского классического танца для юношей (4-8-е и 5-9-е классы, а также первый и второй курс БХК) в возрасте от 14 до 17 лет.
Все началось с того, что директор Башкирского хореографического колледжа Ильдар Маняпов, народный артист Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, в недавнем прошлом премьер балетной труппы БГТОиБ, возвращаясь из командировки, оказался в одном самолете с Сергеем Полуниным, летевшим из Казани в Уфу. Как уж у Ильдара Ильдусовича получилось подсесть к звездному пассажиру, история умалчивает… Впрочем, одно я знаю точно: директор БХК не растерялся, представился Полунину, и они разговорились. В итоге Ильдар Ильдусович, помня о том, что в свое время Сергей Владимирович должен был сниматься в байопике про Рудольфа Нуреева, который в ходе подготовки и по воле кинопродюсера Габи Таны и режиссера Стивена Кантора преобразился в историю про современного артиста балета «Танцовщик», представив миру судьбу и факты биографии самого Полунина; а также сыграл роль премьера Кировского театра Юрия Соловьева в фильме Райфа Файнса «Нуреев. Белый ворон», посвященного Великому Руди, рассказал визитеру о Башкирском хореографическом колледже и о том, почему он носит имя Бога танца XX века. При этом господин директор пригласил Полунина в «кузницу хореографических кадров республики»… Тот отнесся к приглашению с большой приязнью, и не только из-за пиетета к личности Нуреева, с коим Сергея Владимировича, безусловно, роднит бунтарский дух, какие-то общие черты в биографии, в частности – отъезд за границу, прорыв в сообществе мирового балета, некий флер скандальности и эпатажа и способность выйти из рамок только лишь искусства Терпсихоры, вобрав в орбиту своего творчества и иные направления, скажем, уже упомянутое кино. Но и из интереса к нашей балетной школе… Однако жесткий гастрольный график не позволил ему принять приглашение. Напомню: Полунин прилетел в столицу Башкортостана, чтобы выступить перед своими многочисленными почитателями, выйдя к ним в драматическом балете «Распутин» на музыку одного из ярчайших представителей неоклассики, молодого российского композитора Кирилла Рихтера в хореографии японки Юкки Ойши, являющейся, по утверждению постановочной команды, основным идеологом этого проекта.
Впрочем, выход из создавшейся ситуации нашел сам Полунин, предложив провести мастер-класс для питомцев БХК прямо на той площадке, на которой ему предстоит выступать – во Дворце молодежи, каковой по старой памяти большинство уфимцев продолжает называть ДК «Юбилейный»…
Это был истинно королевский жест самого молодого в свое время премьера Королевского балета в Лондоне, а время спустя – Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенного солиста Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, Баварского государственного балета, ныне исполняющего обязанности ректора Академии хореографии Севастополя и директора Севастопольского театра оперы и балета.
Ход чёрного короля

…И вот после переговоров с администратором артиста и сверстывания расписания необычного урока, связанного с техникой мужского танца (в организации этого столь важного для колледжа события приняли участие заведующая сценической практикой БХК Гульнара Насонова, его художественный руководитель Олия Вильданова и преподаватель Резеда Халикова), в назначенное время, за три часа до начала спектакля, в «Юбилейный» были привезены пять балетных станков, а двадцать юношей переодевались в зале Дворца, облачаясь в белые и черные футболки и черное же трико.
Декорации «Распутина» (а автором сценического оформления стал чешский сценограф Отто Бубенчик) уже были установлены на просторных подмостках Большого зала, и убранство воображаемого Дворца представляло собой огромную шахматную доску, уводящую нас мыслями к тому, что создатели балета трактуют события в жизни человека, равно как и повороты в судьбах мира, как шахматную партию, ход любой фигуры в коей предопределен волей самого загадочного Гроссмейстера. В ожидании Короля, который немного опаздывал, впрочем, нет – задерживался, на черно-белых клетках огромной доски, на которой уже были установлены открытым с одной стороны квадратом станки (для непосвященных поясню – речь о приспособлениях для упражнений танцовщиков), бело-черные фигурки юных воспитанников колледжа смотрелись изящными статуэтками, дополняющими убранство дворцового зала. Впрочем, за этой картиной читалась история многих и многих известных танцовщиков, начинавших с ролей пажей, но со временем шагнувших в короли. Двадцать мальчиков напоминали также пешек, низший чин в иерархии шахматных фигур. Двадцать первый, разболевшийся накануне, сидел в зале и тоже ждал появления Короля. Мне кажется, что внешне спокойные юноши внутренне все же волновались…
Вообще, в этот день мощный десант БХК, во главе с Ильдаром Ильдусовичем, отправился в Кумертау. У колледжа уже началась вступительная кампания, и наряду с Днями открытых дверей обитатели дома из красного кирпича на улице Свердлова, 38, традиционно выезжают в города и веси республики, давая концерты и проводя на местах консультации и просмотр тех, кто мечтает связать свою жизнь с балетом.
Впрочем, не все наставники отправились в Кумертау. В зале устроились в ожидании события и худрук БХК Олия Галеевна Вильданова, и часть педагогов, в числе коих была уже упомянутая Резеда Ниловна Халикова, а также представители мужской половины педагогического состава БХК – Артур Викторович Новичков и Руслан Радальевич Мухаметов, работавшие с ожидающими мэтра молодыми людьми, равно как и Резеда Ниловна…
…Полунин появился по-актерски внезапно и, естественно, совсем не из той двери, на которую изредка бросали взгляды юные пажи. С гривой курчавых темных волос, бородатый – видимо, отпустил бороду специально для роли Распутина, весь в черном, изящно и легко ступил на цену, поздоровался, извинился и на мгновение скрылся за кулисами, чтобы скинуть куртку…
Мальчиши заволновались, а Сергей Владимирович уже вышел на сцену, негромко бросив: «Ну, начнем… Plie, Pas de bourree… И по порядку». В общем, молодых людей ждало то, что в их привычной училищной жизни носит название «класс». Вот только в этот день их ждал Мастер-КЛАСС от знаменитого танцовщика.
Честно, уважаемый читатель: я не владею балетной терминологией, которая в основе своей связана с французским языком… В свое время, начав изредка что-то писать про балет, стала заглядывать в специальную литературу и с пятое на десятое какие-то понятия уяснила… Но воспитанник БХК знает эту премудрость с младых ногтей, и весь балетный мир понимает друг друга, как правило, без услуг переводчика. В общем, для тех, кому ясно значение слова exercice, нет необходимости повествовать про комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца. И именно этим занимался Сергей Владимирович с двадцатью молодыми людьми, распределившимися по обе стороны станков. Собственно, речь о становом хребте балетной школы, который способствует развитию мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений. Рассказывать об этом я не вижу смысла. Скажу одно, мальчиши очень старательно выполняли все указания Полунина, в весьма деликатной манере делающего замечания юным пажам.
Его общение с молодой порослью БХК поразило меня в самое сердце. Наслышанная о характере Enfant terrible Королевского балета Лондона, я ждала гораздо более жестких реплик. Но Полунин был предельно мягок, говорил негромко, был чрезвычайно внимателен и вежлив с юношами, начав разговор с ними с комплиментов: «Тело у вас крутое, мышцы хорошие, все на месте…» А затем еле уловимыми касаниями изящных рук, на кистях коих из-под рукавов черной «мастерки» открывались нашим взорам его знаменитые татуировки, поправлял внимавшим ему школярам локти, спины и животы («Запомните: сила в животе! Живот держим!»).
Зорким глазом увидев что-то не устраивающее его в рядах стойких «солдатиков», показывал верный вариант сам, выполняя все упражнения из области опорно-двигательной науки легко и элегантно. Глядя на то, как с трогательной заботой он правит небольшие изъяны изо всех сил старающихся мальчиков, я вспоминала деликатный тон разговора Полунина с участниками многочисленных телевизионных конкурсов, в жюри коих его часто приглашают. Он был обаятельно мягок и в процессе уфимского мастер-класса. «Да, сначала вы что-то делаете через боль, но в нашем деле без этого не обойтись, вы повторяете-повторяете и повторяете, необходимо терпение, а потом сами почувствуете, что через три дня, через неделю будет легче. Избегайте в себе ощущения комфорта, сначала все идет через боль. Живот – основа основ. Руки должны быть сильными. Вы ведь потом с балериной встанете в пару, вам поддержки предстоят…»
Его трогательное внимание по отношению к воспитанникам БХК, на мой взгляд, объясняется еще и тем, что, возглавив Академию хореографии Севастополя, он начал постепенно работать с одаренными малышами, а может быть, играют роль личные воспоминания о своем непростом детстве в Херсоне, когда в четыре года будущий артист начал заниматься гимнастикой в спортивной школе, страстно мечтая об Олимпийской медали и проводя в зале по шесть часов. В восемь лет оставил гимнастику и перешел в танцевальную школу «Ювента», а в девять поступил в Киевское хореографическое училище, в двенадцать уже став призером Международного конкурса артистов балета и хореографов имени Сергея Лифаря. В тринадцать при поддержке Фонда Рудольфа Нуреева переехал в Лондон, чтобы учиться в Школе Королевского балета. В семнадцать был принят в эту труппу, а в девятнадцать стал самым молодым премьером в ее истории.
Ход чёрного короля

…До начала спектакля остается один час, и Сергей Владимирович завершает урок словами: «Очень неплохо!» (помните, недавно воспитанников БХК хвалила Илзе Лиепа, и вот опять колледж зарабатывает бонус), выкраивая пятнадцать минут на фотосессию с ребятами и с педагогами, оставляет автографы в заранее приготовленных блокнотах мальчишей. Достался таковой и корреспондентам «Вечерней Уфы» – необычный, какой-то летящий, вбирающий в этот росчерк две буквы «С» и «П» и напоминающий то ли птицу, то ли профиль, то ли человека в танце… Будет что вспомнить юным пажам, на два часа ставшим преданной свитой истинного Короля в черном спортивном костюме…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 6-04-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 2 371     Номер: 23(13676)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.