$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Примадонна золотого века Башкирской Оперы


Примадонна золотого века Башкирской Оперы


К 90-летию со дня рождения заслуженной артистки России и Башкортостана Сажиды Галимовой

«Сажида – рожденная в землянке» – так назвала свои воспоминания Сажида Касимовна. Она хотела, чтобы ее не забыли. Наверное, это желание заставило взяться за перо, вспомнить детство, юность, излить на бумаге все, что накопилось в душе, поделиться мыслями о профессии, музыке, театре, любимых партиях, о счастье, родном крае…

В нашу последнюю встречу Сажида Касимовна вручила мне свои записки с некоторым смущением: «Вот… написала мемуары… Делайте с ними что хотите!» Тронуло ее доверие. Но мы как-то быстро с ней подружились. Помимо всего, нас объединяло то, что наши сыновья учились в одной группе авиационного института. Рассматривали фотографии, вообще, было о чем поговорить.
Передо мной две толстенных тетради, около двухсот страниц, с обеих сторон исписанных некрупным почерком. Искренняя, потрясающая своей откровенностью исповедь, рассказ о жизни очень нелегкой. Написано живо, образно. На днях я снова перечитывала и снова была потрясена.
Драматичны картины детства – голодного, сиротского… Сажида родилась в деревне Аккузево Илишевского района. Отец из многодетной крестьянской семьи. К моменту женитьбы на красавице Фатиме он уже дважды был вдовцом. Их сразу отделили, но дом построить не могли, вырыли землянку, где и появилась на свет будущая примадонна.
Нужда, тяжкий труд укоротили жизнь молодой четы. Отец, высокий, сильный, трудолюбивый мужчина, работая на пристани, зимой провалился в прорубь, сильно простудился, и в двадцать девять лет его не стало. А мама, рукодельница, мастерица на все руки, певунья, и вовсе молодой ушла из жизни – в девятнадцать лет.
В два года девочка осталась круглой сиротой. Ее воспитывали бабушка, мать отца, и тетя. Бабушку Гульжапан Сажида называет самым дорогим, главным человеком, стержнем своей жизни. Целыми днями крутилась вокруг нее, помогала полоть, сажать, ухаживала за цыплятами, пасла теленка. Слушала и запоминала рассказы об отце, маме, которые часто сопровождались песнями – душевными и чаще печальными. И сама полюбила петь. Могла возле речки, где набирала воду, вскинуть руки к небу, кружиться и петь, петь...
Запомнила, как провожали на войну мужчин. Тоже с песнями, игрой на гармошке. Остались жены без мужей, невесты без женихов, старики, дети. Женщины с утра до ночи на полях. Ребятня жила своей жизнью, довольно вольготной, но с постоянным чувством голода. Большим лакомством были лесные ягоды летом, жареные зерна пшеницы зимой.
Примадонна золотого века Башкирской Оперы

Смерть бабушки стала страшным горем. Но трудолюбие, доброту, свет в душе, который она подарила, внучка сберегла и пронесла через всю свою жизнь.
Сажида была наслышана о детских домах. В деревню к родственникам на каникулы приезжали девочки-детдомовки. Красиво одеты, а на ногах – чудесные лакированные галоши. Сажида могла только мечтать о такой обуви. Летом бегала босиком, зимой – и в буран, и в мороз – в лаптях. Но главное, там учили! Ведь ей уже четырнадцать лет, а она не училась ни в одном классе. Узнала, что попасть туда можно только по направлению роно. Собралась в путь и за два дня пешком добралась до райцентра, где ее и определили в русский детдом. Была смышленой, бойкой, училась хорошо – за год прошла программу четырех классов, пела в хоре, солировала, выступала в концертах, даже немножко научилась играть на пианино.
После семилетки поступила в Бирское педучилище. Когда уже работала по распределению в детском доме пионер­вожатой, произошло судьбоносное, можно сказать, для Сажиды событие. Однажды летом к ним в лагерь приехала с концертом известная певица Асма Шаймуратова. Девушка была ошеломлена: как может человек извлекать из себя такие звуки! Так красиво, так волшебно. Зародилась тайная мечта – стать оперной певицей. Но как ее осуществить, она не знала.
Освободилось место учительницы в деревенской школе, и Сажида стала преподавать. Во время отпуска на глаза попалось объявление в газете: проводится набор в Уфимское музыкальное училище на вокальное отделение. Вот оно! Мигом собралась – и в Уфу. Прослушали, приняли. «Везучая все-таки я! – пишет Сажида Касимовна. – Посчастливилось мне начинать путь к профессиональному певческому искусству у тогда очень молодой, красивой, ныне прославленной Миляуши Галиевны Муртазиной. Жить приходилось на одну стипендию, поэтому опять это постоянное чувство голода. Слабость, голова кружится, но учебу не бросила. Однажды на уроке стою как истукан. Миляуша Галиевна догадалась, вышла из класса и принесла из буфета крепкий чай с лимоном и сахаром. Ожила и запела. Всю жизнь с благодарностью вспоминаю этот эпизод».
Во время учебы записывалась на радио, выступала в концертах. Когда отбирали студентов для продолжения обучения в Свердловской консерватории, Сажида оказалась в числе счастливчиков. И опять судьба отнеслась к ней благосклонно: попала в класс замечательного педагога Нины Ивановны Уткиной. Красивый, сильный от природы голос (лирико-драматическое сопрано) получил профессиональную огранку, а потом долгие годы украшал Башкирскую Оперу и радовал слушателей.
Но до этого хлебнула еще немало лиха. Чтобы выжить, подрабатывала уборщицей в консерватории. К этому времени уже познакомилась со своим будущим мужем Зуфаром Галимовым, статным, мужественным, красивым парнем. Он служил на Тихоокеанском флоте, и они переписывались. Когда поженились, вдвоем преодолевали трудности. Несмотря ни на что, любили друг друга и были счастливы.
Еще во время учебы в консерватории Сажиду Галимову приняли солисткой в Башкирский театр оперы и балета, и в 1963 году они переехали в Уфу, сразу получили квартиру. Какое счастье, радовалась Сажида, свой угол! И ничего, что кроме чемоданов пока никакой обстановки. А вскоре родился сын Айрат.
Готовилась премьера оперы Загира Исмагилова «Шаура», и композитор выбрал для заглавной партии молодую, талантливую певицу. Зуфар сидел дома с ребенком, и Сажида не пропустила ни одной репетиции. А на первой оркестровой ярко утвердила свое мастерство. Спела чисто, без единой ошибки, даже строгий-престрогий дирижер Исай Моисеевич Альтерман был покорен, а музыканты приветствовали ее, постукивая смычками по своим инструментам.
Сажида на всю жизнь запомнила день премьеры – 21 декабря 1963 года. Это был триумфальный дебют. Одновременно – консерваторский госэкзамен. Педагоги пребывали в таком же восторге, что и публика. Оценка – «отлично». Море цветов, браво, бис... Долго не отпускали со сцены. Сажида Касимовна с юмором вспоминает, как в знак благодарности хотела поднять оркестр: «А они сидят. Когда рукой взмахнул дирижер, встали мигом. Потом Альтерман сделал мне замечание: музыканты подчиняются только дирижеру, это – закон! Я это запомнила на всю жизнь. На спектакле был муж. Он радовался за меня, поздравлял». Автор либретто оперы Баязит Бикбай подарил свою книжку «Белый цветок» с дарственной надписью: «Пусть эта книга будет моим сердечным подарком Сажиде Галимовой – первой и неповторимой Шауре нашей сцены».
Партия Шауры стала для певицы любимой. Сколько бы ни исполняла, всегда потрясала зал пением, драматическим перевоплощением, в трагизме образа поднималась до шекспировских высот. В интернете есть записи фрагментов из оперы – дуэт Шауры и Акмурзы с Салихом Хуснияровым и ария Шауры. Прослушала с огромным удовольствием. У Галимовой сильный, полетный голос изумительного тембра, чистый, как вода в родной речке Ташелга: до того прозрачная, что видны все разноцветные камушки на дне.
На Всесоюзном смотре оперных спектаклей Шауру Сажиды слушал Дмитрий Шостакович и, вдохновленный ее пением, прямо на буклете написал значимые слова благодарности и восхищения. Во время одной из гастрольных поездок знаменитый советский композитор Василий Соловьев-Седой, восхищенный исполнительским мастерством певицы, ласково называл ее: «маленький башкирский соловушка».
За четверть века (с 1963 по 1988 год) Сажида Галимова спела в 40 операх, в том числе в 23 премьерах. Она приняла эстафету от великой Бану Валеевой, как раз перешедшей на преподавательскую работу, и с честью пронесла ее через всю сценическую жизнь. «Для меня нет слаще слова, чем «опера». Сложный и трудоемкий музыкально-театральный жанр», – призналась она позже. Незабываемы ее Гульсум в «Современниках» Хусаина Ахметова, Марфа в «Царской невесте» Николая Римского-Корсакова, Татьяна в «Евгении Онегине» Петра Чайковского, Чио-Чио-сан в одноименной опере Джакомо Пуччини, Аида и Елизавета в операх Верди «Аида» и «Дон Карлос»… Да каждая роль – частичка жизни, души, муки и радости.
Помню, как мы отмечали 75-летие Сажиды Касимовны, театр посвятил юбилярше «Иоланту», одну из очень любимых ею опер. Роль самой светлой и счастливой героини Чайковского была настолько органична для певицы, так выразительно и проникновенно она ее исполняла, что и в жизни коллеги часто называли Сажиду «Иоланточка».
– Вы дали мне новое дыхание, воскресили душу! – взволнованно сказала тогда Сажида Касимовна окружившим ее после спектакля артистам и поклонникам. – И это здание такое родное… Я готова целовать стены…
А через год, в мае 2009-го, ее не стало.
Талант певицы высоко ценили башкирские композиторы Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Нариман Сабитов, Рауф Муртазин и другие. Они поручали ей первое исполнение своих произведений – опер, кантат, вокальных циклов. Сажида Галимова плодотворно работала с такими известными дирижерами, как Валерий Руттер, Исай Альтерман, Ярослав Вощак. Хранятся фондовые записи на радио и телевидении, в том числе записи, сделанные с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения под руководством дирижеров Неэме Ярви и Эдуарда Серова. Она участвовала в съездах советских композиторов в Москве. Ей, девчонке, вышедшей из мрачной, сырой землянки, аплодировали в ослепительно-сверкающем Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале имени Чайковского, в Кремлевском Дворце съездов, в Ленинградском концертном зале «Октябрьский»… В 1974 году фирма «Мелодия» выпустила грампластинку «Сажида Галимова». Певица удостоена высокой правительственной награды – ордена «Знак Почета».
С годами опыт накапливался, соединялся с богатыми природными способностями. Образовался тот удивительный сплав, который сформировал художественно-эстетический облик артистки, дал нам такую яркую индивидуальность, как Сажида Галимова. Сильная, умная женщина с прямым, гордым характером, увлекательная собеседница, много читала и сама не лишена была литературного дарования. Как Сажида любила родной край! Не мыслила лучшего места на земле, чем Башкирия. И любовь, разумеется, была взаимной: именно эта земля одарила ее талантом. Певица верила в свое предназначение, с гордостью и достоинством служила национальному оперному искусству, поднимаясь к истинным профессиональным вершинам. Страничку истории башкирского музыкального театра, написанную Сажидой Галимовой, мы всегда будем читать с трепетом и любовью.
Нина ЖИЛЕНКО.
НА СНИМКАХ: Сажида Галимова; а это она в спектакле «Дон Карлос».
Фото из архива автора.

Дата создание новости 6-04-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 595     Номер: 23(13676)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.