Как «троянцы» с «сарматами» городами менялись…
В понедельник, 24 апреля, в Уфе откроется потрясающая выставка «Золото Трои и сокровища ГМИИ имени А.С.Пушкина». Уникальная коллекция, прибывшая в столицу Башкортостана из Москвы в бронированном транспорте и под охраной, по 23 июля будет представлена жителям нашего города в Музее археологии и этнографии (улица Карла Маркса, 6).
…Помню, как в день моего самого первого посещения в Москве Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина меня захлестнула волна эмоций в зале, посвященном живописи Анри Матисса. Я даже пошатнулась от лавины цвета, хлынувшего на меня с картин художника, потрясение было настолько сильным, что закружилась голова и мне пришлось опуститься на небольшой диванчик, стоящий в центре и дающий зрителю возможность для обзора. Мгновение, другое, третье… и вот я задышала ровно, сердце вернулось к нормальному ритму, и «окутанный в цветной туман» мир явил моему взору все богатство оттенков, тончайших нюансов и гармонии искусства главы группы фовистов. С тех пор, бывая в ГМИИ имени Александра Сергеевича Пушкина, я первым делом иду к двум своим любимым картинам Ван Гога – «Пейзаж в Овере после дождя» и «Красные виноградники в Арле», а постояв возле них, медленно направляюсь в зал с картинами Матисса…
Это все к тому, что точно такое же волнение испытала я, получив в WhattsApp приглашение на открытие выставки «Золото Трои», любезно отправленное мне старшим научным сотрудником Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева (а Музей археологии и этнографии входит в структуру оного) Айгуль Ильясовной Халиулиной. Сначала я не поверила своим глазам, перечитала сообщение дважды, наконец, уяснив, что сей текст не шутка моих однокурсников, в отличие от иных из которых я в университетском курсе «Античной литературы» дважды «одолела» гомеровскую «Илиаду» и доныне цитирую какие-то строки из нее… В сознании, струясь шелковой мерной нитью с узелками из пяти ямбов и венчающего их хорея, зазвучало: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)…»
Елизавета Лихачева.
Я даже помню о том, что это перевод Николая Гнедича, нас очень хорошо учили на филфаке родного Башкирского государственного университета, и мы старались не подводить своих педагогов, крепко-накрепко уясняя все, что они давали нам на занятиях. А посему я позволю себе напомнить читателю о том, что второе название могучего города-крепости Трои, располагавшейся в Малой Азии на полуострове Троада у побережья Эгейского моря, на берегу лагуны у входа в Дарданеллы, – Илион. Поэтому великая эпическая поэма о Троянской войне носит название «Илиада». Основан город – около 3000 г. до н.э., а разрушен – около 1184 г. до н.э.
Добавлю также, что руины Трои, обнаруженные в конце 1860-х годов Генрихом Шлиманом при раскопках холма Гиссарлык, в 1998-м внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, место расположения холма Гиссарлык находится в современной турецкой провинции Чанакле (село Тевфикие). Впрочем, все эти сведения вы можете найти и сами. Возможно, предприимчивые турки, так много сил отдающие индустрии туризма, сделали этот уголок земли местом паломничества людей со всего мира, по типу нашего Аркаима, в который устремляются сотни ревнителей истории. (Про Аркаим я вспомнила не случайно, поскольку, как и Троя, он относится к числу так называемых круглых городов, сиречь городов-крепостей.) Но о потоках любителей приобщиться к древним святыням в турецком Тевфикие я, если честно, никогда не слышала, вероятно, потому, что археологи продолжают исследовать данную территорию… Не берусь судить и уж тем паче не хочу выглядеть полным профаном, поскольку информацией не владею. Скажу только, что сообщение Айгуль Халиулиной взволновало меня несказанно. Уже потому, что из числа общедоступных источников, посвященных падению Трои, самым доступным для неофита является поэма «Илиада», приписываемая великому слепцу Гомеру, который основывался на фольклорных сказаниях о подвигах древних героев. Немалую роль сыграл в возбуждении интереса человечества к гибели Илиона и кинематограф (в основе своей западный), достаточно часто обращающийся к сюжетам, связанным с Троянской войной, но в большей степени – это сказки, перекроенные на современный манер… На моей памяти Камерная сцена Башкирского академического театра принимала некогда Лабораторию современной драматургии, посвященную Трое и троянцам с ахейцами, «забойщиками» коей стали драматург Владимир Жеребцов и режиссер Искандер Сакаев. Они объединили под эгидой Троянской войны начинающих драматургов, представивших свои сюжеты о сравненном с землей Илионе, максимально приблизив битву столь далеких лет к дням сегодняшним. Было это чрезвычайно интересно и глубоко. На меня, например, очень сильное впечатление произвел эскиз по драматургическому отрывку Зухры Буракаевой, в котором представлен разговор готовящихся к битве ахейцев, спрятавшихся в утробе Троянского коня. Правда, сейчас Зухра Диккатовна пишет о совсем других героях… А мне она была гораздо больше интересна в иных своих привязанностях.
И все же не могу не оговориться: все, что предстоит увидеть уфимцам – это скорее драгоценности из коллекции самого Генриха Шлимана (равно как и другие древние сокровища). Найденный им «Клад Приама», названный так самим Шлиманом, содержал артефакты, которые на тысячелетие старше Троянской войны, им более 4 тысяч лет. Сие не умаляет ценности «Золота Шлимана», которое в контексте выставки соседствует с экспонатами, представляющими образчики мастерства ювелиров эпохи Мировингов, обнаруженных специалистами на территории Восточной Европы. Кстати, они доныне не входили в экспозиции самого МГИИ имени А.С.Пушкина…
…И вот новое впечатление, связанное с деяниями героев павшего Илиона. Собственно, я слишком далеко ушла от основного события и, возвращаясь на исходные позиции, процитирую организаторов:
«Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина представляет в экспозиции 141 уникальный предмет из кладов и погребальных комплексов различных исторических периодов Европы с конца V тысячелетия до н.э. до VII века н.э., а также 12 образцов керамических сосудов начиная с эпохи бронзы до римского времени. Экспонаты из собрания ГМИИ никогда ранее не выставлялись в едином экспозиционном пространстве.
Сегодня эти предметы, имеющие огромную материальную ценность, не только поражают уровнем мастерства древних ювелиров и оружейников, но и являются важнейшими историческими источниками для изучения уже ушедших систем сакральных представлений, сформировавшихся на протяжении тысячелетий у различных племен и народов Европы. В основе этих представлений лежали, в частности, идеи о необходимости поклонения небесной сфере, земле и водной стихии, которые, согласно воззрениям древних, обеспечивали жизнь и плодородие. Одновременно стихии воспринимались как области перехода в потусторонний мир, связующее звено между миром живущих и миром предков. Все это в свою очередь служило в древности основой представлений о том, что земля и водная стихия – суть священные среды для сокрытия приношений – кладов.
Акт сокрытия клада, содержащего драгоценные изделия из золота, серебра и бронзы, а также предметы вооружения и орудия труда, рассматривался как важная сакральная функция: он обеспечивал связь с потусторонними силами, с духами предков и божествами, способными даровать процветание, избавление от болезней, победу в войне или успех в торговых операциях. Кроме того, по мнению специалистов, наличие в кладах таких атрибутов власти, как золотые гривны и браслеты с завершениями в виде спирально закрученных концов, свидетельствует о существовании в период поздней бронзы и раннего железного века, когда на большей территории Европы еще не была известна письменность, достаточно сложной системы ритуалов и сохраняемых певцами-сказителями устных преданий, связанных с родословными вождей, которые вели свое происхождение от богов и героев. Захоронение символов власти в кладах также представляло собой вид жертвы богам, призванной обеспечить божественное подтверждение законности и преемственности этой власти.
…Отдельный небольшой раздел выставки составляют 12 керамических сосудов, в том числе расписных и рельефных. Эти произведения гончарного ремесла, созданные в разных областях Европы и в различные исторические эпохи (с середины III тысячелетия до н.э. до начала новой эры), демонстрируют наиболее характерные примеры форм античных сосудов, особенности техник и сюжетов их росписей».
***
Очень важно сказать и о том, что 24-го же апреля в Москве в ГМИИ имени А.С.Пушкина откроется выставка «Золото сарматских вождей» из собрания нашего Музея археологии и этнографии, в экспозиции которой будут представлены уникальные золотые изделия из Филипповских курганов (IV-V века до н.э.), расположенных в Оренбургской области. По своему историко-культурному значению сарматское золото является бесценным достоянием и не имеет аналогов в мире. Мы надеемся, что наш золотой олень из Филипповских курганов, подобно Троянскому коню, попав в столицу России, завоюет Москву и сердца москвичей. Экспозиция «Золото сарматских вождей» уже размещена в залах ГМИИ имени А.С.Пушкина, и сотрудники Музея археологии даже прислали в Уфу несколько снимков – банеры с названием нашей выставки, которые принимающая сторона укрепила на фасаде Пушкинского музея, не заметить нельзя.
…Выставку в стенах нашего Музея археологии и этнографии открывали торжественно. В церемонии участвовали директор Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева, профессор Сергей Михайлович Емелин, министр культуры Башкортостана Амина Ивниевна Шафикова, Председатель комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Государственного Собрания – Курултая РБ Раиль Мирваевич Асадуллин, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, искусствовед, историк искусства Елизавета Станиславна Лихачева.
«Отрадно, что в такие трудные времена мы находим возможность знакомить людей с шедеврами искусства, – сказала Амина Шафикова. – Уверена, что выставка вызовет повышенный интерес у жителей и гостей столицы Башкортостана. Это прекрасный подарок Уфе к ее 450-летнему юбилею. Думаю, что непосредственно к торжеству мы вместе с Пушкинским музеем сумеем придумать еще что-то, ничуть не менее прекрасное».
«Благодарю всех причастных за то, что этот проект осуществился. Ведь известно, что музейные работники с великим трудом отрывают от сердца экспонаты из своих хранилищ, отдают их куда-то… И без доброй воли людей, которые эти сокровища изучают и сохраняют, ничего бы не произошло, – подчеркнула Елизавета Лихачева. – Такой обмен позволит ярче и более широко представить наследие сарматов, которое, увы, в силу многих обстоятельств, пока слабо изучено – в тот период, когда оно только вошло в научный оборот (середина 90-х). И вот только сейчас мы возвращаемся к его исследованию. Надеюсь, что наши обменные выставки станут импульсом к этому процессу.
…В ситуации, в которой мы ныне живем, культурные связи между регионами страны, между музеями – это не только процесс, касающийся выставок. Главное – это фактор объединения, сохранения российской культуры. Лично для меня важно, что мы начинаем данный процесс с самой «проблемной» нашей коллекции. Мне кажется, большинству известна история обретения «Золота Шлимана»…
Еще одна часть просветительской работы – подготовка экскурсионной программы и выпуск каталогов к выставкам. Это будут небольшие издания, в коих история сокровищ раскроется для широкого круга читателей», – резюмировала Елизавета Станиславна.
…Не могу передать читателю те чувства, которые охватили меня возле витрин с экспонатами из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина, я испытывала точно такое же чувство вдохновения, как и при первой встрече с «живыми» картинами Анри Матисса… Могу вам сказать решительное: вас ждет множество открытий чудных, уважаемый читатель! Одним поделюсь – глядя на рукоять бронзового меча, я поняла вдруг, что рука античного воина была отнюдь не богатырских размеров… Исходя из этого, подумала: исполинов, фактурой своей равняющихся Эльбрусу Нигматуллину, в их числе мы бы не нашли. Но… не хочу «переходить» вам «дорогу», вы все увидите и оцените сами.
Экскурсию для тех, кто пришел на церемонию открытия выставки, блестяще вел старший научный сотрудник ГМИИ, археолог Александр Геннадьевич Колонских. Далее эту миссию примут на себя сотрудники Музея археологии и этнографии. В ГМИИ имени А.С.Пушкина на выставке «Золото сарматских вождей» экскурсии будут вести московские специалисты.
И еще: дабы расшифровать для непосвященных слова Елизаветы Лихачевой о самой «проблемной» коллекции ГМИИ и истории ее обретения, ниже мы приводим текст специалистов Пушкинского музея.
«Сарматы» в ГМИИ.
Информация к размышлению
«В апреле 1945 года подразделения Красной армии, преодолевая ожесточенное сопротивление частей вермахта и СС, прорывались к центру Берлина. Одним из рубежей обороны немецких войск был район Тиргартен, где на территории зоопарка возвышалась огромная зенитная башня (Flakturm am Zoo). Возведенный осенью 1941 года, этот многоярусный железобетонный форт служил своего рода символом неприступности неба над Берлином для бомбардировочной авиации союзников. Весной же 1945-го испещренные взрывами снарядов стены и башни сооружения стали последней линией немецкой наземной обороны в центре города.
Мало кто знал, что именно здесь, на втором этаже одного из казематов форта, хранятся три невзрачных деревянных ящика, помеченные маркировкой MVF1, MVF2 и MVF3, с легендарными троянскими кладами из раскопок Генриха Шлимана, сокровищами эпохи Меровингов и другими бесценными памятниками из Музея доисторического периода и ранней истории в Берлине. В течение апреля при экспонатах неотступно находился директор музея Вильгельм Унферцакт. Понимая, какая опасность грозит музейным сокровищам, и прежде всего от диверсионных отрядов СС «вервольф», выполнявших приказ Гитлера с кодовым названием «Выжженная земля», который предписывал тотальное уничтожение всего имущества рейха, директор принял решение передать три ящика с драгоценными предметами представителям советского командования. (Опасения директора оказались не напрасными. Другая весьма значительная часть коллекций берлинских музеев была спрятана в аналогичной зенитной башне в районе Фридрихсхайн. Уже после прекращения боевых действий и подписания капитуляции, во второй половине мая 1945 года, хранилища с музейными экспонатами в этом форте были взорваны и сожжены диверсантами.)
9 мая 1945 года уполномоченный представитель нацистской Германии подписал в пригороде Берлина Карлсхорст акт о безоговорочной капитуляции Третьего рейха. С этого момента единственным легитимным органом власти в советской оккупационной зоне стала Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Ею было принято решение о перемещении ряда коллекций берлинских музеев в СССР. Эта акция рассматривалась как частичная компенсация за те злодеяния и чудовищные разрушения, которые нацистский режим причинил Советскому Союзу, за целенаправленное расхищение и уничтожение художественных ценностей и памятников культуры на временно оккупированной территории, осуществлявшееся не просто в ходе боевых действий, а по заранее подготовленному плану.
В июле 1945 года в соответствии с решением СВАГ три бесценных ящика были доставлены специальным авиарейсом в Москву и поступили на хранение в ГМИИ им. А.С.Пушкина».
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и сделанное в Москве сотрудниками Музея археологии
и этнографии.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и сделанное в Москве сотрудниками Музея археологии
и этнографии.
Редакция благодарит старшего научного сотрудника Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева Айгуль Ильясовну ХАЛИУЛИНУ за помощь и предоставленные материалы.
20-04-2023 (0) Просмотров: 1 350 Номер: 27(13680) Версия для печати