$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Отражения в зеркале времени


Отражения в зеркале времени

В вечер «Времен связующая нить», посвященный особенному дню рождения народной артистки России и Башкортостана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, заведующей кафедры режиссуры и мастерства актера театрального факультета Уфимского государственного института искусств, профессора Тансулпан Дагиевны Бабичевой, Учебный театр УГИИ, со сцены которого чествовали виновницу торжества, был полон.
Собрались представители театрального сообщества, коллеги Тансулпан Дагиевны по сцене Башкирского академического, коей именинница – уникальная актриса посвятила огромную часть своей жизни, собратья по служению театральной педагогике, земляки, студенты нынешние, а также те, кто уже вышел из-под крыла профессора Бабичевой в большую творческую жизнь. Самый первый ее выпуск-1991 представляли народные артисты Башкортостана – нынешние звезды флагмана национального искусства республики Гульнара и Алмас Амировы; почти полностью собрался на этом торжестве курс Тансулпан Дагиевны (совместный с незабвенным Азатом Ахмадулловичем Надыргуловым) выпуска 2000 года – Андрей Ганичев, Юлия Ныркова, Ренат Фатхиев, Гульбина Сафуанова (все представляют ныне Национальный Молодежный театр); Разифа Динмухаметова (Башкирский академический); Зульфар Ахметов (Уфимский ТЮЗ); Рима Харисова (театральный факультет УГИИ); Денис Хисамов (Стерлитамакский государственный русский театр), Гузель Сайфуллина (Москва), Вадим Саетгалиев (Санкт-Петербург), Игорь Панов, Лира Лямкина (Магнитогорский драматический театр имени А.С.Пушкина); Елена Ремпель (Старцева), Ильнур Мамбетов, Ринат Шайхылов – они обретаются ныне в столице Башкортостана. Их поздравление было потрясающе трогательным, в чем-то напоминая игру в ассоциации, то есть питомцы Тансулпан Дагиевны использовали абсолютно театральный прием. И каждый раз рожденный их воображением образ любимого педагога мыслями уводил зал, хорошо помнящий четыре славных года жизни знаменитого курса на театральном факультете УГИИ, к спектаклям, каковые профессор Бабичева ставила на своих «детей» в процессе их учебы. Допустим, если сравнивать учителя с цветком, то это Роза, которая будит ассоциацию со спектаклем «Маленький принц» по Экзюпери – первый курс; если сравнивать наставницу с чем-то фантастическим и нереальным, то это Сон, и данная ассоциация ведет нас к спектаклю по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» – второй курс; коли найти танец, адекватный характеру и темпераменту педагога-режиссера, то речь идет о Фламенко, и сразу вспоминается постановка «С любовью не шутят» по пьесе испанца Кальдерона – третий курс; а когда речь заходит о птице, образ коей близок душевным качествам Тансулпан Дагиевны, то весь зал аплодирует столь узнаваемой ассоциации, вспоминая удивительный, тонкий, очень умный и выразительный спектакль «Чайка» по пьесе Чехова – четвертый курс, дипломная работа… Партитура этого вечера, в прологе коего министр культуры Башкортостана Амина Шафикова вручила его героине от имени Главы республики Радия Хабирова орден Салавата Юлаева, была прекрасна. И одним из контрапунктов гармонического единства замечательного торжества стала презентация книги Тансулпан Бабичевой «В зеркале времени», вышедшей накануне в издательстве «Китап». Впрочем, об этой ипостаси Тансулпан Дагиевны и не только о ней точнее всех расскажет профессор Галина Вербицкая, рецензию которой на уникальный труд невероятно талантливого автора «Вечерка» публикует ниже…
Илюзя КАПКАЕВА.

***

Уже сама «драматургия» книги Тансулпан Бабичевой «В зеркале времени» говорит читателю, что ее автор – человек Театра. Именно с большой буквы. Потому что для автора это не только вид искусства, но – сама жизнь. Нет – больше. Судьба. Однако пафоса и привычных мемуарных высокопарностей книга лишена. Она – не только о профессии, о «моей жизни в искусстве», она – о пути, о становлении, об экзистенциальном Выборе, об отваге и решимости первого шага, о преодолении сомнений, о волнениях, страхах и победе над ними…
…Собственно, истоки масштаба личности профессора Бабичевой уходят корнями и в самое раннее детство, и, главное, к далеким предкам, чью память Тансулпан Дагиевна трепетно чтит, буквально по крупицам, скрупулезно собирая уникальные архивные материалы. Это род отца – молодого талантливого поэта Даги Акрамовича Бабичева (главы «Бабичи», «История села Кигазы-Тамак») и мамы – красавицы Нурании Шахлисламовны Вафиной (глава «Род Утыз – Имяни Ал-Булгари»).
Вообще, рассматривать старинные фотографии (а их в книге много!), восхищаться красотой этих людей, их статью, спокойным, уверенным взглядом, какой-то удивительной одухотворенностью – это особое удовольствие от ощущения «той самой» атмосферы. Ее передают, впрочем, не только редчайшие фотографии, но и поразительное умение автора перенести нас, читателей, в прежние времена. Или способность точной деталью, ярким эпизодом дать исчерпывающее представление, скажем, о романтической натуре отца, скромной, обаятельной матери и, конечно, о сильной, волевой, прекрасно-героической, любимой бабушке – Мадхинур Хайрулловне Бабичевой….
…Будучи потомком великого Шайхзады Бабича, Тансулпан Дагиевна пишет легко (не просто, но именно легко и ясно!), ее стиль отличает аккуратность, сдержанность и удивительная для красивой женщины и актрисы дисциплина мысли. Вот, пожалуй, и нашлись точные, возможно, ключевые слова: дисциплина, выдержка и еще – чувство меры. Без этого никакой, даже самый яркий талант не раскроется в полной мере.
Бабичева прямо называет ту, благодаря которой эти свойства и образовали ее личностный стержень. Бабушка Мадхинур Хайрулловна – просветитель, педагог, тонкий и мудрый воспитатель – терпеливо и упорно взращивала в совсем маленькой девочке самостоятельность, взрослость как способность нести всю полноту ответственности и, как следствие, чувство собственного достоинства…
Нельзя не отметить, что автор отваживается приподнять завесу над глубоко личным, сокровенным даже. О драматичных поворотах жизни – профессиональной и личной – Тансулпан Бабичева пишет просто и обескураживающе честно. Такая исповедальность, конечно, дорогого стоит: человек театра, автор никого и ничего не изображает, а имеет мужество всегда оставаться собой.
Пожалуй, стратегически точным стало решение поместить в книгу замечательную статью легендарного критика Суюндука Саитова «Женщина в опасном мире».
Название снайперское. «Кисейные барышни» – не про Бабичеву. А вот ситуации необходимости выбора, судьбоносные, переломные моменты – это точно ее. Способность «держать спину» отличает не только лучших ее героинь, но и саму Тансулпан Дагиевну. Чего только стоит ее фраза о том, что переход из театра (а ему отдано было тридцать лет) в педагогику произошел «органично»! И это, безусловно, так! Но можно только догадываться, какая колоссальная внутренняя работа стояла за этим у одной из ярчайших звезд театрального Башкортостана…
Однако в педагогике драматического искусства звезда Тансулпан Бабичевой засияла с новой силой! Главы, посвященные работе над спектаклями по Шекспиру («Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта»), Достоевскому («Братья Карамазовы», «Идиот»), Мустаю Кариму («Два берега бытия»), Шайхзаде Бабичу («Коль Бог призвал тебя поэтом быть…»), просто поражают филигранностью анализа текста. Здесь Бабичева – глубокий, вдумчивый исследователь, постоянно рефлексирующий о природе сценического искусства, находящийся в непрерывном диалоге с лучшими театральными мыслителями: «И мы в своей практической работе приходим к пониманию, что… триединство духа, души и тела, сверхсознания, сознания и подсознания – является основой истинного творчества, то есть уподобления Творцу». А ведь эта идея «путешествует» в недрах театральной истории давно: и у Генриха фон Клейста (эссе «О театре марионеток»), и у Эдварда Гордона Крэга («Актер и сверхмарионетка»). Вообще, Бабичевой свойственно творчески перерабатывать разные идеи и даже ставить в позицию диалога два типа театра – психологический и игровой. Результат – блестящие спектакли, уровень которых не просто приближается к профессиональному взрослому, но, главное, это всегда новое прочтение классики, всегда – приращение смысла.
Интенсивность сценического существования актеров-студентов и их упоительно свободное парение в стихии игрового театра таковы, что, по моим собственным воспоминаниям, и рождало ту самую сакральную заразительность, магию театрального воздействия.
Досконально подробно, детально Тансулпан Дагиевна – еще и автор инсценировки – рассказывает об этапах работы над спектаклем («Братья Карамазовы»): «…полтора года трудной работы… сотни вариантов произнесения текста». А сцена «Иван и Черт» практически представляет собой настоящую реконструкцию спектакля…
…Как сценарист и актриса, в этих двух ипостасях Бабичева существует и в кинематографе. (Фильмы «Бабич» и «Первая Республика», удостоенные многих высоких наград.) Эта новая веха творческого пути не кажется каким-то резким поворотом, а выглядит естественно и закономерно. И здесь Тансулпан Дагиевна верна себе: основательные рассуждения о сущностных различиях театра и кино, об ином для театрального актера способе существования в кадре.
…Важно, что в книге Бабичевой больше вопросов, чем готовых сентенций и рецептов. Интонация постоянно думающего, сомневающегося, ищущего человека не просто импонирует, она – подкупает…
Мудрый автор, ничего не навязывая, деликатно приглашает читателя к разговору. И в этом Диалоге, будь вы высокий профессионал театра либо начинающий, академический ученый или любитель, вы становитесь участником доверительного разговора о сокровенном, и тогда он превращается в «Диалог согласных».
Галина ВЕРБИЦКАЯ,
доктор философских наук, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, профессор кафедры истории и теории искусства УГИИ имени Загира Исмагилова.

Дата создание новости 18-05-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 480     Номер: 34(13687)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.