$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Гармония – в любви к природе и человеку»


«Гармония – в любви  к природе и человеку»

Материал этот приурочен к 65-летию со дня рождения и восьмой годовщине со дня безвременной кончины талантливого, самобытного художника, педагога и светлого, доброго человека Айрата Баймухаметова.
Мы познакомились и подружились в 1998 году, в первый год моей работы в Башкирском государственном театре оперы и балета. И стартовым для меня заданием стала организация персональной выставки художника. Айрат Баймухаметов сразу покорил мягкой деликатностью, интеллигентностью, открытостью. Трудности подготовительного периода к открытию экспозиции преодолевались как-то сами собой. Это был этап увлечения Айрата абстрактной живописью, картины он представил большого размера, требовалось для каждой найти свое место, угадать, «поймать» освещение. Кажется, мы справились. Бельэтажные кулуары превратились тогда в музейные залы. Причудливые фигуры, загадочные спирали... Они обладали удивительной магией, уносили в космическую бесконечность и давали простор для собственных размышлений.
В последующих выставках я всегда отмечала: художник не замыкается на каком-то одном жанре, одной технике. После абстрактных полотен – реалистичные пейзажи, портреты, жанровые зарисовки. И все овеяно лирико-романтическим отношением к жизни, любовью к людям, родному краю. Чувствовалось: идут поиски своего, единственного, органичного стиля. Теперь с уверенностью можно сказать, что Баймухаметов нашел то, к чему стремился.
В нашей беседе после персональной выставки «Башкирские пасторали», посвященной 55-летию со дня рождения художника, я спросила:
– У Вас были годы поисков, смелых экспериментов. Как считаете, нашли Вы наконец себя, свой стиль?
– Я нашел ЛЮБОВЬ, – ответил он. – Это, на мой взгляд, очень важно для творческого человека. Если обретешь в себе любовь, то будешь любить весь мир.
Его картинами можно любоваться, наслаждаться в любой момент. И сожалеть, что он прожил не очень долго.
Волшебство живописи завораживало Айрата со школьных лет. Ребенком он с изумлением рассматривал репродукции картин. Какие счастливые люди – художники, думал он, как это у них получается? Восхищало умение, мастерство. Ему нравились картины добрые, светлые. В то время, считал Айрат, таких было больше. Он как бы входил в счастливый мир авторов полотен – и сам становился счастливым, хотелось так же творить добро, счастье. Это, видимо, послужило толчком. Стал пробовать свои силы в рисовании, хотя раньше не подозревал, что у него есть такие способности. С удовольствием ходил в детскую художественную школу… Кстати, в ту самую, номер 2, где позже преподавал полтора десятка лет.
В конце концов это определило дело всей его жизни. Учеба в Уфимском училище искусств – безмятежное, счастливое время. Благодаря чудесным преподавателям юноше открылся удивительный мир творчества. Это оказались авторы тех картин, которые поражали его в детстве: Алексей Михайлович Кудрявцев, Гумер Идиятович Мухаметшин, Виктор Васильевич Кириченко… Легендарные личности, само общение с ними – уже было великолепной школой творчества и жизни. Далее – учеба на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института.
И конечно, незабываемый, очень важный жизненный эпизод – знакомство с великим башкирским живописцем Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным.
– Мне выпала счастливая возможность, – рассказывал Айрат Габитович, – часто бывать у него дома, разговаривать с ним, наблюдать за его работой. Подчас напевая башкирские мелодии, он создавал свои замечательные картины.
– А Ваши работы он видел, отзывался о них?
– Когда он впервые посмотрел, как я рисую, сказал: «Вот такие люди нам на смену идут!» Всегда тепло меня встречал, одобрял мои работы, иногда делал замечания. Совершенно бескорыстно, искренне занимался моим развитием, посвящал мне часть своего драгоценного времени. Я с огромной благодарностью помню эти наставления.
Как пригодились Айрату уроки Ахмата Фаткулловича! Он их не забывал и всегда следовал заветам Учителя.
– Преподавать – очень хорошая профессия для творческого человека, – делился художник. – Когда учишь других, сам себя оттачиваешь, совершенствуешься. Работать с детьми – чрезвычайно большая ответственность. Нужно бережно относиться к юным талантам, чтобы не сломать, не испортить, вовремя подсказать, направить, не подмять под свое видение, под свой почерк. Я чувствую себя в большой степени и психологом. Далеко не каждый станет профессиональным художником, но причастность к искусству сохранится на всю жизнь. Мы часто говорим с учениками о поэзии, музыке. Все это формирует в ребенке личность интересную, духовно богатую.

«Гармония – в любви  к природе и человеку»

«Гармония – в любви  к природе и человеку»


Сам Айрат читал много, обожал классику. Восхищали Толстой, Тургенев, поражая своей глубиной; Чехов нравился виртуозностью стиля, легкостью изложения; на всю жизнь полюбился Куприн – своей неповторимостью, непохожестью на других… Достоевский, честно признавался, трудно давался, но читал его произведения Айрат с интересом. Огорчался, что в последнее время реже стал брать в руки книгу – подводило зрение. Больше любил рассматривать репродукции картин, слушать музыку. Звучание курая, башкирские протяжные песни особенно волновали и вдохновляли.
Кумиры в живописи менялись с годами, в зависимости от настроения, жизненных обстоятельств. В свое время увлекался импрессионистами и постимпрессионистами, восторгался Ван Гогом:
– Через великие муки и страдания прошел, но получил признание. Вообще, считаю, художник должен получать признание после жизни. Если оно приходит при жизни, это духовная смерть автора… Сейчас нравятся… или, вернее сказать, близки работы Венецианова, Андрея Рублева… Меня потрясает его «Троица»…
В последнее время Айрат Баймухаметов отдавал предпочтение пейзажам. Перешел на спокойный ритм наблюдения, созерцания. Например, город, дождливая погода, изменчивые краски и освещение… Хотелось подумать, поразмышлять, передать настроение, ощущение воздуха, пространства… Но все это в рамках давно выношенного, выстраданного даже, может быть, мировоззрения, взгляда на природу, человека, жизнь вообще. Всегда, принимаясь за новую картину, включал музыку, наносил на холст линии, искал ключ к композиции – естественной, вытекающей из самой природы… Стремился запечатлеть не внешние ее атрибуты, скажем, камень, ветер, воду, а в их естественной взаимосвязи, в гармонии… Все это должно излучать любовь. Если художник сумеет уловить эти гармонию и ощущение любви, у него все получится…
Любовь царила и в личной жизни художника. Он беззаветно любил жену Альфию, дочь Ляйсан. Им так не хватает сейчас этого… В то же время любовь мужа, отца была столь велика, что ее сила чувствуется и доныне, когда его уже нет рядом, а она и теперь окрыляет, поддерживает. Альфия и Ляйсан много делают для сохранения наследия и памяти художника. Совсем недавно, в июне, открыт надгробный памятник Айрату Габитовичу. Церемония прошла торжественно, мулла читал Коран, родные, друзья, коллеги – художники и преподаватели не скупились на теплые слова признания, уважения, размышляли о значении творчества Айрата Баймухаметова в изобразительном искусстве Башкирии.
…И по сию пору меня восхищает, вызывая уважение, верность Айрата Баймухаметова своим принципам. Он создал собственный мир и, как удивительный сад, пестовал его старательно и любовно, высаживая в этом цветущем и благоухающем уголке только те деревья, которые согревали художнику душу. Менялись стили, манера письма, колорит картин, Айрат экспериментировал с цветом, но неизменной оставалась высоко гуманистическая направленность творчества, он всегда воспевал самые светлые и дорогие человеку идеалы – счастье, любовь, семейную гармонию, красоту родной природы.
Теплые, лиричные работы буквально пронизаны ощущением любви – к человеку, природе, жизни. Герои картин – простые сельские жители в привычном им мире, где присутствуют родные горы, леса, кони, столь дорогой сердцу башкира курай… Но все овеяно флером поэзии. Его картины успокаивают, умиротворяют, погружают в неповторимо уютную, комфортную атмосферу. Сдержанная, неброская цветовая гамма, живописная манера, напоминающая иконопись, плоскостное изображение фигур, естественность композиции, пластичность и певучесть линий – вот составляющие стиля художника Баймухаметова, его не спутаешь ни с кем другим…
Нина ЖИЛЕНКО.
Снимки предоставлены автором и из открытых источников.

Дата создание новости 20-07-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 364     Номер: 50(13703)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.