$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Театральная судьба художника


Театральная судьба художника

Исполнилось сто лет со дня рождения художника, сценографа, педагога Владимира Ивановича Плекунова, заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР, народного художника БАССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
…Владимир Плекунов родился в селе Козловка Лопатинского района Саратовской губернии, ныне Пензенской области России, в простой крестьянской семье. Перед самой войной успел окончить театрально-декорационное отделение Саратовского театрального училища имени И.А.Слонова. Юноше исполнилось восемнадцать лет, и он сразу попал на фронт. В тяжелом бою под Москвой их артиллерийский расчет накрыло прямым попаданием вражеских снарядов. Владимира спасли партизаны, долго пришлось лечиться, восстанавливаться в госпиталях, но к военной службе его не допустили…
Мирную жизнь Владимир Иванович начал в Саратовском театре оперы и балета. Полюбил театр, можно сказать, с первого взгляда и на всю жизнь. Начинающего художника отметили на Всесоюзном смотре творческой молодежи 1947 года за сценографию к оперному спектаклю «Чио-Чио-сан» на музыку Джакомо Пуччини. Вскоре окрылил успех в конкурсе Большого театра, в рамках коего было представлено оформление балетной постановки «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского. Наградой стала стажировка в Большом театре у замечательного театрального художника Федора Федоровича Федоровского.
После стажировки в 1949 году Плекунов был направлен в Башкирский государственный театр оперы и балета, которому преданно служил художником, главным художником почти четыре десятилетия. Затем работал во Дворце культуры нефтяников (ныне ГКЗ «Башкортостан»), оформлял спектакли народного театра.
Театральная судьба художника

Творчество Владимира Плекунова составило целую эпоху в театрально-декорационном искусстве республики, ведь он оформил сотни спектаклей. Их невозможно перечислить, потому что Владимир Иванович был сценографом почти всех постановок, шедших в БГТОиБ. Поражает многогранность дарования Плекунова. Его профессионализму под силу были спектакли классического и национального репертуара: оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Чародейка» Петра Чайковского, «Дон Карлос», «Травиата» Джузеппе Верди, «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, «Современники» Хусаина Ахметова, музыкальная комедия «Кодаса» Загира Исмагилова; балеты «Гульназира» Наримана Сабитова, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Жизель» Адольфа Адана, «Раймонда» Александра Глазунова, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Тропою грома» Кара Караева…
С большой любовью Владимир Иванович работал над созданием сценографии для детских спектаклей.
В своем творчестве художник опирался на традиции русской театрально-декорационной школы, в то же время ярко проявлялась его неповторимая индивидуальность. От своего учителя Федоровского он перенял напряженную динамику цветового решения живописно-объемной декорации, большое внимание уделял образному решению всех костюмов, даже второстепенных персонажей, тонко понимал и воплощал эпоху, с коей был связан сюжет спектакля, психологию героев. Художника вдохновляла восточная тема, она давала полет фантазии, возможность создавать изысканные стилизации. Причем он никогда не повторялся. Например, балет «Бахчисарайский фонтан» оформлял трижды, и каждый раз эти работы отличались друг от друга.
Мне лично ярко запомнилась сценография балета «Тропою грома» – колоритная, темпераментная, динамичная.
Владимир Иванович стал одним из ведущих мастеров театрально-декорационного искусства Башкортостана, но его известность и авторитет перешагнули границы республики. Художник сотрудничал с театрами Алматы, Воронежа, Горького, Душанбе, Самары и других городов.
Эскизы Плекунова перерастали рамки рабочих пособий для изготовления декораций, костюмов, часто они становились подлинными образцами изобразительного искусства. Творения Владимира Ивановича хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Васильевича Нестерова, частных коллекциях.
Владимир Плекунов ушел от нас 6 января 2001 года… На стене дома, в котором художник жил в Уфе, установлена мемориальная доска.

Нина ЖИЛЕНКО.
Снимки предоставлены автором.


ДОБРЫЕ СТРОКИ
Ирина ЗИНОВЬЕВА, искусствовед:
- Хорошо помню Владимира Ивановича: высокий, статный, доброжелательный, всегда очень вежливый и деликатный! Светлая память!
Гуля БАЙКОВА, концертмейстер балета БГТОиБ, заслуженная артистка Башкортостана:
- Улыбчивый, доброжелательный, фанат своего дела – таким запомнился Владимир Иванович Плекунов. Трудно назвать хоть один спектакль, когда бы он не находился на подмостках до начала представления с рабочими сцены, в антракте при смене декораций. Помню почти все спектакли, оформленные им.

Дата создание новости 25-07-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 356     Номер: 51(13704)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.