Театральная судьба художника
Исполнилось сто лет со дня рождения художника, сценографа, педагога Владимира Ивановича Плекунова, заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР, народного художника БАССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
…Владимир Плекунов родился в селе Козловка Лопатинского района Саратовской губернии, ныне Пензенской области России, в простой крестьянской семье. Перед самой войной успел окончить театрально-декорационное отделение Саратовского театрального училища имени И.А.Слонова. Юноше исполнилось восемнадцать лет, и он сразу попал на фронт. В тяжелом бою под Москвой их артиллерийский расчет накрыло прямым попаданием вражеских снарядов. Владимира спасли партизаны, долго пришлось лечиться, восстанавливаться в госпиталях, но к военной службе его не допустили…
Мирную жизнь Владимир Иванович начал в Саратовском театре оперы и балета. Полюбил театр, можно сказать, с первого взгляда и на всю жизнь. Начинающего художника отметили на Всесоюзном смотре творческой молодежи 1947 года за сценографию к оперному спектаклю «Чио-Чио-сан» на музыку Джакомо Пуччини. Вскоре окрылил успех в конкурсе Большого театра, в рамках коего было представлено оформление балетной постановки «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского. Наградой стала стажировка в Большом театре у замечательного театрального художника Федора Федоровича Федоровского.
После стажировки в 1949 году Плекунов был направлен в Башкирский государственный театр оперы и балета, которому преданно служил художником, главным художником почти четыре десятилетия. Затем работал во Дворце культуры нефтяников (ныне ГКЗ «Башкортостан»), оформлял спектакли народного театра.
Творчество Владимира Плекунова составило целую эпоху в театрально-декорационном искусстве республики, ведь он оформил сотни спектаклей. Их невозможно перечислить, потому что Владимир Иванович был сценографом почти всех постановок, шедших в БГТОиБ. Поражает многогранность дарования Плекунова. Его профессионализму под силу были спектакли классического и национального репертуара: оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Чародейка» Петра Чайковского, «Дон Карлос», «Травиата» Джузеппе Верди, «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, «Современники» Хусаина Ахметова, музыкальная комедия «Кодаса» Загира Исмагилова; балеты «Гульназира» Наримана Сабитова, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Жизель» Адольфа Адана, «Раймонда» Александра Глазунова, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Тропою грома» Кара Караева…
С большой любовью Владимир Иванович работал над созданием сценографии для детских спектаклей.
В своем творчестве художник опирался на традиции русской театрально-декорационной школы, в то же время ярко проявлялась его неповторимая индивидуальность. От своего учителя Федоровского он перенял напряженную динамику цветового решения живописно-объемной декорации, большое внимание уделял образному решению всех костюмов, даже второстепенных персонажей, тонко понимал и воплощал эпоху, с коей был связан сюжет спектакля, психологию героев. Художника вдохновляла восточная тема, она давала полет фантазии, возможность создавать изысканные стилизации. Причем он никогда не повторялся. Например, балет «Бахчисарайский фонтан» оформлял трижды, и каждый раз эти работы отличались друг от друга.
Мне лично ярко запомнилась сценография балета «Тропою грома» – колоритная, темпераментная, динамичная.
Владимир Иванович стал одним из ведущих мастеров театрально-декорационного искусства Башкортостана, но его известность и авторитет перешагнули границы республики. Художник сотрудничал с театрами Алматы, Воронежа, Горького, Душанбе, Самары и других городов.
Эскизы Плекунова перерастали рамки рабочих пособий для изготовления декораций, костюмов, часто они становились подлинными образцами изобразительного искусства. Творения Владимира Ивановича хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Васильевича Нестерова, частных коллекциях.
Владимир Плекунов ушел от нас 6 января 2001 года… На стене дома, в котором художник жил в Уфе, установлена мемориальная доска.
Нина ЖИЛЕНКО.
Снимки предоставлены автором.
Снимки предоставлены автором.
ДОБРЫЕ СТРОКИ
Ирина ЗИНОВЬЕВА, искусствовед:
- Хорошо помню Владимира Ивановича: высокий, статный, доброжелательный, всегда очень вежливый и деликатный! Светлая память!
Гуля БАЙКОВА, концертмейстер балета БГТОиБ, заслуженная артистка Башкортостана:
- Улыбчивый, доброжелательный, фанат своего дела – таким запомнился Владимир Иванович Плекунов. Трудно назвать хоть один спектакль, когда бы он не находился на подмостках до начала представления с рабочими сцены, в антракте при смене декораций. Помню почти все спектакли, оформленные им.
25-07-2023 (0) Просмотров: 361 Номер: 51(13704) Версия для печати