Из когорты корифеев,
или Век творчества Фаузи Саттарова
Август, на удивление, подарил нам многих звезд башкирского балета. Достаточно сказать, что в этом месяце родились прославленные артисты – балерины Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, танцовщик Фаузи Саттаров.
В 1934 году молодой балетмейстер, танцовщик, ученик Игоря Моисеева Файзи Гаскаров организовал группу детей с хорошими балетными данными и повез их учиться в Ленинград. Так было создано башкирское отделение при Ленинградском хореографическом училище, которое в течение десятилетий, вплоть до открытия хореографического училища в Уфе, поставляло балетные кадры для Башкирского государственного театра оперы и балета. Среди детей встречались настоящие самородки, в том числе Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Фаузи Саттаров. Получив блестящее образование в лучшей балетной школе мира, они стали подлинными профессионалами, звездами сцены, прославили башкирский балет в родной стране и за рубежом. Ныне мы отмечаем столетие со дня их рождения.
…Фаузи Миннимулинович Саттаров, заслуженный артист РСФСР, педагог, тоже из первого гаскаровского набора, окончил Ленинградское хореографическое училище. Вместе со всеми выпускниками и учениками башкирской студии ЛХУ начал работать в Башкирском государственном театре оперы и балета, став сразу солистом. Блестяще дебютировал в партии Вацлава в балете «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева.
В первые же дни Великой Отечественной войны Фаузи добровольцем ушел на фронт. Окончил Камышенское военно-пехотное училище, командовал взводом.
В 1943 году в республике готовились праздновать 25-летие Башкирской автономии, и Фаузи Саттаров вместе с другими башкирскими артистами был отозван для работы в первом национальном балете «Журавлиная песнь».
Фаузи Миннимулинович служил сцене театра до последнего своего дня (1996). Солист балета (1941-1969), преподаватель и заведующий балетной студией (1950-1964); главный балетмейстер (1967-1976); балетмейстер-постановщик. (1981-1988).
– Фаузи Саттаров из той когорты корифеев, которые открыли историю башкирского балета, - рассказывал мне художественный руководитель башкирского балета, заслуженный артист России Шамиль Терегулов. – Я хорошо помню Фаузи Миннимулиновича в различных спектаклях. Каждый его выход производил впечатление какой-то радостной солнечности. Он был красивым танцовщиком: лицо, фигура, линии составляли удивительную гармонию. Самые строгие академические вариации оживлял темпераментом, открытостью, добротой. Некоторое время он преподавал в балетной студии при театре. Но самые яркие уроки давал на сцене, самозабвенно посвящая себя танцу.
Фаузи Саттаров был первым исполнителем партий Фрондосо («Лауренсия» Александра Крейна), Ленни («Тропою грома» Кара Караева), Закира («Черноликие» Халика Заимова и Александра Чугаева). Он стал первым и единственным исполнителем Салавата в балете «Горный орел» Наримана Сабитова и Хусаина Ахметова. Природное обаяние, чувство стиля, одухотворенность танца позволяли артисту создавать проникновенные, искренние, глубоко психологические образы в балетах русских, зарубежных и национальных авторов.
Талантливый, яркий танцовщик стал партнером балерины Гузели Сулеймановой. Они составили один из самых знаменитых, красивых дуэтов в башкирском балете. Это был прочный союз и в творчестве, и в жизни. Их узнали и полюбили за пределами родины. С большим успехом артисты выступили во многих странах мира, в том числе в Англии, Шотландии, Франции. Зарубежная публика увидела адажио из «Журавлиной песни», концертные номера. Иностранные газеты выходили с восторженными отзывами о наших танцовщиках с фотоснимками на первой полосе.
Мне посчастливилось увидеть этот незабываемый дуэт в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Тропою грома», «Гульназира»…
Событием стала премьера балета Кара Караева «Тропою грома». Многоплановое решение темы, симфонизм, смелые композиционные приемы, оригинальное преломление в музыке стилистики фольклора Черного континента в балете «Тропою грома» (по роману Питера Абрахамса) увлекли постановщика Виктора Пяри, дирижера Гайнетдина Муталова, художника Владимира Плекунова, исполнителей. Спектакль получился ярким, с публицистическим накалом, дал возможность артистам не просто блеснуть мастерством, а почувствовать свободу творчества, выразить свое отношение к происходящему, танцевать раскованно, страстно и зажигательно. Публика это почувствовала и полюбила спектакль.
Музыка диктовала своеобразную хореографическую лексику. Традиционные классические «па» приобретали особую остроту, экспрессию, требовали иных акцентов. В лирических эпизодах танец был пронзительно щемящим, трепетным, в характерных – темпераментным, доходящим порой до гротеска. В партиях главных героев – Сари и Ленни – раскрылись во всей красоте и силе своего таланта Гузель Сулейманова и Фаузи Саттаров.
Множество раз наслаждалась концертными номерами в исполнении прекрасного дуэта, в том числе «Элегией» на музыку Сергея Рахманинова в постановке самого Фаузи, прощальном танце Гузели Сулеймановой.
В 1973 году Фаузи Саттаров задумал и осуществил интересный проект: с помощью ленинградских балетмейстеров – Бориса Брускина и Тамары Тюриной подготовил грандиозное хореографическое представление в трех отделениях. Название «Радуга» символично и выбрано не случайно. Труппа предстала перед зрителями в богатейшей палитре талантов, индивидуальностей, засияла, можно сказать, всеми цветами радуги в самых различных хореографических жанрах и стилях.
Первое отделение представляло собой одноактный балет «Шопениана» с участием Зухры Ильясовой, Юлая Ушанова, Фирдаус Нафиковой, Ильдуса Хабирова. Второе отделение – блестящий дивертисмент из номеров классической и современной хореографии: Гран-па и Испанский танец из балета «Раймонда» Александра Глазунова, «Элегия» Сергея Рахманинова, «Мелодия» Кристофа Виллибальда Глюка, «Чардаш» Иоханеса Брамса, «Вальс» Исаака Дунаевского, сюита из балета «Гаянэ»… Настоящий лукуллов пир для балетоманов! Засверкали новые дарования: Леонора Куватова, Шамиль Терегулов, Роза Изгина, Фарида Мустаева… Апофеозом стало заключительное отделение – третий акт балета «Пламя Парижа» Бориса Асафьева в хореографии Василия Вайнонена. Мастерством, темпераментом, артистизмом зрительный зал привели в восторг Леонора Куватова, Роза Изгина, Шамиль Терегулов.
Этот вечер – своего рода «Гран-па башкирского балета». Он подвел итоги более чем тридцатилетнего пути. Можно было идти дальше, осваивать новое. Вот такие славные страницы истории башкирского балета связаны с именем Фаузи Саттарова!
Нина ЖИЛЕНКО.
Снимки предоставлены автором и из открытых источников.
Снимки предоставлены автором и из открытых источников.
8-08-2023 (0) Просмотров: 348 Номер: 54(13707) Версия для печати