«Движение и время»
- так называется межрегиональный пленэр летней творческой мастерской «Арт-товарищ»
Пленэр проходил с 3 по14 июля в селе Воскресенское Мелеузовского района. Он прошел при содействии Республиканского учебно-методического центра по образованию Министерства культуры РБ, администрации Мелеузовского района, Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» РБ, Регионального представительства Международного союза педагогов-художников по РБ, Детской художественной школы №1 имени Алексея Кузнецова. А организатором ежегодного пленэра вот уже два десятка лет неизменно остается художник-график, член Союза художников России, председатель Регионального представительства международного союза педагогов-художников по РБ, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, преподаватель ДХШ №1 Юрий Николаевич Григорьев.
Цель пленэра - повышение квалификации преподавателей художественных школ и художественных отделений средних и высших специальных учебных заведений. Кроме того, в нем приняли участие бывшие учащиеся вечернего отделения ДХШ №1 имени Алексея Кузнецова. В Воскресенское приехали художники из Москвы, Кирова, Магнитогорска, Кумертау, Мелеуза, Уфы, Гая и Орска (Оренбургская область).
…Природа Южного Урала является уникальной и благодатной средой для творчества. Воскресенское расположено на холмах, окруженных горными массивами, с протекающей через село речкой Тор, быстрой и холодной. Художники приезжают на пленэр не только для того, чтобы писать этюды, но и с желанием познакомиться с бытом и традициями людей, живущих в данной местности, для зарисовок с архитектурных памятников и других достопримечательностей, характерных только для этого уголка земли. За время пленэра педагоги-художники обогащают свои знания многими фактами из истории Башкортостана.
В Воскресенском два центра притяжения, ради которых множество людей ежедневно приезжают сюда. Это знаменитый старинный медеплавильный завод и картинная галерея – филиал Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова. И первый день пленэра неслучайно начался с экскурсий на завод и в картинную галерею.
Гостям Воскресенского рассказали, что медеплавильный завод был построен в 1745 году симбирским купцом И.Твердышевым. Здесь выплавляли медь из руды, которая добывалась открытым способом недалеко от завода. Работали на заводе беглые каторжники и крепостные крестьяне, переселенные из Нижегородской, Пензенской, Рязанской и Симбирской губерний.
В 1773 году пугачевцы захватили завод, сделав его центром по изготовлению пушек и снарядов к ним. Рабочие завода поддержали восставших, которые при отступлении в 1774 году сожгли завод. Восстановление его заняло несколько лет.
Завод выплавлял медь до 1895 года Затем из-за низкой рентабельности его переоборудовали для выпуска другой продукции. А в 1945-м он был закрыт окончательно.
На заводе выплавляли медь в течение полутора веков. Жизнь всех жителей поселка была связана с заводом. За это время выросли и поколения людей, работавших с огнем и металлом, сильных и волевых, передавших эти качества и современным жителям Воскресенского. Это надо было учитывать при создании портретов жителей села.
Другим культурным центром притяжения является уникальная картинная галерея. История ее такова. В июле 1941 года в Воскресенское из Москвы были эвакуированы сто пятьдесят учащихся средней художественной школы при художественном институте имени Василия Сурикова в возрасте от 12 до 16 лет. Маленькие дети были эвакуированы с родителями. С учащимися находились семь преподавателей. Жители Воскресенского приняли эвакуированных, приютили их. Они учились в школе вместе с местными детьми, а в свободное время рисовали. Бумаги не было, рисовали на клочках газет, дощечках. Им приходилось трудиться и на сельхозработах. Так эвакуированные прожили два года, а в 1943-м вернулись в Москву.
Прошло много лет, подростки стали профессиональными художниками и в знак благодарности за то, что их во время войны приютили в Воскресенском, обратились с предложением к руководству Башкирии открыть в селе картинную галерею и подарили свои работы. Торжественная церемония состоялась в 1971 году.
Так в небольшой сельской галерее были собраны шедевры советской живописи и среди них работы Гелия Коржева, Виктора Иванова, Петра Оссовского - основоположников направления «Суровый стиль».
Галерея постоянно пополняется новыми работами. Это скульптура, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, подаренные художниками и жителями села. Нескончаем поток зрителей со всей России, ежедневно посещающих эту галерею...
Двадцать два участника пленэра активно и плодотворно работали каждый день, начиная с 5 часов утра и до позднего вечера. По утрам, когда первые лучи солнца теплым светом согревают облака, вершины деревьев и колокольню церкви Воскресения Христова, хорошо писать акварелью. Днем, когда температура в тени доходила до 37-40 градусов, все стремились в тень деревьев на берегу речки Тор, где можно было и работать, и купаться. По вечерам, когда воздух, нагретый за день, поднимался от земли, тени удлинялись, можно было спокойно поработать над этюдами при теплом освещении. Это лучшее время суток для живописи – левитановское, - когда благодать нисходит с неба и руку художника ведет необъяснимая сила.
Большое значение на пленэре имеют мастер-классы, когда более опытные преподаватели показывают приемы работы в разных техниках и разных жанрах. Педагог-живописец, член Союза художников России из Магнитогорска Ринат Шарафутдинов провел мастер-класс живописи маслом «Этюд группы деревьев на поляне». Он использовал прием «Делай как я» и работал одновременно с участниками мастер-класса, временами отрываясь от своего мольберта, чтобы подсказать каждому индивидуально и дать совет.
Людмила Плисецкая, художник-график, член СХ России из города Гай Оренбургской области во время мастер-класса продемонстрировала филигранную виртуозность владения техникой акварели.
Татьяна Краснова провела мастер-класс по портрету. Позировала местная жительница, наряженная в русский народный костюм. Имея большой опыт в работе над портретами, Татьяна писала одновременно с остальными, а во время небольших перерывов давала советы тем, кто в них нуждался.
Всем запомнился выездной пленэр на Верхоторский завод, находящийся на берегу местного водохранилища. Это была удивительная поездка! Стоял жаркий день, участники купались и писали этюды попеременно. У всех в итоге получились прекрасные работы.
Как и всегда, десять дней пленэра пролетели стремительно и завершились итоговой выставкой работ, выполненных за это время. Их разложили на полу и прислонили к стенам в сельском Доме культуры. Зрителей из числа местных жителей было много. Особенно горячо обсуждали работы дети, находя на этюдах узнаваемые места и портреты знакомых людей.
В торжественном открытии выставки приняла участие начальник отдела культуры администрации Мелеузского района Ляйсан Рашитовна Ямилева, глава сельского поселения Воскресенского сельсовета Сергей Александрович Кувайцев, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Александр Александрович Сорокин. Все выступающие выразили надежду на дальнейшее сотрудничество, а участники пленэра подарили по одной работе школе в знак благодарности за любезно предоставленное помещение для проживания.
Рамиль МУСТАЕВ, преподаватель ДХШ №1 имени Алексея Кузнецова,
член Союза художников России, заслуженный работник культуры РБ.
Фото Валерия ШИРОКОВА.
член Союза художников России, заслуженный работник культуры РБ.
Фото Валерия ШИРОКОВА.
14-08-2023 (0) Просмотров: 351 Номер: 56(13709) Версия для печати