«Глумов» покорил критиков, жюри и публику Северного фестиваля
Спектакль «Глумов», поставленный в Салаватском государственном башкирском драматическом театре режиссером Антоном Федоровым по пьесе Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты», вошел в программу V Северного театрального фестиваля, который на днях завершился в Сыктывкаре и был посвящен 200-летию со дня рождения «Колумба Замоскворечья». По итогам обсуждения коллегии критиков и членов жюри форума, салаватский «Глумов» был удостоен наград сразу в двух номинациях. И это Гран-при фестиваля – «За лучший спектакль» и победа в категории «Лучшая мужская роль», с которой можно поздравить исполнителя заглавной роли – заслуженного артиста Башкортостана Рафаэля Гайнуллина!
– Неожиданно прекрасное утро, несмотря на пасмурную погоду, – сказал на церемонии награждения Рафаэль Гайнуллин. – Хочу выразить слова благодарности всем организаторам фестиваля, всему коллективу Государственного академического театра имени Виктора Савина, всему составу жюри за высокую оценку нашей работы. Особо хочу поблагодарить зрителей Сыктывкара и всех причастных к этому празднику. Они невероятно открытые люди и за три дня сумели пробудить во мне интерес ко всему, что касается Республики Коми. Очень рад нашей общей победе! Мы постараемся держать эту планку!
Напомним, что спектакль «Глумов» был поставлен в 2017 году в рамках проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия». Режиссер-постановщик, а также автор сценографии, музыкального оформления – Антон Федоров (Москва). Художник по костюмам – Наталья Юганова. Перевод с русского на башкирский осуществила драматург, писатель и журналист Сарвар Сурина.
В V Северном театральном фестивале приняли участие театральные коллективы из Архангельской области (Котласский драматический театр), Перми (театр «У моста»), Вологды (Вологодский областной театр юного зрителя), Пензы (Пензенский областной драматический театр), Тюмени (Молодежный театр «Ангажемент» имени Виктора Сергеевича Загоруйко), Магнитогорска (Магнитогорский драматический театр имени Александра Сергеевича Пушкина), Москвы (Театр «Школа драматического искусства»), из Мордовии (Мордовский государственный национальный театр), Алтая (Алтайский краевой театр драмы имени Василия Макаровича Шукшина) и Башкортостана (Салаватский государственный башкирский театр).
Науфиля ЯКУПОВА, народная артистка Башкортостана:
– Я думаю, что этот фестиваль запомнится нам надолго. Нас встретили очень тепло и радушно. Провели нам замечательную экскурсию. Сыктывкар – прекрасный старинный город со своей историей. А что касается нашего спектакля, то это было феерично. Зрители остались в восторге, долго нас не отпускали. Мы слышали нескончаемые аплодисменты и крики «Браво!». Мы тоже очень соскучились по этому спектаклю и получили массу удовольствий от самой игры и от реакции публики. А то, что члены жюри сказали столько прекрасных слов в наш адрес, было восхитительно. Спасибо всем организаторам и руководству прекрасного Государственного академического театра имени Виктора Савина!
Сыктывкар – очень театральный город, и зрители, которые смотрели наш спектакль, были истинными ценителями искусства, любителями классики, спасибо им за это огромное!
…Напомним, что Салаватский театр выступил 4 октября на площадке Государственного академического театра драмы имени Виктора Савина. Спектакль играли на башкирском языке с синхронным переводом на русский.
После спектакля состоялось обсуждение, в процессе коего театральные критики проанализировали работу артистов и режиссера-постановщика.
Дмитрий КИРИЧЕНКО (Севастополь), театральный критик, режиссер, кандидат филологических наук, эксперт Молодежного образовательного форума «Таврида», постоянный автор профильных и научных изданий, посвященных актуальным проблемам современного театрального процесса:
– Первое, я вообще не узнал артистов, которые два дня ходили скромно по театру. И то, что они сделали на сцене, было очень контрастно. Я смотрел несколько сценических версий этой пьесы, но сегодня сделал для себя много открытий благодаря вашему спектаклю. Отмечу, что этот спектакль, возможно, не кассовый, а больше имиджевый, который надо сохранять в репертуаре. Он поставлен для думающих людей, для тех, кто понимает, что такое Театр. Несмотря на то что премьера состоялась шесть лет тому назад, удивительное состояние спектакля, то, насколько он аккуратен, сохранен, сбережен всеми вами, просто вызывает восхищение. Хочется отметить замечательный синхронный перевод, который мы слушали. Ваш переводчик делала нейтрально приятный перевод, не окрашивая его, собственно окрас шел от актеров. Спасибо вам большое! Что касается артистов, которые играют в этом спектакле... Очень сильные исполнители, такое можно о каждом сказать. Я удивлен и этим спектаклем, и актерскими работами. Ваш «Глумов» стал сегодня для меня открытием; очень большая и интересная работа! Чрезвычайно рад этому спектаклю и аплодирую вам!
Вера МОРОЗОВА (Сыктывкар), председатель жюри, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник культуры и почетный деятель искусств Республики Коми:
– Хочу сказать вам спасибо за полный и содержательный спектакль. Понятно было, что артисты делились на две группы – были обыкновенные персонажи, которые добиваются своей цели, а все остальные – это герои, представленные с точки зрения главного героя Глумова. Сыграно все было с фантазией, точно, интересно, один персонаж отличался от другого. Получается, если перед нами лежал треугольник с шарами, то здесь были и увеличенные шары. Есть игра как игра, а есть игра как жизнь. И тут вот игровой такой театр, игровые средства были применены при его постановке. И это было очень эффектно!
Елена ОЛЕНИНА (Москва), режиссер, актриса, заслуженная артистка России, лауреат премии Правительства Республики Коми:
– Во многих спектаклях, которые я смотрела, были неестественные, неоправданные моменты, а у вас здесь все оправданно. Даже с первого выхода главного героя Глумова в перчатках медицинских я понимаю, что тут будет нечто; нам дают понять, что это пыль старья, и тут сразу возникает ощущение: не запачкаться бы ею, не заразиться бы, либо наоборот открыть эту запылившуюся книгу. Двоякая смысловая история мне показалась очень любопытной. Я пьесу знаю неплохо, и мне было интересно узнать, как в этом решении будет развиваться сюжет… Актеры очень хорошие, некоторые играют по две роли, что тоже весьма необычно. Пластический рисунок, который у каждого свой – это прямо чистой воды комедия дель арте. Сцена с мыльными пузырями чрезвычайно интересна. Мне было очень радостно и приятно познакомиться с вашим театром, мне хочется увидеть вас в процессе репетиционной работы, увидеть Салаватский театр на сцене в других работах. Вы – тот случай, когда вас интересно и очень хочется посмотреть и в других ролях. Конечно, в «Глумове» можно отметить каждый образ. Вот, например, самого Глумова – это серьезная работа, она, наверное, потребует отдельного разбора. Просто если бы был фестиваль Глумова, то да.
Я первый раз вижу столь нетрадиционное решение этой пьесы. И, собственно, было приятно с вами познакомиться, очень рада была увидеть вас на фестивале. Спасибо!
Александр ВОРОНОВ (Иваново), театровед, критик, арт-директор Международного фестиваля русской классической драматургии «Горячее сердце», автор журналов «Театрал», «Современная драматургия», «Страстной бульвар», «ДрамТеатр»:
– Дело в том, что я с вашим театром знаком. Я когда-то, в 2021 году, отобрал и пригласил ваш спектакль «Глумов» на фестиваль «Горячее сердце» в Кинешму, но, увы, у вас совпали два фестиваля, и вы выбрали другой. Вот и сегодня я, идя в зал, думал, что смотрел запись спектакля три года назад… А спектаклю уже шесть лет, бог знает, в каком он состоянии, всякое бывает! Но нет, спектакль сохранился. Я слежу за творчеством режиссера Антона Федорова, смотрел многие его спектакли. Как актерам Салаватского театра повезло, что он работал с вами!
ДОБАВИМ…
Спектакль «Глумов» по решению Экспертного совета Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» вошел в лонг-лист самых заметных спектаклей сезона 2017-2018 годов.
«Глумов» – участник XIV Международного театрального фестиваля «Науруз-2019» (Казань);
А еще он участник XXVII Пушкинского онлайн-фестиваля (Псков, 3-4 июня 2020 года).
Дина БАШИРОВА.
Фото предоставлено литчастью Салаватского театра.
Фото предоставлено литчастью Салаватского театра.
17-10-2023 (0) Просмотров: 215 Номер: 72(13725) Версия для печати