$ - 91.6918
€ - 98.5602

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

В лучших традициях мирового искусства


В лучших традициях мирового искусства

Зрелое мастерство оперной и балетной трупп ярко проявилось во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве, которая прошла в 1955 году. Оперы «Салават Юлаев» Загира Исмагилова и «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, первый национальный балет «Журавлиная песнь» Льва Степанова и Загира Исмагилова, балет «Лауренсия» Александра Крейна получили высокую оценку взыскательной московской публики и профессиональной критики. Около 70 артистов были удостоены высоких правительственных наград и почетных званий, Зайтуна Насретдинова стала народной артисткой СССР, третьей среди балерин – после Галины Улановой и Ольги Лепешинской.
Триумф башкирского искусства
«Башкирский театр – один из самых молодых театров страны, – писала газета «Правда» в те дни. – Тем радостнее видеть его большие успехи в овладении культурой спектакля, в организации крепкого профессионального коллектива».
В эти годы незабываемый след в истории башкирского оперного исполнительства оставили певцы М. Галеев, М. Бриткова, Н. Бызина, М. Ланда, Б. Кокурин, Б. Торик, О. Полянский, Ю. Апалькова, Х. Мазитов, М. Артемьев, И. Ивашков. Позже коллектив оперной труппы пополнился выпускниками консерваторий России и Уфимского государственного института искусств. Среди них Н. Абдеев, Н. Аллаярова, З. Махмутов, Р. Башаров, Н. Брятко, С. Галимова, Р. Гареев, В. Канич, Ф. Кильдиярова, Л. Меньшикова, Ж. Рахматуллина, З. Газизова, П. Токарев, Т. Сагитов, М. Слипченко, М. Хисматуллин, В. Храмов, Н. Шик и другие.
Последекадные годы – время активных творческих поисков и смелых решений. На сцене театра впервые в стране осуществляются постановки опер «Братья Ульяновы» Ю. Мейтуса, «Война с саламандрами» Н. Успенского. Многие спектакли театра награждаются дипломами на всесоюзных и всероссийских конкурсах-смотрах. В их числе «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, «Биржан и Сара» М.Тулебаева, «Дон Карлос» Д. Верди, «Дауыл» Р. Муртазина, «Последняя роль» А. Николаева, балеты «Тропою грома» Кара Караева, «Люблю тебя, жизнь» Н. Сабитова.
В 1980-е годы в БГТОиБ работал талантливый, как говорится, от Бога дирижер Ярослав Антонович Вощак. Его постановки опер «Аида», «Дон Карлос» Джузеппе Верди, «Салават Юлаев» Загира Исмагилова вошли в историю театра как выдающиеся события и вспоминаются как легенды.
Из воспоминаний главного хормейстера театра того времени Эльвиры ГАЙФУЛЛИНОЙ (журнал "Аксаковский дом" №4, 2000 год):
«Невозможно не вспомнить и о постановке Вощаком "Салавата Юлаева". Но прежде было исполнение увертюры к опере в концерте на сцене актового зала Башкирского государственного университета. Из рецензии Бориса Миркина (газета "Советская Башкирия"): "Щедрый дар художника, имеющего свои видения, в особенности неожиданно и полно проявился при исполнении увертюры к опере Загира Исмагилова "Салават Юлаев". Вощак трактует ее как грандиозное, героическое, батально-симфоническое полотно, рисующее бешеную скачку всадников на взмыленных конях. Зал приветствовал дирижера и оркестр стоя".
А вот что пишет уже о спектакле музыковед Гузель Галимова: "Играл наш оркестр, дирижировал Ярослав Вощак. Дирижировал так, словно сам несся с конницей Салавата, обдуваемый горячим степным ветром, словно сам пел раздольные протяжные песни на коротких привалах... Это исполнение стало откровением для нас, думающих, что мы все знаем об опере "Салават Юлаев". Действительно, Вощак проникся музыкой Загира Исмагилова, как большой художник он тонко ощутил национальный мелос, национальную музыкальную культуру, проник в замысел спектакля. Он раскрыл в опере поэтико-романтическое начало и показал в ней сферу духовной жизни. Для него Салават был прежде всего поэтом".
И хотя после той постановки на русском языке была еще одна, идущая сегодня, я стараюсь работать с хором, как тогда… чтобы хоры воинов Салавата из первого действия звучали с таким же одухотворением и окрыленностью, так же динамично и трагично. С такой душевной болью пелась "Дубравушка", так нежно пели о любви Амина и Салават. Музыканта заботили правдивость и естественность чувств и переживаний героев.
О Ярославе Антоновиче рассказывает Флюра Кильдиярова, из которой он создал, буквально вылепил замечательную Амину в "Салавте Юлаеве", а также Пажа в "Дон Карлосе": "Мне нравилась его строгость и даже жесткость на репетициях, а вне урока – мягкий. Подойдет, по-отцовски погладит по голове и ласково посоветует: "Деточка, арию Амины надо петь так красиво, задушевно, как поешь свои народные песни". И мне сразу легче стало петь, я нашла то, что искала..."
Трудные времена
Перестройка 80-х годов настолько оживила и взбудоражила политическую жизнь страны, насколько пригасила культурную. Театральные залы опустели, артисты стали уходить в надежде найти более прибыльную работу. Не удалось избежать этого и Башкирскому театру оперы и балета. В 1988-1989 годы, после кардинальной реконструкции здания Аксаковского народного дома, директором БГТОиБ был назначен Алик Бикчурин. Усилиями артистов, талантливых, верных театру, неравнодушных к судьбе искусства, удалось всколыхнуть творческую волну.
Художественная жизнь в труппе ожила, но залы наполнялись медленно. Наступали 90-е годы, которые, как мы теперь знаем, принесли еще большие трудности. Необходимы были руководители, способные противостоять им. И такие люди нашлись.
В 1990 году директором Башкирского государственного театра оперы и балета назначен певец Радик Гареев. Он был в расцвете творчества и славы. Народный артист России и Башкортостана, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, лауреат премии имени Саляма, желанный гость на Центральном телевидении, друг космонавтов, самых известных актеров… Вот когда пригодились его связи, его многочисленные знакомства! Появились спонсоры, можно было делать новые спектакли с хорошими декорациями, богатыми костюмами. Радик Арсланович вернул в театр талантливых певцов, которые начинали в Уфе, а потом разъехались по другим городам и весям. Пригласил выпускников Московской государственной консерватории. В процессе возрождения театра нашел верного соратника, единомышленника – дирижера Валерия Платонова. В театре стали появляться артисты, художники такого масштаба, как Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Юрий Григорович. Родился фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», а вскоре и балетный – памяти (позже – имени) Рудольфа Нуреева. Театр зажил красивой, яркой жизнью, и народ, что называется, валом повалил на спектакли, премьеры, фестивали.
И все это Радик Арсланович делал, оставаясь оперным солистом. Многие предостерегали его, отговаривали от директорства, убеждая, что административная работа помешает его певческой карьере. Наверное, какой-то здравый смысл в этом усматривался. Но Радик уже был одержим целью сделать Башкирский театр лучшим. Он хотел, чтобы в нем все было лучшее: и опера, и балет, и оркестр.
Яркий эпизод творческой жизни театра – постановка в 1996 году оперы Салавата Низаметдинова по одноименной трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Создатели – уникальная, вдохновенная команда: музыкальный руководитель постановки и дирижер Валерий Платонов, режиссер и автор либретто Рустэм Галеев, художник Курбандурды Чарыев, хормейстер Эльвира Гайфуллина. Плюс талантливые исполнители – Ринат Башаров, Татьяна Каминская, Инна Романова, Галина Бутолина, Сергей Власов, Фанави Салихов. Опера была представлена в Москве во время Дней культуры Башкортостана и высоко оценена публикой и критикой. Даже самые строгие музыковеды признали, что готовы рассматривать это произведение в общем мировом контексте всех времен и народов. Динамичное действие, насыщенное бурными эмоциями, яркие образы, трагическая гибель влюбленных героев – все это не просто сливается, а буквально произрастает из выразительной, своеобразной, современной музыки. Вдохновенное пение и драматическая игра артистов усиливают впечатление, и в финале потрясенная публика испытывала катарсис.
Эпоха Терегулова
Художественным руководителем балетной труппы в 1990 году стал Шамиль Терегулов. Заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Шамиль Терегулов – это, без всякого преувеличения, личность, определявшая лицо башкирского балета в течение почти двух десятилетий.
После окончания Пермского хореографического училища (класс заслуженного деятеля России Иоэля Иосифовича Плахта) Терегулов двадцать три года танцевал на сцене БГТОиБ. Ценители балетного искусства больше запомнили Шамиля Терегулова как яркого характерного танцовщика, хотя он исполнял и лирические партии. Например, принцев в балетах Чайковского, в «Золушке» Прокофьева. Но его коварный, сумрачный Дервиш в спектакле «В ночь лунного затмения», зажигательный Эспада в «Дон Кихоте», злой леший Шурале, властный Нурали в «Бахчисарайском фонтане» особенно западали в душу. Терегулов был из тех танцовщиков, на которых держится репертуар.

В лучших традициях мирового искусства

В лучших традициях мирового искусства

В лучших традициях мирового искусства

В лучших традициях мирового искусства

В лучших традициях мирового искусства

В лучших традициях мирового искусства


И вот с таким ценным профессиональным опытом он принимает пост художественного руководителя труппы. С именем Шамиля Терегулова связан взлет престижа башкирского балета не только в республике, но и на российской, и международной сценах. Вспоминая начало 90-х годов, анализируя и подытоживая сделанное, можно понять, какой сложный путь пройден.
В 1990 году в труппе по списку было всего 35 человек. Положение – катастрофическое. Люди уходили в новые театральные коллективы, а их в столичных городах рождалось тогда множество. Принимали всех, не спрашивая о прописке.
Помогло то, что в Уфе открылось хореографическое училище. Терегулов преподавал там с самого начала. Первый выпуск – в 1993 году. Ждать некогда. И Терегулов пошел на смелый эксперимент – привел в театр учеников, 15-16-летних мальчиков и девочек. Стали ездить на конкурсы, побеждать, завоевывать авторитет. В Баку на Всесоюзном конкурсе впервые позвучало имя талантливого Романа Рыкина. Потом вошло в систему – ежегодно брать на работу в театр пятый класс или первый курс училища (ныне – колледжа). Постепенно труппа выросла, сейчас в ней около 90 человек.
Шамиль Терегулов хорошо понимал, что в первую очередь необходимо сформировать репертуар. С приглашенными постановщиками он возобновляет «Сильфиду» Левенсхольда, сам восстанавливает «Вальпургиеву ночь», «Пахиту», «Кармен-сюиту», «Шопениану». И колоссальная, этапная работа – возобновление в 1997 году жемчужины башкирской хореографии – балета «Журавлиная песнь». В 2000-е годы Шамиль Терегулов поставил и обновил такие шедевры русской и мировой классики, как «Спящая красавица» Чайковского, «Жизель» Адана, «Голубой Дунай» на музыку Штрауса, «Баядерка» Минкуса, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева…
Лицом к публике
1998 год – год 60-летия театра. Новый сезон начался необычным прологом: к годовщине закладки Аксаковского народного дома был приурочен концерт под открытым небом – выступление симфонического оркестра и звезд башкирской оперы. Автор идеи – директор театра Вячеслав Александрович Стрижевский. 13 сентября БГТОиБ в буквальном смысле вышел из стен своих на улицу, к людям. Сбылась мечта уфимского губернатора, инициатора строительства Аксаковского народного дома Александра Степановича Ключарёва. Уникальный концерт стал подлинным праздником Музыки, Искусства, Театра. Подобные концерты под названием «Пролог к сезону» проходили еще два раза. Во второй раз из-за дождя концерт прошел внутри театра, зал был заполнен, как говорится, битком – от партера до галерки. Представление длилось несколько часов без антракта.
Торжественно и весомо прошли Десять юбилейных вечеров – десять спектаклей, которые были выстроены таким образом, что символизировали исторический путь и художественные вершины коллектива театра.
В первый вечер была дана опера Загира Исмагилова «Салават Юлаев». Написанная в 1954 году и вскоре поставленная на уфимской сцене, она более полувека практически не сходила с афиши. Эта башкирская классическая опера стала символом национального музыкально-сценического искусства. Зрители встретились с первыми исполнителями оперных партий, а одним из волнующих и трепетных моментов стало выступление самого Загира Гариповича. В юбилейной программе была также его опера «Акмулла» в постановке главного режиссера театра. Рифгата Валиуллина.
Знаменитая фамилия украсила в юбилейном году и балетную афишу: балет Лейлы Исмагиловой, дочери Загира Гариповича «Ходжа Насреддин» (музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, хореограф-постановщик – Андрей Меланьин, художник – Дмитрий Чербаджи) – яркая работа театра тех лет.
Один из «Вечеров» был отдан во власть захватывающей музыки Джакомо Пуччини. «Богема» – опера, имеющая особую историю в БГТОиБ. После первой русскоязычной постановки 1976 года труппа решилась на невиданный до сих пор творческий эксперимент – сделать спектакль на языке оригинала. Своеобразный «прорыв в Европу» состоялся 28 октября 1995 года. Невзирая на «ломавших копья» критиков и предсказания о том, что итальянская «Богема» дольше премьеры не продержится, спектакль прошел испытание временем. После трех аншлаговых премьер опера стала неизменно входить в программу «Шаляпинских вечеров», приковывая внимание зарубежных коллег. В 1996 году партию Шонара исполнил итальянский певец Гуарино, а на VI Международном Шаляпинском фестивале спектаклем дирижировал маэстро Стефанос Циалис из Германии. Все это позволяло рассматривать Башкирский театр в контексте мировой музыкальной культуры.
Упрочившаяся репутация БГТОиБ позволила ему завязывать творческие контакты с виднейшими деятелями мировой культуры – Ириной Константиновной Архиповой, Юрием Николаевичем Григоровичем, Фуатом Шакировичем Мансуровым, осуществлять совместные музыкальные проекты на уфимской сцене и вне ее. Театр стали приглашать на зарубежные гастроли. Первым гастрольным прорывом, на уровне сенсации, стали поездки во главе с Юрием Григоровичем с его балетом «Щелкунчик» в США и Голландию. В 1999 году оперная труппа приняла участие в международном оперном фестивале в Турции, в древнем театре «Аспендос». Опера Джузеппе Верди «Риголетто» в исполнении уфимских артистов произвела сильнейшее впечатление на публику, критиков, руководителей организации ТЮРКСОЙ. А Эльвира Фатыхова, исполнявшая партию Джильды, стала настоящим открытием, ее сразу пригласили в Анкарскую оперу, с чего началось восхождение певицы как звезды мирового масштаба.
На фоне возросшего профессионализма и музыкальной культуры театра зазвучали имена молодых талантливых певцов, чья известность вышла за пределы родных стен – Аскара и Ильдара Абдразаковых, Владимира Белова, Зухры Байбуриной, Светланы Аргинбаевой, Альфии Хамбалеевой (вторая премия на международном конкурсе вокалистов имени М. Глинки), Татьяны Никаноровой, ставшей обладательницей специального приза Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского в Москве, Ямиля Абдульманова, победившего на международном конкурсе в Казани, а также солистов балета Романа Рыкина, приглащенного в труппу «Сан-Франциско балет», Натальи Сологуб, ставшей солисткой Мариинского театра…
Наряду с ними творческое лицо театра определяли артисты, много лет отдавшие работе на уфимской сцене: солисты оперы Флюра Кильдиярова, Салават Аскаров, Ляля Ахметзянова, Петр Токарев, Ринат Башаров, Хамид Ижболдин, Дмитрий Ремаревский, Раиль Кучуков, Галина Халдеева, Татьяна Михайлюк, солистка балета Людмила Шапкина, яркие молодые танцовщики Елена Фомина, Римма Закирова, Гузель Сулейманова, Аркадий Зинов, Руслан Мухаметов и другие.
Успехи БГТОиБ были замечены не только интеллигенцией и всем населением города и республики, но и российской театральной элитой. По итогам 1998 года театр признан лауреатом двух престижных конкурсов – «Окно в Европу», организованного газетой «Культура», а также назван «Музыкальным театром года» российским изданием «Музыкальное обозрение».
В те годы коллектив и руководство театра, лично директор Вячеслав Стрижевский были увлечены идеей Аксаковского народного дома – нести людям культуру, искусство, просвещение. Концерты под открытым небом, музыкальные гостиные, лекции-концерты в школах и вузах, библиотеках, издание театрального журнала «Аксаковский дом» – все это делалось с большим энтузиазмом.
Дружба с великим хореографом
Сотрудничество с Юрием Николаевичем Григоровичем – незабываемый эпизод в жизни балетной труппы и всего коллектива Башкирского государственного театра оперы и балета. Впервые это было, когда Юрий Николаевич ушел из Большого театра России и по приглашению тогдашнего директора БГТОиБ – талантливого певца, неординарного человека Радика Гареева стал активно работать с башкирской балетной труппой.
В течение уже трех десятилетий уфимцы и гости города не устают смотреть балеты "Тщетная предосторожность", "Дон Кихот", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" в хореографии Григоровича. Вместе с "Корсаром", «Спартаком» и «Легендой о любви», поставленными в 2012, 2013 и 2016 годах, этот список насчитывает уже семь спектаклей. Если не считать Краснодара, в котором Юрий Николаевич создал свой театр и воплотил в жизнь практически все свои балеты, сцена БГТОиБ – единственная в России, где идет столько постановок Мастера. Это поднимает престиж нашего театра, который всегда, со времени своего рождения, считался одним из крупнейших музыкальных центров регионов России.
Нам дороги традиции и творческие принципы, сформированные в первые и последующие годы жизни театра. В преддверии юбилейной даты хочется от всей души пожелать, чтобы коллектив сохранил все лучшее, что накопил за пройденный путь: опыт, бережное отношение к творческому и духовному наследию, гармоничную преемственность поколений, постоянное совершенствование мастерства, укрепление профессионализма, дерзание, готовность к творческому эксперименту.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото предоставлены автором.

Дата создание новости 30-10-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 153     Номер: 76(13729)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.