$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Творческий вечер венчала премьера симфонии



Музыка Лейлы Исмагиловой всегда производит впечатление неуемной стихии, безграничной воли, погружения или в завораживающие ритмы – или в статические замирания… Все это круто замешано на национальных источниках. В авторском концерте, состоявшемся 27 ноября в ГДК «Башкортостан», творческая личность Лейлы Загировны опять предстала отчетливо и смело, увиделась такой, какой автору этих строк довелось ее знать еще со студенческих времен (она вела у нас предмет «Чтение оркестровых партитур»).
Прибыв из Москвы в 1972 году, она не скрывалась за авторитетом своего отца, первого ректора, чье имя носит теперь Институт искусств. Броско и даже дерзко писала она музыку и так же смело и вызывающе, можно сказать, яростно ее исполняла. Не забывается ее Концерт для фортепиано с оркестром, сыгранный тогда и не раз позже повторенный, например, в Шаляпинском зале 8 ноября 2011 года... То был авторский вечер, о нем писали: «Исмагилова блистала исполнением своих произведений». Ныне в Государственном концертном зале снова был блеск, успех, бесчисленные букеты… Играл Национальный симфонический оркестр РБ (главный дирижер Дмитрий Крюков), пела Академическая хоровая капелла (руководитель Алсу Хасбиуллина, солистка Эльвина Ахметханова).
Программа, тщательно продуманная, начиналась с оратории «Немеркнущий стих» на рубаи Омара Хайяма для смешанного хора, сопрано и ансамбля солистов. Назову их: Аяз Нухов, виолончель; Булат Кутлиахметов, контрабас; Ксения Мороз, флейта; Забир Хажеев, флейта-пикколо; Ислам Алиев, гобой; Татьяна Вискунова, английский рожок; Сафа Сулейманов, валторна; Рафис Лугаманов, литавры; Марат Баймухаметов, тамбурин, малый барабан; Линар Салихов, тарелки, коробочка; Шафкат Овезов, большой барабан, там-там. Для лучшего понимания стихи всех девяти частей были вначале зачитаны Дмитрием Крюковым. Глубокую, «космогоническую» философию персидского поэта, столь созвучную мировоззрению Лейлы Исмагиловой, представлю через текст последнего номера:
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? – Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах. А где, скажите, дым?

Автору сих строк помнится давнее исполнение «Немеркнущего стиха» (правда, тогда звучали не все части); мне не раз приходилось рассказывать о нем по Башкирскому телевидению, когда показывали запись из Башкирской государственной филармонии; на нашей кафедре истории музыки УГИИ был написан диплом, где детально анализируется это крупное, масштабное произведение. Лейла Загировна сейчас тщательно его пересмотрела, и «Немеркнущий стих» впервые предстал полностью.
Показывая этапы своего творческого пути, разные стороны композиторского дарования, Лейла Исмагилова предложила включить в программу вечера Скрипичный концерт. Он вошел в репертуар не только в Башкортостане. Солировала лауреат международных конкурсов Анна Савкина (Москва) – яркая, техничная, темпераментная исполнительница.
Кульминацией авторского вечера стала премьера Симфонии, пронумерованной как Первая, ибо предыдущие – Такташ-симфония и Камерная симфония – обе написаны с вокалом, с голосом, а нынешняя – только для большого симфонического оркестра. «Героям нашей земли посвящается» – значится на титуле партитуры. Лейла Загировна, как и ее отец, умеет буквально «снайперски» найти тему для сочинения. Для нее важно, находясь в творческом процессе, довести желаемое до полной реализации. Цель ясна – и отыскиваются, как по взмаху волшебной палочки, необходимые средства: люди, с которыми будет сделан спектакль или концерт, материальные ресурсы… Читатели вспомнят, конечно, любимые публикой балеты «Ходжа Насреддин» и «Аркаим». Побудительным мотивом для создания Первой симфонии стал грант Министерства культуры Башкортостана – и, соответственно, четкие сроки (летне-осенние месяцы 2023 года). Композиторская техника Лейлы Исмагиловой включает весь арсенал необходимых средств, ее профессиональная оснащенность «завизирована» московской школой (Московская консерватория и Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных). Безусловно, это и есть базис для плодотворной работы.
В музыке Лейлы Исмагиловой, прозвучавшей в тот вечер, явственно ощущались звуковые ориентиры Башкирии – «земли отцов» (уместно напомнить: у нее есть симфонический цикл с таким названием). Прямое цитирование фольклорных образцов она отрицает, предпочитает говорить языком своего народа. Поэтому цитат, подлинных башкирских песен ни в одном из прозвучавших сочинений нет. Очевидно, опосредованное воспроизведение всей палитры национальных стилей для нее (думается, и для всех нас) актуально и естественно. В момент слушания узнавались гипнотизирующие черты протяжных озон-кюев, плясовые ритмические фигуры, пригодные и для жанровых, бытовых образов, и бешеных скачек, и военных баталий.
В симфонии силен драматический, даже трагический акцент, интенсивное нагнетание драматизма происходит неотвратимо, – и звучание обрывается. Далее перекликаются короткие интонации, напоминающие о колорите башкирского песенного фольклора. То ли просьба, то ли молитва… Музыка все более просветляется, динамика усиливается – но в конце как бы растворяется. Умеет композитор вывести повествование за рамки конкретики… «Героям нашей земли посвящается»… Музыка, как говорит Лейла Исмагилова, охватывает триста лет (!!!) – событий, подвигов народа, и войн, и побед.
Завершал программу финальный хор из «Аркаима». Он звучал как заключительный апофеоз, гимн, восславление победы добра над злом: человечество возродилось, жизнь взяла верх над смертью. Поэтому красивое слово «Кояш» (солнце) слышалось так естественно.
Приглашая нас на одном из заседаний в институте искусств, Лейла Загировна сказала: «Приходите на мой творческий вечер! Ведь мы так мало знаем друг друга… Может быть, вы узнаете обо мне больше…» Думаю, знакомясь с такими большими, значимыми сочинениями, действительно можно прикоснуться к тайнам личности музыканта, их автора.
Для тех, кто не слишком хорошо знаком с именами башкирских композиторов, добавлю: Лейла Загировна Исмагилова – советский и российский башкирский композитор, пианистка, музыкальный педагог, председатель Союза композиторов Республики Башкортостан, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народная артистка Республики Башкортостан, член совета Союза композиторов России, лауреат Премии Союза композиторов РФ имени Дмитрия Шостаковича, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, профессор, заведующий кафедрой композиции Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова.
Светлана ПЛАТОНОВА,
заведующая кафедрой истории музыки Уфимского государственного института искусств, профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Башкортостана.

Дата создание новости 12-12-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 26     Номер: 86(13739)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.