Душа и характер ватной игрушки
«Вечерка» уже рассказывала о том, что с начала января в Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова развернута традиционная выставка старинных – рождественских и новогодних – елочных игрушек, фотографий и открыток. Отдельную витрину занимает первая авторская экспозиция ватных елочных игрушек уфимской мастерицы Дины Каршенинниковой.
…Сотрудники музея познакомились с Диной Раулевной в середине сентября прошлого года. Первая встреча всем запомнилась, потому что наша героиня преподнесла в дар музею замечательный кукольный набор из четырех ватных фигурок по сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Тогда же мы договорились о персональной новогодней выставке, и всего лишь через три (!) месяца, в конце декабря, двадцать волшебных фигурок, побуждающих каждого вспомнить свое далекое детство с его зимними играми и радостями, оказались на стеклянных полочках музейной витрины.
Ватные фигурки просто замечательные, но их очарование можно прочувствовать только при неспешном рассматривании. Тогда замечаешь, что каждый этот крохотный человечек имеет свое лицо, свое настроение и характер. Сразу хочется расспросить и узнать у мастерицы, как она создает такие миниатюрные работы, как добивается нужного выражения на очень небольших личиках… И самое главное – как, когда и почему она начала заниматься этим необычным ремеслом, граничащим с искусством?..
О ватных елочных игрушках сегодня мало кто знает, потому что они появились и были популярны в нашей стране в конце далеких 30-х годов прошлого века, когда в 1936-м разрешили «праздновать елку». Лишь в немногих семьях, уцелевших от революционных потрясений, хранились по углам антресолей и кладовок елочные игрушки из прошлой жизни. В довоенной советской России перед страной ставились пятилетние планы развития промышленности и сельского хозяйства. Тогда о елочных игрушках просто не вспоминали, и потом не сразу дошли руки до их массового производства. В 1936-м сначала в Москве и Ленинграде, потом и в других крупных городах появились многочисленные артели, где из уплотненной ваты, накрученной на простенькие проволочные каркасы и покрытой клеем, создавали фигурки детей, животных, лыжников, а из прессованного картона и опилок – Дедов Морозов, игрушки с советской символикой, пограничников, парашютистов, летчиков… До 1961 года «картонки» стоили 10 копеек, а позже –
1 копейку. Вскоре наладили массовое производство стеклянных игрушек. По внешнему виду и скорости изготовления ватные игрушки уступали картонным, пластиковым, пенопластовым и стеклянным. Они быстро пачкались, теряли привлекательность, поэтому почти не сохранились, не дожили до наших дней. Сложно однозначно сказать, почему ватные елочные игрушки сегодня становятся вновь популярными…
…Дина Раулевна Каршенинникова родилась в 1963 году. Семья жила в Затоне в собственном доме. Самым ухоженным и красивым местом для прогулок в Затоне был больничный сквер, теперь на этом месте располагается Уфимское командное речное училище. Еще когда Дина ходила в начальную школу, учитель рисования Сан Саныч заметил девочку и даже сказал, что у нее талант и рисованию нужно учиться дальше. Дина, конечно, сразу передала слова учителя родителям, однако отец только глубоко вздохнул и промолчал в ответ. В Затоне, на окраине Уфы, не только не было художественной школы, но даже и кружков при средней школе. Родители все время работали, возить девочку на занятия в центр города было некому. Дина понемногу рисовала для себя. Позже поступила на заочное отделение финансового техникума в Оренбурге, работала в отделении Сбербанка, а по праздникам для своих коллег и ко дню рождения близких делала стенгазеты, готовила своими руками новогодние сюрпризы с пожеланиями, сочиняла частушки и четверостишия. А потом ей поручили организовать вечер для сотрудников отделения Сбербанка, и она сочинила занимательный и веселый трехчасовой сценарий. Родственники также просили ее организовывать, оформлять юбилейные семейные праздники и даже быть ведущей торжественного застолья. Новогодний праздник был для Дины всегда особым: собиралась вся родня, каждому нужно было подготовить затейливый подарок, изготовленный собственными руками.
В то время многие увлекались макраме, вышивкой (в том числе и лентами), вязанием оригинальных образцов одежды, изготовлением из разноцветного песка картинок. Все эти виды рукоделия освоила и наша героиня, даже написав в технике масляной живописи несколько натюрмортов с цветами.
«Лет восемь назад, - вспоминает Дина Раулевна, - увидела на просторах интернета сказочные фигурки и с удивлением узнала, что они выполнены из обычной ваты. Попробовала сделать их своими руками, первые получились, на мой взгляд, страшненькими, но когда клей подсох - смотрелись настоящими игрушками. Постепенно это увлечение полностью завладело мною. Открою самое заветное: сначала я делаю лица с разным выражением, они лежат отдельно, а когда задумываю смастерить фигурку, - достаю, раскладываю личики и стараюсь представить историю, характер и настроение будущей куколки. Постепенно мне становится понятно, как у каждой может выглядеть одежда, какою должна быть поза… А про их наряды вот что скажу, – иногда вспоминаю свое детство и то, как были одеты дети в те далекие времена, когда любящие руки наших бабушек и мам многое шили и вязали. Иногда рассматриваю старинные открытки и фотографии, на которых нарядные мальчики и девочки похожи на больших прекрасных кукол. А потом что-то происходит, - и вдруг рождается во мне тот или иной образ елочной фигурки из ваты…»
У Дины Раулевны много новых творческих планов и идей. К 450-летию Уфы художница задумала сделать серию фигурок в национальной одежде – представителей разных народов, для которых наш город стал родным домом.
Галина ИВАНОВА,
старший научный сотрудник, хранитель Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
Фото автора.
старший научный сотрудник, хранитель Мемориального дома-музея С.Т.Аксакова.
Фото автора.
30-01-2024 (0) Просмотров: 23 Номер: 7(13751) Версия для печати