$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Имена

ЛЮБОВЬ как ключевое слово


ЛЮБОВЬ  как ключевое слово

О композиторе Хусаине Ахметове написано несколько книг (одна из самых весомых, авторитетных, с дарственной надписью автора - музыковеда Гульназ Галиной - у меня сейчас перед глазами), интересные статьи в газетах и журналах... О его замечательном юбилее - 100-летии со дня рождения - уже появилась информация на интернет-сайтах... Многие материалы снабжены фотографиями этого красивого человека с копной вьющихся серебристых волос... Все, о чем было сказано выше, позволяет познакомиться с ним - несмотря на то, что его нет с нами вот уже двадцать один год. Но не покидает уверенность: не только автор данных строк, но и все, пришедшие в Большой зал Башкирской государственной филармонии 24 января, чувствовали себя как близкие, родные композитору люди.

Не случайно он в своем творчестве обращался к Пушкину: “Нет, весь я не умру - душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит...” Яркий, незаурядный талант Певца башкирской земли, чуткое сердце, непростая, и в то же время такая счастливая судьба оказались выражены в вокальных миниатюрах, романсах, операх, инструментальной музыке Хусаина Ахметова с такой силой, что смело можно утверждать уже сегодня - его имя, его творчество бессмертны.
На юбилейном концерте речей звучало немного. На сцене, волнуясь и восторгаясь, предстали министр культуры Башкортостана Амина Шафикова, Расуль Карабулатов - директор Башкирской государственной филармонии, с гордостью носящей имя Хусаина Ахметова, председатель правления Союза композиторов РБ Лейла Исмагилова, дочь юбиляра - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ Зульфира Хусаиновна. И ключевым словом всех выступлений было - ЛЮБОВЬ. Родившись в зауральской деревне Чингизово, любивший с самых юных лет петь - да так, что слава о нём шла по всей округе, мальчик проникся самыми возвышенными чувствами и к скрипке, и к роялю, а потом - к национальной студии при Московской консерватории, к композиторскому делу. Полюбил девушку Раузу - будущего врача, верную спутницу всей его жизни, родившую ему трёх детей, двое из которых стали профессиональными музыкантами: сын - известный композитор Мурад Ахметов и дочь - музыковед Гульнара Ахметова.
По праву называют Хусаина Файзулловича одним из классиков башкирской музыки. За этим утверждением сокрыт главный смысл. Говорю о наследии из произведений, совершенных по форме и незабываемых. Сидя на концерте, я просто удивлялась тому, как реагирует зал: собравшиеся знали наизусть ахметовские песни, подпевали романсам, дышали в такт со скрипкой, с квартетом, хором, оркестром... Наиболее понравившимся артистам кричали: “Браво!”
Его называют и романтиком - не заботясь о терминологии, а поддавшись чувствам, “активировал” которые сильнейший мелодический ток, идеальное постижение неповторимой сути башкирских протяжных напевов - озон кюев. Да, он сумел постичь эту необъяснимую, беспредельную свободу дыхания, запечатлённость красоты родной природы и народной души в сложнейших и таких понятных песенных орнаментах.
Филармонический вечер носил название “Маэстро посвящается...” Посвящается видному башкирскому композитору, народному артисту РСФСР, заслуженному деятелю искусств РСФСР, лауреату Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева... Обращает на себя внимание слово Маэстро - сочное, значимое. В нем - дань мастерству, уважение к профессионализму, обозначение роли музыканта, столь точно понятые и осмысленные его потомками. За то, что Башкирская государственная филармония вдумчиво, по-человечески подошла к официальному празднованию - спасибо! Спасибо всем, кто украсил своим талантом этот вечер - Национальным симфоническому и оркестру народных инструментов, Академической хоровой капелле, ОСКАР-АНСАМБЛЮ, опытным Флюре Кильдияровой, Вахиту Хызырову и многим-многим другим, знаменитым и молодым, только начинающим артистам, концертмейстерам, автору буклета, дирижерам, режиссеру, а также сотрудникам Баймакского музея и Национальной библиотеки РБ имени Ахмет-Заки Валиди, раскинувших в фойе свои впечатляющие экспозиции.
...Некогда мне довелось побывать в доме Хусаина Файзулловича, расположенном на улице Тукаева. Я заглянула сюда в тот вечер 1994 года, когда и сын композитора Мурад, подредактировавший партитуру, и коллектив БГТОиБ представили премьеру оперы “Нэркес”. На фото в буклете запечатлен этот кабинет, эта прекрасная, потрясающая женщина - Рауза Фатыховна, встретившая нас после спектакля... И мы слушали само дыхание этих комнат, где сохранился дух творческой натуры Хусаина Файзулловича, около рояля внимали неведомому кураисту, игравшему так, что до сих пор невольно набегают слезы, а еще размышляли о судьбах музыкальной культуры. И знаменательно, что сегодня, в Год культуры, мы вновь прониклись музыкой - талантливой музыкой, рождённой в Башкирии. И юбилей одного из директоров филармонии (Хусаин Ахметов возглавлял ее 28 лет) пришёлся на 75-летие БГФ - музыкального центра Уфы и всей республики. И так хорошо, что посвящение Маэстро завершилось самой любимой всеми песней - “Уфа - прекрасная столица”, с мелодией которой мы расходились в тот вечер, унося ее с собой...
Светлана ПЛАТОНОВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты юбилейного вечера.
Фото Александра ДАНИЛОВА.


ЛЮБОВЬ  как ключевое слово ЛЮБОВЬ  как ключевое слово

Дата создание новости 30-01-2014   Комментарии (0)   Просмотров: 1 441     Номер: 18(12416)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.