$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Пусть будут обо мне твои воспоминанья светлей, чем первый день весны…»



На 1 марта выпадает день рождения пианистки, педагога, профессора, заслуженной артистки Башкортостана Людмилы Ивановны Алексеевой. В год 450-летия Уфы нельзя не вспомнить об этой уникальной женщине, которая внесла огромную лепту в историю культуры нашего города. Кто знал Людмилу Ивановну, вспомнит, кто не знал, узнает, какой она была: талантливой, неординарной, удивительной, восхитительной...
С первых минут знакомства Людмила Ивановна изумляла какой-то «нездешностью». От нее исходило сияние, как от героинь Боровиковского, Кипренского, Брюллова… Словно она слетела случайно с великих полотен и задержалась в нашем времени, чтобы посветить «здешним».
Это впечатление подтвердилось, когда Людмила Ивановна рассказала о своем домашнем музыкальном салоне. Ну скажите, многие ли способны на такое в двадцать первом веке?! Понятен стал ее интерес к музыкальным гостиным в Греческом зале Башкирского государственного, ныне академического, театра оперы и балета. Кстати, мы и познакомились в этих пропитанных музыкой стенах. Один из вокальных вечеров – романсы Петра Чайковского и Николая Метнера – мы проводили с Артемом Макаровым, ее любимым учеником, и он, естественно, пригласил Учителя. Людмиле Ивановне все понравилось, и потом она нередко посещала наши гостиные. Ни разу не было, чтобы после концерта не подошла и не сказала добрых слов. Особенно ей пришлось по душе то, что в наших программах звучит много поэтических строф – от Шекспира, Пушкина, Фета, Тютчева до Гумилева, Цветаевой, Евтушенко, Ахмадулиной, – потому что обожала поэзию и даже сама писала стихи.
Утопая в ее великодушии, женственности, мягкости, я узнавала о ней удивительные подробности. А готовясь к юбилейной публикации, просто с головой окунулась в судьбу этой неординарной, талантливой, светлой женщины. И прожила она долгую, прекрасную, светлую жизнь.
…Люся с детства поражала окружающих. Природа даровала ей столь многогранные способности, словно решив испытать: что выберешь? С шести лет девочка стала рисовать, ходила в хореографический кружок в Дом пионеров к незабвенной Елене Константиновне Войтович, некогда принявшей под свое крыло юного Рудольфа Нуреева; любила музыку. Выходила на сцену в опере Александра Даргомыжского «Русалка» в роли Русалочки… Даже родители затруднялись, по какому пути направить дочь.
Победила музыка. Люся стала заниматься в известной Детской музыкальной школе №1, ныне носящей имя Наримана Сабитова. Судьба и здесь преподнесла щедрый подарок: она попала к прекрасному педагогу по специальности фортепиано Михаилу Акимовичу Зайдентрегеру. Успехи стали заметны сразу. Проявились даже композиторские наклонности. А любовь к живописи, скульптуре, поэзии никуда не делась и сопровождала Людмилу Ивановну всю жизнь.
После школы – Уфимское училище искусств, где ее наставником также был Михаил Акимович. Окончив Свердловскую консерваторию, она вернулась в родной город. Преподавала, была концертмейстером в училище искусств и параллельно - в открывшемся учебно-консультационном пункте Московского государственного института имени Гнесиных, предтече создания в Уфе собственного института искусств, куда Людмилу Ивановну пригласили работать на кафедре специального фортепиано. Судьба уже не разлучала ее с Михаилом Акимовичем, на долгие годы они стали коллегами, соратниками, друзьями.
Какое-то время Людмила Ивановна совмещала преподавание с исполнительством. Давала концерты, собиравшие поклонников фортепианного искусства. Ее привлекала русская музыка, она обожала творчество Сергея Рахманинова, и его произведения в ее исполнении звучали божественно. Манера пианистки восхищала страстностью, эмоциональностью. Играла, как и жила: дышала полной грудью, радуясь жизни… А позже полностью посвятила себя педагогической деятельности в Уфимском государственном институте искусств. В течение шести лет Людмила Алексеева возглавляла кафедру специального фортепиано, продолжала и развивала традиции основателей уфимской фортепианной школы Михаила Зайдентрегера и Александра Франка.

С Михаилом Зайдентрегером.

За свою почти полувековую педагогическую деятельность Людмила Ивановна воспитала более двухсот учеников. Многие из них стали известными, титулованными музыкантами, выступают и работают во всех уголках земного шара. Причем профессор Алексеева не просто обучала игре на инструменте, она давала глубокое музыкальное образование. Неудивительно, что многие ее воспитанники стали композиторами, дирижерами, органистами…
Ее обожали все. Настоящее имя – Люция, но издавна как-то закрепилось – Людмила. За глаза, а близкие друзья и в прямом общении нежно и ласково называли – Люся. Люся была главным авторитетом и для уже маститых музыкантов. Как вспоминают коллеги, не секрет, что именно перед ней обыгрывали свои концертные программы такие звезды, как Вадим Монастырский, Игорь Лавров. Людмилу Ивановну знали во всей республике, она выезжала в города с концертами, лекциями, методической помощью.
И при всем этом находила время для любимой живописи, скульптуры. (Здесь, думаю, важную роль сыграли любовь, забота со стороны мужа Анатолия Львовича Легкоты, тоже неординарной личности.) Простая деревяшка, коряга превращались в волшебных Люсиных руках в произведение искусства – змееголовую Горгону, русалку, Леду, цыганку…
В некоторых живописных и скульптурных работах угадываются черты любимой дочери Ирины. Мама – пианистка, музыкальный педагог, папа – хоровой дирижер. Как в такой семье не заболеть музыкой! У девочки рано проявились незаурядные способности, что в конце концов привело в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Расстаться с доченькой в одиннадцать лет – это испытание, драма, жертва. Но жертва оказалась не напрасной. Ирина окончила Московскую консерваторию, аспирантуру, стала замечательной пианисткой, концертмейстером. Сейчас живет и выступает в Великобритании. Не раз приезжала в Уфу, участвовала в фестивале, посвященном памяти мамы. Играла в Шаляпинском зале, где каждый квадратный сантиметр помнит Люсю.
Каким педагогом и человеком была Людмила Ивановна? Я попросила поделиться воспоминаниями ее любимого ученика, в недавнем прошлом – главного дирижера Башкирского государственного академического театра оперы и балета, народного артиста Башкортостана, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая Маска», ныне – главного дирижера Большого театра Беларуси Артема Макарова. Вот что он написал, обобщив, на мой взгляд, мнения учеников Людмилы Алексеевой всех поколений:
«Наверное, в жизни каждого музыканта должен быть такой самый важный и главный педагог, Учитель, каким для меня стала Людмила Ивановна Алексеева. Без преувеличения она открыла для меня музыку, научила слышать и «видеть» ее во всем многообразии оттенков и деталей. На уроках была всегда очень комфортная атмосфера, она находила ключик к каждому ученику, раскрепощала, больше хвалила – хотелось заниматься и играть. Еще в годы учебы я часто слышал фразу: «У Алексеевой начинали играть все». И это было действительно так! Она всегда очень умело подбирала репертуар, в котором ученик мог раскрыть свои лучшие стороны. Безусловно, ее конек – это композиторы-романтики: Рахманинов, Шопен, Скрябин. У меня и по сию пору сохранились ноты ноктюрна Шопена, который я играл, с ее пометками чуть ли не в каждом такте (там и про темп, и про динамику, и про туше, и про педаль). Иногда, наоборот, давала полную свободу, и это здорово развивало, подталкивало на то, чтобы думать, искать и находить какие-то идеи и нюансы самому. Буквально пару раз, кажется, на концерте педагогов, я услышал Людмилу Ивановну за роялем и просто поразился: она играла, казалось бы, несложные мазурки Шопена, но каким звуком и как тонко, проникновенно! Период, в который я учился, сама Людмила Ивановна называла «золотым» в своей педагогической карьере. И правда, столько талантливых имен: Тимур Исмагилов, Нэлли Фаттахова, Марина Ефремова, Раушана Хамидуллина, Тимур Шаповалов, Шамиль Абдраков. Для каждого из учеников она находила место в своем сердце, любила и относилась с необыкновенной теплотой. Я очень подружился и с Людмилой Ивановной, и с ее супругом, ее рыцарем, можно сказать, Анатолием Львовичем Легкотой, который во всем ее поддерживал, полностью освободив от бытовых проблем. Это был необыкновенный союз противоположностей по характеру, с одной стороны, но и во многом схожих по взглядам и интересам людей – с другой. Самое главное, что они любили и ценили друг друга. Людмила Ивановна, безусловно, человек искусства. Живопись, скульптура, поэзия... Она просто купалась в этом, сама писала картины, вырезала деревянные скульптуры… Те, кто бывал в ее доме, поймет меня. Мне кажется, многие ее ученики будут похоже говорить о Людмиле Ивановне, и объединить все эти высказывания будет огромной благодарностью судьбе за встречу с удивительной женщиной, прекрасным музыкантом и педагогом Людмилой Ивановной Алексеевой!»
Артем Валентинович – в свое время стал музыкальным руководителем большинства резонансных постановок в БГАТОиБ. Одновременно Артем – прекрасный пианист. В любой момент, когда возникнет необходимость, он готов сесть за рояль и стать концертмейстером-аккомпаниатором, провести сольный концерт вокалиста и так далее… В этом мы не раз убеждались во времена строгого карантина, наслаждаясь онлайн-концертами. Уроки Людмилы Ивановны живы!
Почти шестнадцать лет прошло с того дня, как перестало биться сердце Людмилы Ивановны Алексеевой. Но каждый уголок Уфимского государственного института искусств, сердце каждого, кто знал ее, учился, работал с ней, пропитаны нежной памятью об этой удивительной женщине, овеяны светом ее души. Какие замечательные, символичные апухтинские строки подобрали Ирина и Анатолий Львович для ее надгробия, просто слышится голос Людмилы Ивановны:
О, не грусти по мне! Я там, где нет страданий.
Забудь былых скорбей мучительные сны.
Пусть будут обо мне твои воспоминанья
Светлей, чем первый день весны.

Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.

Дата создание новости 12-03-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 45     Номер: 17(13761)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.