$ - 92.0134
€ - 98.7187

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Рецепт счастья от Галины Сабировой



Буквально в канун Международного дня театра отметила день своего рождения удивительная женщина, свою жизнь посвятившая театру!
Балерина, педагог, репетитор, заслуженная артистка Башкортостана и Таджикистана… О Галине Георгиевне Сабировой говорить легко и  приятно, потому что она – красивый, добрый, душевный человек. И путь ее в балетном искусстве такой же добрый и красивый. В то же время это удивительно скромная женщина, не любит, когда о ней говорят, тем более хвалят. Вот об учениках – пожалуйста!


Пройдя все ступени балетного исполнительства, Галина Георгиевна передает опыт, мастерство и все, что почерпнула из общения с великими мастерами, как педагог-репетитор. Молодые артисты, жадно впитывая науку, воплощают прекрасные принципы на сцене. Главный из них состоит в том, что балетная техника не самоцель. Виртуозное владение техникой классического танца лишь раскрепощает тело, чтобы всецело отдаться созданию образа, передать все оттенки переживаний и чувств героев. Потому что балет – это человеческая душа, а не демонстрация трюков. Балет, раз и навсегда войдя в жизнь Учителя и учеников, становится центром и смыслом всех устремлений.

Начало


Галина Сабирова родилась и росла в Душанбе. Ей исполнилось десять лет, когда мама привела ее в детскую балетную студию при местном театре оперы и балета. Преподавали замечательные педагоги, которые окончили Ленинградское училище, сами были прекрасными балеринами.
Через год приехала комиссия из Москвы, был отбор, и Галину направили учиться в Московское хореографическое училище. Девочка попала в класс Людмилы Ивановны Богомоловой, ведущей балерины Большого театра. Она часто водила детей на спектакли. Галина Георгиевна до сих пор помнит те впечатления. Восхищалась Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой, Майей Плисецкой… Ей повезло: успела увидеть Раису Стручкову в роли Золушки! А Принцем был несравненный, красивый Геннадий Ледях. Один из лучших характерных танцовщиков Николай Симачев потом преподавал в училище народно-сценический танец. Сохранились яркие воспоминания и о самом театре, зрительном зале с шикарными креслами, позолоченными ложами, люстрами…

Опыт – дело наживное


После окончания училища Галина вернулась в родной город. Прошла все исполнительские ступени, начиная с кордебалетной свиты королевы. Богатство репертуара театра позволило познать и прочувствовать разные хореографические стили, все аспекты классического танца. Это было время работы с замечательными людьми, великолепными мастерами. Они оставили глубокий след в жизни, помогли понять искусство хореографии.
Самобытным балетмейстером была Любовь Алексеевна Серебровская. Великолепно поставила балет Кара Караева «Тропою грома». Еще студийкой Галина была занята в танце маленьких арапчат. Потом главным балетмейстером стал Виктор Хансович Пяри. Он запомнился как большой профессионал и сторонник очень строгой дисциплины – артистам объявляли выговор за малейшее опоздание. Он поставил «Эсмеральду», «Шахерезаду», «Спящую красавицу», вел все классические спектакли. Потихоньку молодую танцовщицу вводили в сольные партии. Вскоре труппа выехала на гастроли за границу, и там она уже танцевала Седьмой Вальс и Мазурку в «Шопениане».
Позже в театр приехал тот самый Геннадий Васильевич Ледях. Он поставил балет «Дон Кихот». Сам великолепный Базиль, один из лучших в Большом театре, он прекрасно знал спектакль, мог подсказать тысячу нюансов в каждой партии. Геннадий Васильевич много работал с Галиной, и ее утвердили на роль Китри.

Фортуна продолжает одаривать


Еще один подарок жизни – встреча с Натальей Дмитриевной Касаткиной. Она готовила в Душанбе спектакль «Сотворение мира» Андрея Петрова. Хореография была необычной, выразительной, но давалась трудно: считалась современной пластикой. Галина была счастлива, когда Наталья Дмитриевна выбрала ее для исполнения главной партии – Евы, причем в первом составе.
Запомнились дни пребывания в Москве в труппе Касаткиной – Василева. С педагогом Натальей Михайловной Таборко Галина готовила концертную программу. Опять-таки счастливый случай, убеждена Галина Георгиевна, потому что эти люди – профессионалы, влюблены в свое дело, просто одержимы, заражают своей энергетикой, убежденностью, что балет – высокое искусство, что в танец нужно вкладывать душу, думать об образе, а не только о технике.
Однажды Наталья Михайловна пригласила Галину к себе домой и много, страстно говорила о балете.
- Как ужасно, – восклицала она, – когда балерина танцует и ясно, что вот сейчас она будет делать пируэт! Надо смотреть Уланову, которая незаметно и естественно уходит в пируэт – просто потому, что хочет отвернуться от партнера, грустит или смущается... Движение не ради движения, а чтобы выразить чувство, переживание!
В Душанбе Сабирова станцевала главные свои партии. С удовольствием выходила на сцену в «Кармен-сюите». Любила Никию в «Баядерке» – образ насыщенный, глубокий, драматичный. Ей даже повезло работать с Натальей Дудинской и Константином Сергеевым – они приезжали ставить фрагмент из «Раймонды» Александра Глазунова.

На уфимской сцене


Вскоре жизненные обстоятельства сложились так, что Галина и ее муж Бахрам Юлдашев переехали в Уфу, стали танцевать в Башкирском театре оперы и балета. Это было в 1988 году. Незабываема встреча с легендарной Зайтуной Агзамовной Насретдиновой как с педагогом-репетитором.
Одновременно из Душанбе приехал Музаффар Аслидинович Бурханов, неизменный партнер выдающейся таджикской балерины Малики Сабировой. Он поставил в Уфе балет «Тысяча и одна ночь» с Галиной Сабировой и Бахрамом Юлдашевым в главных партиях. Премьера прошла с успехом.
Танцовщиков из Душанбе в башкирской труппе встретили дружелюбно, и они станцевали ведущие партии во многих балетах: «Жизель», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Сильфида», «Конек-горбунок». Директором театра был Али Бикчурин, он приглашал интересных балетмейстеров, с которыми приятно было работать: Геннадий Мельников, Дмитрий Корнеев, Ирина Хакимова, Лариса Исакова…

Счастье – в успехах учеников


Педагогическая работа – своего рода продолжение сценической жизни. Это приносит счастье и удовлетворение. В родном театре радуют успехами ее воспитанники – народный артист Башкортостана Олег Шайбаков, заслуженная артистка Башкортостана, лауреат и дипломант международных конкурсов Лилия Зайнигабдинова. Ирина Сапожникова, заслуженная артистка Башкортостана, лауреат международных конкурсов, под педагогическим крылом Галины Георгиевны с училищной поры. Успешно начала свой профессиональный путь на уфимской сцене, восемь лет танцевала в Приморском театре оперы и балета, филиале Мариинки. В 2021 году вернулась в родной БГАТОиБ. Ильнур Гайфуллин – ныне солист Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Все они блистательно выступили на только что закончившемся Нуреевском фестивале в концерте открытия и в спектаклях.
– Какие у Вас увлечения в жизни? – спросила я Галину Георгиевну.
– Кроме балета, никаких! – искренне воскликнула она. – Театр, училище… Вся моя жизнь связана с балетом, с театром. Я счастливый человек, потому что встретила на своем пути много талантливых людей, храню очень теплые воспоминания о дружбе, общении с ними. Рядом со мной молодые, и я участвую в процессе обновления. Мои ученики – мои дети! С ними бывает нелегко, но все равно они придают силы, вдохновляют своей молодостью.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото предоставлены автором.

Дата создание новости 26-03-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 134     Номер: 21(13765)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.