$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«А душа, уж это точно, ежели обожжена,

справедливей, милосерднее и праведней она»



В четвертый раз прошел ныне в столице Башкортостана Всероссийский фестиваль уличных театров «АйДаФест», ныне приуроченный к 450-летию Уфы. Собрав огромное количество поклонников данного вида творчества, фестиваль вновь стал точкой притяжения многих и многих уфимцев. И не только уфимцев, поскольку на наш «АйДаФест» уже традиционно приезжают целые делегации гостей из других городов и весей России. Бросают клич в соцсетях, списываются, затем арендуют автобус, дистанционно договариваются с каким-нибудь хостелом и… айда в Уфу! И вновь уникальная творческая команда нашего фестиваля собрала множество прекрасных участников «АйДаФеста» – афиша была настолько насыщенной, что зрители не успевали перемещаться с площадки на площадку, где выступали приезжие и местные артисты, народ пытался объять необъятное, и у некоторых это даже получалось. Основным стало на фесте креативное пространство «Арт-Квадрат», но были в городе и другие локации, принимавшие шутейный народец. И, несмотря на мощное соседство с двумя другими форумами, проходившими в дни юбилейных торжеств, а это – «Сердце Евразии» и «Уфа звучит!», не считая великого множества прочих событий, «АйДаФест» не потерял ни одного зрителя (напротив, его аудитория приросла новыми фанатами) и не просто выстоял, поскольку палки в колеса ему все-таки вставляли, но и блестяще справился со всеми поставленными задачами, завершившись под гром аплодисментов и овации публики. Какие-то подробности этих «трех счастливых дней» мы поведаем в одном из ближайших номеров, а сегодня просто поговорим с «командармом» фестиваля уличных театров, режиссером Уфимского ТЮЗа, идеологом, создателем и директором театра в гриме De Bufo, руководителем Школы молодого клоуна Анастасией ГАЙНАНОВОЙ, которая в период проведения четвертого «АйДаФеста» вместе с другими не менее замечательными членами дружной команды организаторов дневала и ночевала в «Арт-Квадрате»…
- Анастасия Муратовна, каждый раз наблюдая в фестивальные дни за Вами, понимая, что на Ваши плечи ложится просто неподъемная ноша, я все время задаюсь вопросом: для чего Вам все это нужно? Средств к существованию Вам, я знаю точно (поскольку все вы, организаторы, постоянно вкладываете, добавляете к регламентированному бюджету свои деньги, даже берете кредиты), это не приносит. А приносит массу хлопот и даже подчас мучения… Я понимаю, что Вы фанат искусства уличных театров, Вы ездите по всем фестивалям, аналогичным «АйДаФесту», Вас хорошо знают в тех городах, каковые исповедуют данное направление. Но ведь каждый фестиваль – это множество препятствий, масса потраченных нервов…
- Да, это так, и каждый раз нервов тратится все больше, поскольку мы стремимся разнообразить программу очередного фестиваля, увеличить количество участников, пригласить в Уфу тех артистов, которых она никогда еще не видела. И еще мы стараемся в буквальном смысле слова расширить фестиваль, добавить к нему новые локации. В нынешнем году «АйДаФест» проходил на шести (!) площадках города – помимо «Арт-Квадрата» он захватил в свою орбиту парк «Кашкадан», Сад Аксакова, парк «Первомайский», парк Якутова, парк в Дёме.
- И все-таки, скажите, пожалуйста: для чего Вам все это нужно?
- Если честно, не знаю. Наверное, это все-таки любовь. А рассказать, почему ты любишь тот или иной жанр, направление, как говорят сейчас – движуху, думаю, невозможно… В рассказе что-то потеряется, уйдет обаяние данного вида творчества, быть может, я не смогу передать эфемерность искусства уличного театра…
- Хорошо, тогда расскажите о вещах вполне конкретных. Кто ныне финансово поддержал фестиваль уличных театров?
- Президентский фонд культурных инициатив, Администрация Уфы, «Арт-Квадрат».
- Сколько на сей раз приехало на фестиваль народу?
- Участие в «АйДаФесте-2024» приняло двадцать четыре коллектива, из них двенадцать приезжих, двенадцать наших, было сыграно более сорока спектаклей.
- А количество зрителей считали?
- Да, конечно. В первый день на центральную площадь «Арт-Квадрата» пришли почти восемь тысяч человек, если добавить сюда число тех, кто тусил здесь же на других площадках, таких как «Сквер», «Бокспарк», то получается – больше двенадцати тысяч зрителей. Это очень круто! Потому что на самом первом фестивале у нас за все дни было двенадцать тысяч зрителей, а на нынешнем – сразу за первый столько.
- На следующий год нам ждать фестиваль «АйДаФест»?
- Если честно, мы хотели бы сделать небольшой перерыв. Просто есть причины организационного характера. Они, скажем так, не позволяют нам привезти те коллективы, каковые здесь еще не были и которые мы бы очень хотели показать уфимцам...
- Проблема в основной площадке?
- И не только в ней… Но мы сейчас в раздумьях, это не окончательное решение, еще будем подводить итоги и устроим мозгштурм. А пока… В механике сие называется «усталость материала»… Может быть, я говорю Вам об этом под влиянием минуты, потому как в процессе фестиваля ты понимаешь, что все увиденное на площадках, реакция зрителей стократно перекрывает те негативные эмоции, которые мы испытываем от утомления, возникшего в процессе подготовки события или от отсутствия диалога с какими-то организационными структурами… Но вот мы в дни «АйДаФеста» с режиссером Русланом Абраровым ходили по «Арт-Квадрату», смотрели на фестивальную жизнь, и весь негатив, который нас гнетет, вдруг ушел…
Наверное, это стрёмно звучит, но все происходящее нужно и нам самим, чтобы учиться, расти и развиваться; и зрителям, которые в таком количестве приходят. Почему? – спросите Вы. Я думаю, жизнь становится сложнее для всех, мне кажется, и людям необходимо переключение. И ты замечаешь, что человек, который смертельно, казалось бы, устал, вдруг начинает бегать по всем площадкам, смеяться, предлагать свою помощь организаторам… Какая-то магия происходит, ради которой, наверное, мы и работаем. И такая магия невозможна в любом другом месте, ее носитель именно уличный спектакль, какое-то действие внезапного, а подчас и вовсе случайного энергообмена. Не такого, что вот я официально, все продумав, купил билеты в театр и готовлюсь. А внезапно, когда тебя вдруг накрыло, и произошел этот энергообмен. Я сидела на спектакле «Авиаторы» театра «Микос» из Москвы, придерживала изо всех сил малышню, чтобы она не пыталась приблизиться к приборам. И видела, какими глазами смотрит основной в спектакле артист на зрителей, на этих детей. И как сама публика на действо и его участников реагирует, и понимаю – вот она магия… Или когда артист челябинского театра NEBOLET подошел во время представления к женщине, обнял ее, а она сидит и плачет. И я ее так понимаю. И все ее понимают, все сотни, а быть может, тысяча человек, которые смотрят спектакль! И ты думаешь: наверное, нам сейчас это нужно. Пусть сказанное звучит пафосно, но когда от зрителей идет такой крутой отклик, все постоянно тебе звонят и спрашивают: «Когда будет следующий фестиваль? Мы хотим спланировать отпуск так, чтобы попасть на «АйДаФест», а другие пишут в соцсетях: «Спасибо, мы ждали форум уличных театров, нам это было очень важно!», ты начинаешь думать: нельзя отказываться от идеи, необходимо продолжать!
- По какому принципу формировалась программа нынешнего фестиваля?
- В этом году у нас была задача сделать «АйДаФест» максимально разножанровым. И если раньше мы хотели представить уфимцам, скажем так, различные формы веселья, всего развлекательного, то ныне было решено показать абсолютно разную улицу. Поэтому мы привезли из Санкт-Петербурга «Плохой театр», дабы люди поняли: уличный спектакль может быть и таким. Хотя петербуржцы изначально заявили, что они выступают в помещении. Но у нас они свою именно уличную историю играли на улице, и наша «улица» их поняла и приняла. И приехал московский театр клоунады «Микос», у которого очень мощный реквизит, прекрасные костюмы, огромная пушка, пена и так далее. И мы понимали, что при наличии такого спектакля нам обязательно надо привезти Иру Малышенко с ее камерной новеллой «Воробче». Потому как их яркость и рядом высказывание, в котором человек вдруг из двух коробок и одной лампочки создает целый мир, и то, что в этот момент испытывает зритель – совершенно полярные подходы и полярные эмоции. Я о том, что у нас есть отбор структур взаимодействия, спектакли разной формы (малая-большая) и разных жанров: клоунада, перформанс, сайт-специфик… Мы постарались, чтобы ныне это был не клоунадный, а именно уличный фест, не фестиваль только прикольных спектаклей. Ну да, мы хотели, чтобы зритель понял – это не шоу дураков, как считают иные… Что наши участники рассказывают людям… про душу прямо по Окуджаве: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она»…
- Получилось?
- Да, зритель пришел, понял и задумался.
- Тогда еще раз про душу. Ведь в рамках «АйДаФеста» прошла благотворительная акция…
- У нас подобное было и на самом первом фестивале. Тогда мы не знали, какой будет реакция зрителей, но люди поняли, и мы собрали энную сумму и передали ее для мальчика, которому была необходима операция. В общем, мы все смогли ему помочь. А затем мы от этого отошли, может быть, потому, что пандемия изменила все планы…
Но мы, Театр в гриме De Bufo, постоянно работаем с фондом «Потерь нет», уже больше десяти лет – обязательно ходим к ним с программой на Новый год, в День защиты детей, но не только… И тут мы решили с этим фондом создать совместную историю и предложили нашим участникам специальный проект – аукцион. Каждый артист привез какие-то лоты, скажем, личные вещи, что-то из реквизита спектаклей. И мы продавали перед началом выступления и после него. Зрители покупали все это, забирая себе на память. Все вырученные средства идут в фонд «Потерь нет». Мы еще сами продавали свой мерч – рекламно-сувенирную продукцию. И часть этой выручки также шла в фонд. Эта история связана с его подопечной – девочкой по имени Ильсияр. Она родилась со множественными пороками сердца и церебральным параличом. Врачи говорили, что она сможет прожить месяца четыре, не более… Но малышка оказалась очень сильной, перенесла тяжелые операции на сердце и другую реабилитацию. В четыре года Ильсияр начала самостоятельно ходить, позже – пошла в школу.
А в 2020-м она заболела пневмонией, после которой у нее возникли трудности с дыханием. Сейчас ей нужен инсуфлятор – аспиратор, благодаря которому мама малышки сможет качественно убирать застои в легких, а ребенка не будут мучить приступы кашля и бесконечные бронхиты, перерастающие в пневмонию… В общем, мы собирали деньги на дыхательный аппарат для Ильсияр. Откликнулись все – и артисты, и зрители!
- Да, молодцы!
- Нет слов!..
- Настя, кого бы Вы хотели поблагодарить по итогам проведения нынешнего фестиваля?
- В первую очередь – Уфимский театр юного зрителя, который является постоянным и верным партнером «АйДаФеста». И это не только какие-то реальные, осязаемые вещи – поработать ведущими на площадках, скажем, как Наташа Лысцова, заняться звуком, а это тоже уникальные специалисты из ТЮЗа Василий Якубенко и Наиль Рамазанов, которые не капризничали, без всякой фанаберии, работали под открытым небом с утра и до поздней ночи; естественно, актеров этого театра, выступивших в рамках фестиваля! И особая благодарность ТЮЗу – за моральную поддержку! А еще особая благодарность театральному факультету Уфимского государственного института искусств и лично его декану Рамзису Расимовичу Зайдуллину, он нам помог с реквизитом, с аппаратурой, со студентами. То есть вообще принял огромное участие в фестивале, причем откликнулся и работал с нами дистанционно. Кстати, Рамзис Зайдуллин был главным ведущим на самом первом «АйДаФесте»! Благодарю четырнадцать наших добровольцев, ставших постоянными волонтерами фестиваля! И безусловно, зрителей, которые пишут о нас в своих соцсетях и сильно поддерживают наше детище, голосуя за него… ногами! И конечно, всю замечательную команду фестиваля «АйДаФест», а это Инна Швецова, Юлия Сафина, Руслан Абраров, Рушана Зайнуллина, Ангиза Ишбулдина, Азалия Гиззатуллина, Александр Маврин, Ангелина Кибалка, Валентина Щиблева!
- Спасибо за беседу, Анастасия Муратовна! Удачи и Вам, и очередному фестивалю «АйДаФест»!
- Спасибо, и удачи «Вечерней Уфе»!
Вопросы задавала Илюзя КАПКАЕВА.
На СНИМКЕ: часть команды «АйДаФеста» – Ангиза Ишбулдина, Анастасия Гайнанова и Рушана Зайнуллина.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 6-09-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 70     Номер: 63(13807)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.