Легенды не уходят, Легенды живут
1 октября исполнилось пятнадцать лет с того мгновения, как ушла из жизни Зайтуна Агзамовна Насретдинова… Она оставила этот мир в Международный день музыки… А на следующий день, в день прощания с выдающейся балериной, на сцене Башкирского государственного, ныне академического театра оперы и балета по плану шел спектакль «Лебединое озеро». Даже заменять ничего не надо было, просто посвятили этот спектакль одной из первых профессиональных балерин Башкирии, народной артистке СССР, лауреату Национальной театральной премии России «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство». Все прошло красиво и необременительно, как и при ее жизни.
Она была потрясающе скромной, хотя давно стала легендой не просто нашего театра, а Театра вообще, даже – мирового балетного искусства. Именно так у нее все складывалось с самого начала. Учеба в Ленинградском хореографическом училище, лучшей балетной школе мира, у лучших педагогов. Либретто первого национального балета «Журавлиная песнь» Файзи Гаскаров посвятил ей. В партии Зайтунгуль ее увидел семилетний Рудик Нуреев, и через всю жизнь гений танца пронес восхищение балериной, вдохновившей его на то, что Великий Руди посвятил свою жизнь искусству балета! В этом же образе совершенным и трепетным танцем она покорила Москву во время Декады Башкирского искусства. Четверть века блистала на сцене с единственным партнером, мужем, единомышленником Халяфом Сафиуллиным. Они первыми из труппы в конце 1943 года ездили в Пермь (тогда Молотов) для разучивания с хореографом Ниной Анисимовой главных партий в балете «Журавлиная песнь», премьера которого состоялась в день 25-летия Башкирской автономии.
…После внезапной кончины мужа Зайтуна Агзамовна, как верная птица-лебедь, ни разу не вышла на сцену. Все последующие годы посвятила воспитанию новых «журавлей» и «лебедушек». Среди ее воспитанниц, в танец которых она вдохнула душу и огонь, звезды башкирского балета: Фирдаус Нафикова, Леонора Куватова, Людмила Шапкина, Римма Закирова… А балерину Насретдинову, даже на пике славы, звездой не называли – не было принято. Зато ее всегда называли женщиной-легендой.
Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин первыми из башкирских артистов побывали за границей, в том числе в Англии.
Портреты Насретдиновой писали талантливые художники. Ее обожали Радик Гареев, Юрий Григорович… Юрий Николаевич рассказывал, что в хореографическом училище все мальчишки были влюблены в Зою, Зоеньку (так он ее называл), а однажды они с Халяфом даже подрались из-за нее… О ней трогательно заботился Шамиль Терегулов.
Племянница Зайтуны Агзамовны Гульнара Мингалимова с детства называла ее мамой Зоей. «Я всем-всем обязана ей. Она учила нас быть добрыми, порядочными, благородными», – делится Гульнара. За доброту отвечала добротой, всегда была рядом, помогала. С мужем – врачом-реаниматологом Фидатом Абдулловичем – изо всех сил старались облегчить последние, самые тяжелые месяцы жизни Зайтуны Агзамовны. Она умерла у них на руках.
Зайтуну Агзамовну любили и высоко ценили журналисты и с восторгом писали о том, как она десятилетней девчонкой, не зная русского языка, уехала в Ленинград постигать искусство балета, о ее потрясающих успехах, о дружбе с Файзи Гаскаровым, о ее Зайтунгуль, Лауренсии, Одетте, Жизели, Эсмеральде… О том, как молодо она выглядит и со вкусом одевается… Даже о ее любимце сиамском коте Тимофее, раздражавшемся в те моменты, когда его хозяйка разговаривает по телефону, и возмущавшемся так, что было слышно на другом конце провода… Все артисты балета относились к ней как к родному, близкому человеку.
Зайтуна Агзамовна долго держала верхний край цепочки башкирских балерин: так наглядно представлялась история национальной хореографии – вот Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, а вот истоки – Зайтуна Насретдинова. В общем-то все так и осталось, потому что неизгладимы те страницы большой и яркой книги башкирского балета, которые были вписаны балериной и педагогом Зайтуной Насретдиновой.
Весь мир признал ее заслуги. Международный биографический центр в Кембридже включил ее в энциклопедию великих женщин планеты, а несколько лет спустя присудил за выдающийся вклад в культурные достижения почетное звание «Международный профессионал». Журнал «Балет» удостоил ее приза «Душа танца» в номинации «Мэтр танца». Во время очередного Нуреевского фестиваля великий балетный критик Рене Сирвен, гость этого форума, друг Рудольфа Нуреева, преклонил перед нашей балериной колени, целовал руки, говорил слова признательности и восхищения… И увез с собой в Париж фильм «Журавлиная песнь», в коем Зайтуна Насретдинова исполнила роль Вожака журавлей.
И, как бриллиантовый венец в конце жизни, уже упомянутая Национальная театральная премия России «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство».
А последний эпизод и вовсе как из сказки или, скорее, мифа. Во время церемонии прощания с балериной произошло нечто потрясающее. Когда могильный холмик уже почти оформился, раздалось курлыканье журавлей. В ярко-голубом октябрьском небе все увидели журавлиный клин. Птицы на несколько секунд зависли над местом погребения, затем стали перестраиваться в цепочку и делать круги. Наконец, сделав большой круг, полетели к солнцу и скрылись в его лучах. Что это?! Журавли проводили в последний путь своего Вожака! На глазах у всех взметнулась в поднебесье душа балерины… Таков невероятно красивый финал журавлиной песни великой Зайтуны Насретдиновой. А это значит, что ее легенда продолжается…
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.
Фото из архива автора.
8-10-2024 (0) Просмотров: 49 Номер: 70(13814) Версия для печати