Но память всё же может вечной быть…
Недавно моя внучка-сиротинка сказала мне в утешение: «Никто не живет вечно». А на прекраснейшем кладбище в городе-музее Павловске мы вместе с нею лили слезы над прибранной, украшенной цветами могилой ее матери…
Девяносто лет – прекрасная, насыщенная, долгая жизнь… Да, Анатолий Петрович Иванов около месяца не дожил до своего девяностолетнего юбилея… И автор изданного недавно очерка о нем, педагог хоровой кафедры института искусств Ильдар Канзелевич Багаутдинов не успел поздравить его (а билеты в Петербург уже были куплены…). Не преподнес эту маленькую, такую чудесную брошюрочку с портретом молодого, боевого дирижера-хормейстера Иванова на обложке… И сорок лет работы Анатолия Петровича в Уфимском государственном институте искусств должно было отмечаться в следующем, 2025-м… В сообщении на сайте УГИИ указывалось, что преподавал он здесь с 1985 по 2022 год, пока не уехал в Северную столицу, город своей юности. Безусловно, был одним из авторитетнейших педагогов кафедры, его любили студенты и коллеги. Анатолий Петрович подготовил более 30 специалистов в классе дирижирования, был автором многих научно-методических работ, организатором конференций и постоянным докладчиком.
Сколько бы ни прожил человек, чувство, что это несправедливо, когда он покидает нас – оно рождается, оно бередит душу… От осознания того, что уже никогда мы не обнимемся в вузовских коридорах, не услышим такой характерный для нашего коллеги вопрос: «А ну, скажи, из какой это оперы?..» становится так горько...
Когда Анатолий Петрович еще не отбыл в столь желанный для него Санкт-Петербург, мне часто приходилось задавать на своих уроках вопрос: «Кто самый эрудированный музыкант в УГИИ?» и отвечать на него: «Анатолий Петрович Иванов!» Что касалось истории оперы, самой ее сути – кто когда ставил, кто когда дирижировал, с кем записано на пластинки, на диски, кто из певцов народный артист Советского Союза, кто – России – он знал все! Из наших классов музыка вырывалась «наружу», ее было слышно в коридоре – Анатолий Петрович заглядывал и констатировал: «Дирижирует Самуил Самосуд! Это же «Кащей» Римского-Корсакова, запись 1949 года! Знаменитый баритон, Павел Лисициан поет Ивана-Королевича!»
Конечно, по праву мы звали нашего Анатолия Петровича «ходячей энциклопедией» …
Ушел Анатолий Петрович Иванов 23 июня 2024 года, на девяностом году жизни. Родился он в 1934-м в Фергане, Узбекистане. Окончил Уфимское училище искусств (1965), потом Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс профессора Ризали Минулловны Бикмухаметовой). Работал в Башкирском отделении Всероссийского хорового общества, Уфимском училище искусств. Был руководителем секции классической музыки Уфимского клуба филофонистов. Открыла их сайт: «такого-то числа рассказ о Бородине провел Анатолий Петрович Иванов»…
На встречу всех нас, знавших Анатолия Петровича – настоящих и будущих (под будущими имею в виду, например, учащихся-хоровиков Уфимского училища искусств и студентов кафедры хорового дирижирования УГИИ), собрался полный хоровой класс. У меня, как и у многих присутствующих, на глаза наворачивались слезы…
Такая теплая была встреча! Кафедра хорового дирижирования в лице ее заведующей Алсу Афгановны Хасбиуллиной и других педагогов заслуживают всяческих слов благодарности. Очень тепло говорил от клуба филофонистов друг Иванова, Радислав Мугаллимович Гараев. И о нем мне было известно, дополнились впечатления из статьи «Вечерки» под символичным заголовком «О высоком – в судьбе человека, музыке, технологиях и небе». Это слово – о высоком – относится и к Анатолию Петровичу.
Наверное, самыми трогательными в институтском классе и затем в Греческом зале Башкирского государственного академического театра оперы и балета были выступления внучки Анатолия Петровича Варвары Кузоватовой. Она спела Чайковского – «Скажи, о чем в тени ветвей». Так подходила к ситуации и чистая, откровенная интонация, и какая-то особенная искренность в припеве-рефрене «Любите!..» Оказывается, Варя – лауреат международных и всероссийских конкурсов, после УУИ учится в нашем институте, на вокальном, вновь – класс Наили Габдулхаевны Юсуповой – и очень хорошо поет. Приехав из Петербурга, девочка находилась под неусыпным оком Анатолия Петровича, и ее приучавшего к глубокому, серьезному, профессиональному отношению к Музыке!
Вышеупомянутый очерк об Анатолии Петровиче Иванове называется «Призвание – Педагог». Возник он как Выпускная квалификационная работа. Автор Ильдар Багаутдинов – питомец кафедры хорового дирижирования. Очерк жизни и творчества выполнен тщательно, с любовью, полон деталей, фактов – и в газетном материале их не перескажешь… Конечно, впечатляют крупные вехи – приезд Государственного хора СССР в Уфу (1961) и творческое общение с патриархом отечественного хорового искусства Свешниковым, участие в составе сводного хора в беспримерной акции – исполнении в Уфе «Патетической оратории» Свиридова, дирижер Александр Юрлов (1963), выступление в хоре училища искусств перед Шостаковичем (1964), работа в училище помощником хормейстера у Тагира Сайфуллина… И еще – Иванов присутствовал, когда сам Свиридов работал над своим сочинением с хором Владимира Минина…
В книге Ильдара Багаутдинова целая глава посвящена анализу учебно-методических и научных статей, о каждой – специальный параграф. И дается замечательный вывод – вся жизнь Анатолия Петровича, добродетельного, честного, скромного, доброго и искреннего человека – это подвиг беззаветного служения Музыке.
А Музыка звучала, много музыки услышали мы тем же вечером 4 октября, тоже в память об этом прекрасном Человеке и Педагоге. Привлекший многочисленную публику (в Греческом зале БГАТОиБ просто не хватало стульев), это был душевный, искренний, впечатляющий концерт под названием «Поют мальчишки». Произнес слово об Анатолии Петровиче директор театра Александр Алексеев (тоже, кстати, хормейстер). Наверное, на сайте оперного можно найти программку. Их было не так много, этих мальчишек, но почти каждый сумел показать себя не только в хоре, ансамбле, но и как солист… Думаю, надо их назвать – солистов. Пусть судьба прочнее свяжет ребят с прекрасным искусством! Александр и Тимофей (он играл и на кларнете) Ахметжановы, Алексей Падалко, Оскар Файзуллин, Амир Валиев, Ильяс Боташев… В ансамбле под названием RADAS добавились также Елисей Десяткин, Ярослав Лопатовский, Александр Поздняков, Роман Тимербаев и Матвей Трофимов. Думаю, традиции хорового дирижирования достойно продолжатся, когда есть такие юные и увлеченные и их такой молодой наставник – руководитель Хора мальчиков и юношей при Башкирском государственном академическом театре оперы и балета, лауреат международных и всероссийских конкурсов Клим Калитов.
К мальчишкам присоединились концертмейстер Камила Зеленина, женский ансамбль COSTA DIVAS, виолончелистка Светлана Корепанова, солировали также Софья Пстыга, Альбина Саяхова, Гульназ Сахабутдинова, Айдар Абузяров…
Vita brevis ars longa – «Жизнь коротка, искусство вечно» – пусть не покажется трюизмом, избитой истиной это латинское крылатое выражение...
Светлана ПЛАТОНОВА.
Фото предоставлены УГИИ и оперным театром.
Фото предоставлены УГИИ и оперным театром.
15-10-2024 (0) Просмотров: 120 Номер: 72(13816) Версия для печати