$ - 96.9104
€ - 100.6751

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Роберт ЮЛДАШЕВ: «Курай для меня – проводник в Вечность...»



Народный артист Башкортостана, кураист-виртуоз Роберт Юлдашев и этно-группа «урайсы» – легендарные музыканты, черпающие вдохновение у природы и от общения с любимыми слушателями, приготовили грандиозный праздник для широкой аудитории и представителей разных культур, живущих в Башкортостане. В итоге столица нашей многонациональной республики стала местом,
где с 7 по 9 февраля пройдет масштабный Фестиваль музыки и танца «Музыка ветра». Он обещает стать событием в культурной жизни нашего региона и России. В течение этих дней уфимцы и гости города станут свидетелями трех уникальных проектов, каждый из которых встраивается в единое действо. Состоится все в ГКЗ «Башкортостан».

В первый день фестиваля, сегодня, а он пройдет под знаком Музыки, команда «урайсы» Роберта Юлдашева будет играть в расширенном составе, с участием Государственного академического симфонического оркестра РБ. Прозвучат известные композиции группы в формате World music, премьеры композиций и саундтреки из мирового и российского кинематографа, произведения Эдуарда Артемьева, Ханса Циммера, Джона Уильемса, башкирских композиторов Урала Идельбаева, Азамата Азнагулова.
Во второй фестивальный день, 8 февраля, зрителей ожидает программа, в которой будет царить Танец во всем его многообразии. Под сопровождение курая Роберта Юлдашева выступят известные коллективы Guzal Dance, Театр танца из Стерлитамака, ансамбли «Солнышко», «Дарман», танцевальный коллектив под руководством Регины Агиловой, а также дебютанты, еще открывающие свой путь на большую сцену, ансамбль кыл-кубызистов (Абзелиловский район), семейное трио (Бакалы), Хамза-проект (Гафурийский район), Урал-тау (Белорецкий район).
И финальный день фестиваля, 9 февраля, явит зрителям яркое шоу, которое объединит и музыку, и танец. Программа «Музыка ветра», с которой группа «урайсы» проехала гастрольный тур по городам России, представит вниманию публики полюбившееся зрителям костюмированное этно-шоу: динамичный инструментал, ударные этнобарабаны, соло курая. Специальный гость третьего фестивального дня – заслуженная артистка Башкортостана Екатерина Ямщикова.
***
А теперь побеседуем с самим Робертом Юлдашевым.
– Некогда, рассказывая о фестивале классической музыки, пианист Денис Мацуев отметил: «Мы не только играем музыку, мы воспитываем вкус к ней». Можете ли Вы то же самое сказать об этномузыке?
– Я слушал много музыки мировых мэтров и могу сказать, что она действительно не только способствует воспитанию вкуса, воспитанию души, но и формирует отношение к происходящему вокруг, к людям, к окружающему миру. Что касается нашей музыки, мы просто делаем свое дело, вкладывая в это сердце, а то, что идет от сердца, не может быть не услышано.
Этномузыка, которую мы играем, думаю, будет интересна и созвучна тем, кто ищет себя, старается найти связь со своим внутренним я. Такая музыка является сильнейшим средством воздействия на душу человека…
– Сегодня у нас в республике проводится немало фестивалей. «Сердце Евразии», «Классика над Белой рекой», «Романтика осени», «Дервиш рухы+». В чем, по-Вашему, неповторимость фестиваля «Музыка ветра»?
– В мире много национальностей, их культура, язык – это подарок Всевышнего. У каждого языка – свое звучание, свои вибрации. Вспомним, что у каждого народа свои традиционные узоры, орнаменты – это тоже своего рода вибрации. И есть национальные музыкальные инструменты – символ духовного богатства народа, кладезь вековой мудрости предков. На нашем фестивале мы хотели бы объединить музыкантов, которые несут в себе исконно народную культуру, растворяются в музыке, становясь ее проводниками. И наша задача – бережно донести до слушателя эти вибрации, настроить человека на добро, свет, созидание, гармонию через музыку, пробуждающую родовую память предков, возвращающую к истокам. Прежде чем делать свой фест, нам довелось поездить по миру, мы были на фестивалях, которые создаются настоящими фанатами этой музыки, мы не понаслышке знаем об особенностях программы таких форумов. Отличительная черта нашего проекта – объединение музыкантов, исполнителей, у которых есть вот эта аутентичность, запакованная в формат World music, доступная для слушателей всех национальностей и носителей различных культур. Если мы говорим на родном языке, стараемся сохранить свою культуру, традиции, народную музыку, песни, танцы, эпос, кубаиры, предания, то тогда все это останется после нас. И задача фестиваля – сохранение и популяризация культурного наследия и древних музыкальных традиций многонационального народа нашей республики.
…Когда мы только создавали команду, безусловно, рождались вопросы: нужны ли мы, наша музыка кому-то? Поэтому я хотел объединить на площадке феста нашу молодежь, которая держит в руках древние инструменты, и сказать ей: «Вы очень нужны, вы делаете большое дело, просто сейчас этого не замечают… Но придет время, и вы поймете, что наша музыка – это востребовано, это глубоко, это океан, целая вселенная»…
– Как происходил отбор произведений, которые прозвучат в рамках фестиваля? Насколько это сложно?
– Мне иногда бывает достаточно несколько звуков, которые издает музыкант или вокалист, чтобы понять, слушать дальше или нет. Это первое впечатление, потом смотришь в глаза исполнителя, которые горят или не горят… Все происходит на уровне сердца. Процесс, скажем так, абсолютно не сложный, а очень приятный. Я вспоминаю мою первую встречу с Владимиром Теодоровичем Спиваковым, когда поехал к нему в Дом музыки в Москве. Через помощников передал, что прибыл издалека и у меня древнейший музыкальный инструмент, я бы хотел на нем сыграть. Таким образом я попал в кабинет маэстро. Поздоровались, он говорит: «Ну, покажите, с чем Вы приехали». Я начал играть, сыграл совсем небольшой фрагмент. Владимир Теодорович говорит: «Достаточно, очень интересный инструмент, теперь давайте посмотрим Ваши ноты». Он посмотрел ноты и начал дирижировать. «Давай, играй», – говорит. А ноты были написаны на четыре четверти, а он дирижировал на три. Я остановил его. «Там же написано на четыре четверти…» Он улыбнулся и ответил: «Да? Ну тогда приходите завтра на репетицию». Таким образом, буквально за пять минут общения Спиваков понял все и пригласил меня поработать вместе.
– Волнуетесь перед фестивалем? Или за столько лет у Вас отработаны все механизмы, исключающие нештатные ситуации?
– Думаю, это приятное волнение. Если его нет, то это не совсем хорошо. Когда волнуешься, мобилизуются все ресурсы. Главное, чтобы это было в разумных пределах. Конечно, бывают и непредсказуемые моменты, но мы всегда стараемся настроиться и максимально подготовиться заранее. И непременно перед каждым нашим выступлением попросить помощи у Создателя.
– Вы объездили немало стран, какие отзывы людей о звучании курая для Вас наиболее ценны?
– Мне запомнилась восторженная зрительница, которая зашла за кулисы после концерта в Ла Скала, где мы выступали с обладателем «Грэмми» Ильдаром Абдразаковым. Мы общались через переводчика, у нее глаза горят, она рассказывает: «Когда Вы играли (я играл на тростниковом курае), я слушала с закрытыми глазами и увидела горы, зеленые-зеленые горы, такие, которые у нас на севере Италии». Она говорила об Альпах. А я играл про Башкортостан, про Уральские горы. И меня поразило то, что есть разный уровень слушателей, которые могут вместе с музыкантом уловить эту трансляцию без всякого видеоряда, никакой экран не нужен. Если музыкант играет сконцентрированно, его игра несет какой-то образ, то многие слушатели могут это считать и почувствовать.
…Недавно мы с большим туром ездили по всей России. Одна женщина написала после концерта: «В этой музыке, исполняемой группой «урайсы», есть огонь, которого нам всем не хватает сегодня. Огонь любви, огонь благодарности за то, что мы просто живем на этой земле, в этой стране…»
Нам всем так не хватает этого огня, этого тепла, мягкости по отношению друг к другу, к окружающему нас миру…
– Некогда композитор Салават Низаметдинов рассуждал о том, что настоящий художник, творец всегда одинок. «Мир творчества - то, что ты хочешь увидеть. Реальный мир – это то, что ты видишь. Мир творчества – личный, никто не смеет на него посягнуть, никто не смеет его отобрать…» – говорил Салават Ахмадиевич. А что для Вас творчество? И что питает его, вдыхает в него жизнь?
– Я считаю, не совсем правильно, когда человек говорит: «Это я сочинил, я создал». Уверен, чувствую: мы просто проводники, через нас приходит музыка свыше, и она предназначена для нашего мира, чтобы сделать его лучше. Если вы настроены на эту связь, Всевышний вам дает такую возможность написать, создать, сочинить нечто прекрасное. Поэтому творчество для меня – это связь с Ним. Это связь может быть через любимых людей, через ту красоту, которую Он создал. К примеру, идешь по улице, видишь вдруг улыбку человека, его свет, его радость, и это та энергия, которая тебя тоже вдохновляет на творчество. Музыка ведь способна уносить, быть может, даже возносить человека за пределы времени и пространства. Для меня цель музыки лежит за пределами земной жизни, как и цель пребывания человека на земле.
– Мне кажется, что люди сегодня стали больше и чаще слушать музыку. В суете городских буден почти все ходят с наушниками. Но многие предпочитают легкую музыку, фоновую. Этномузыка, на мой взгляд, не самая легкая. Нужно ли делать ее массовой, учить людей слушать ее и понимать?
– Конечно, приятно, что люди слушают музыку, но я считаю, что таковая может быть и полезной, и не совсем. Что касается курая, то польза такой музыки равна вкушению чистой воды, она подобна возможности дышать свежим воздухом. Это природные вибрации, которые благотворно влияют на человека. Этномузыка может быть разная. Кураю подвластно все – от тонкой лирики до драматизма. У нас есть опыт выступлений как на камерных сценах, так и на огромных стадионах. Курай – удивительный музыкальный инструмент, который может по-разному звучать. И я думаю, что он один из тех инструментов, которые наиболее близки к человеческому голосу – по возможностям, широте звучания. Нужно ли делать такую музыку массовой? Не знаю. Мы просто занимаемся любимым делом, а как в итоге получится, не мне судить. Конечно, если бы больше людей слушали этномузыку, они бы были настроены на более тонкие частоты, а значит, были бы лучше, выше, чище и добрее друг к другу.
– Чего Вы не приемлете в творчестве?
– Я благодарен Создателю, что у меня на пути повстречались подлинные наставники, один из которых Мирзакарим Санакулович Норбеков (узбекский и российский деятель нетрадиционной медицины, писатель, доктор психологии – З.С.). У него такой девиз: «Знать, любить, созидать». Он пропагандирует то, что каждый из нас может двигаться путем озарения, созидания. Если ты что-то делаешь, создаешь, занимаешься творчеством, значит, через тебя могут прислать какую-то информацию или музыку. Поэтому есть те, кто движется путем озарения, а есть те, кто копирует кого-то, выдавая чье-то творчество за свое… Не говорю, что не приемлю их, я просто отношусь к этому с принятием.
– Роберт, в чем Ваше главное предназначение как музыканта?
– Однажды я был в мечети и вдруг погрузился в состояние, которое принесло вопросы: правильно ли я иду, своим ли делом занимаюсь? И как раз в этот момент в WhatsApp прислали одну фотографию и написали: «Роберт, это тебе подарок». Я открыл фото, и у меня мурашки по телу побежали. Там такая подставка, на которую кладут катану – длинный японский самурайский меч. Люди знают, что один из моих самых любимых фильмов – «Последний самурай». И вот на фото – стилизованная подставка, специально сделанная для курая. Я в этом увидел некий символизм, как будто мне сказали свыше: «Да, это твой инструмент мира, любви и добра. Ты верным путем идешь». Есть такая древняя притча. Три человека ворочают камни, все они делают одно и то же дело. У первого спрашивают: «Ты что делаешь?» Он отвечает недовольно: «Спину гну, горбачусь». У второго спрашивают: «А ты что делаешь?» Тот важно говорит: «Я деньги зарабатываю. У меня семья, дети». Третьему этот же вопрос задают. Он, смотря в небо, отвечает: «Я храм Всевышнего строю». Мы бы очень хотели дойти до этого уровня, когда музыка становится служением. Великий Бетховен сказал: «Музыканты – слуги Господа», – это наш идеал.
Беседовала Зиля БАЙМУРЗИНА.
Фото предоставлено автором.

Дата создание новости Сегодня, 07:00   Комментарии (0)   Просмотров: 1     Номер: 8(13843)     Версия для печати

04 февраля 2025 г. №71(13842)


«    Февраль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.