$ - 88.1676
€ - 92.0152

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Отмеченная Знаком Свыше



Особый день рождения отпраздновала 7 февраля балетмейстер-постановщик, режиссер Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова, заслуженный деятель искусств РБ, заслуженная артистка Башкортостана, лауреат Всероссийской театральной премии «Арлекин» Рамиза МУХАМЕТШИНА.
Коллектив филармонии сообразно экстраординарному образу самой юбилярши преподнес Рамизе Санировне достойный подарок – видеопоздравление с антропонимическими описаниями ее имени. Самые яркие определения: роскошная, артистичная, мудрая, интеллигентная, загадочная...
И действительно, все эти эпитеты как нельзя лучше помогают нарисовать образ героини нашего сегодняшнего очерка.
Если опустить антропоминику, то Рамизу Санировну хочется наделить еще большим количеством определений – уникальная, незаурядная, экстравагантная... А на просторах Всемирной паутины нашлось следующее обозначение имени Рамиза – «отмеченная знаком свыше»...
Особый интерес к ее персоне уже неоднократно выливался в разного рода публикации – «полнометражные» статьи, зарисовки, эссе...
Рамиза Мухаметшина – личность, хорошо известная далеко за пределами родного Башкортостана. Солистка в свое время коллектива с мировым именем – Государственного академического ансамбля народного танца республики имени Файзи Гаскарова, балетмейстер-постановщик многих театров и Башкирской филармонии, хореограф-философ с оригинальным мировоззрением, театральный и концертный режиссер-постановщик, а в последнее время – режиссер по пластике и пластическому решению сценического пространства и психофизики действия.
Вот о новых достижениях Рамизы Мухаметшиной и хотелось бы рассказать сегодня.
– Рамиза Санировна, как известно, режиссер по пластике как отдельная фигура в отечественном театре появился относительно недавно. Вы же одна из немногих, кто внедрил эту профессию в республиканские театры. Более того, активно работаете в этом качестве во многих театрах страны.
– Да, вот так получилось, что на сегодняшний день я из тех режиссеров по пластическому решению, которые в таком масштабе работают по России и ближнему зарубежью. Регионы разные – со своей культурой, традициями, ментальностью... Только в Чувашской Республике у меня состоялось около десяти постановок, в Мордовии – пять...
Иными словами, это не разовая акция. После работы над спектаклем в одном регионе следуют приглашения из других. И их количество растет, расширяется диапазон постановок...
Буквально на днях позвонили из Республики Коми и Карелии. Поеду туда впервые – знакомиться с культурой, людьми, особенностями театральных постановок.
На данный момент работаю в Удмуртии – тоже впервые. Все новые регионы открываются для меня, а я – для них.
– Как же о Вас узнают в разных краях России?
– Театральный мир тесен. Смотрят спектакли, общаются на форумах и фестивалях, делятся опытом, видимо, рассказывают обо мне... учитывая, что я сейчас занимаюсь определенным видом театрального процесса – режиссурой по пластике и психофизике актера, у многих возникает интерес поработать со мной, расширить творческие горизонты. Таким образом, растет моя популярность в театральном сообществе. Мало того, сама как режиссер ставлю спектакли. Набираю себе команду по России. Бывает, что моя постановочная группа – из разных уголков страны. К примеру, художник-постановщик и художник по свету – из Санкт-Петербурга, композитор – с Алтая или из Кабардино-Балкарии. Часто творческие люди сами выходят со мной на связь с предложением поработать, присылают портфолио, и я уже сотрудничаю с новым для меня человеком.
Недавно были звонки из Азербайджана, Чечни – договаривались на будущие проекты. А это уже ближнее зарубежье.
– После работы в гаскаровском ансамбле Вы стали интересны как балетмейстер. Как же пришли к новому виду режиссуры?
– Получив образование балетмейстера и режиссера, стала работать в театрах Уфы. Далее начала вникать в процесс пластического существования артиста, его образности, построения мизансцен, проживания образа героя. Постепенно приобрела определенный навык, став режиссером по пластике. сейчас я в большинстве своем режиссер по пластике и балетмейстер в одном лице. Увлекаясь всем этим, начала потихоньку переходить на территорию режиссера. При обсуждении пьесы и разбора произведения стала заниматься психофизическим действием артиста. Как балетмейстеру для меня важно тело актера на сцене, ведь можно бессловесно выразить то или иное состояние через пластику, эмоцию... И меня это втянуло настолько, что сама стала заниматься постановками как режиссер. В моих спектаклях очень много действия. В некоторых постановках оставляю минимальное количество слов – больше увожу в движение. Погружаю образ в то состояние, когда актер телодвижением и жестами выдает оценочный момент ситуации. Это очень скрупулезная работа, скажу я Вам.
Занимаюсь тем, что очень важно, – энергообменом. Есть определенные практики, которые идут через энергетический обмен, когда работают актеры в команде или в дуэте – что должно между ними происходить. Это тонкая работа, на уровне инстинкта, эмоций, психосоматики.
Сейчас ведь не много тех, кто работает именно через психофизику, поэтому я, наверное, стала для многих режиссеров любопытной персоной (смеется).
В данный момент выпускаю три спектакля в разных регионах: Альметьевск, Чебоксары, Ижевск. В процессе работы включаюсь в этот творческий коридор – я не дожна отвлекаться извне. Поэтому мне очень важен момент погружения в материал, ухожу в него и начинаю там пребывать ровно до того времени, пока не отдалилась от этой территории. Далее мне нужно углубиться уже в другой материал...
– Вы работаете над тремя спектаклями в трех разных регионах в один и тот же период. Они разные по своей сути, драматургии, национальному колориту... Как же Вы переключаетесь от одной постановки к другой?
– Меня часто спрашивают об этом. Для меня самой это необъяснимо. Видимо, самодисциплина. За годы практики приучилась работать параллельно в нескольких спектаклях. В Уфе я работала одновременно в «Нуре», Молодежном театре и БГАТД. К слову, когда едешь из одного региона в другой, от одного спектакля к другому – дорога помогает «поменять картинку» и переключиться. Часто со мной происходит так, что я начинаю творить здесь и сейчас! Некий переход, своеобразная метаморфоза случается в тот момент, когда вхожу в зал и включаюсь в материал. Многие вещи возникают мгновенно. Театр – это живой организм. Артисты все с разным темпераментом. Мне нужно распознать объект – актера, личность, который создает ту или иную роль, раскрыть его образ. Для этого очень много приемов. Порой не получается сразу пробить броню непонимания или нежелания, тогда приходится выводить его на общение разными способами. Особый интерес вызывают актеры, с которыми работаешь впервые... Но все равно раскрываю их внутренние резервы – когда они даже не знали, на что способны.
– То есть Вы пытаетесь вывести артистов на определенный эмоциональный уровень, чтобы они выдали то, что нужно в пластике, реакции и состоянии?
– Для того, чтобы тело заработало! Чтобы вышли из «диванного состояния» и тело начало действовать, говорить без слов.
Если даже актер не соглашается с тем, что я предлагаю, мы можем сесть и обсудить, выслушать друг друга, прийти к общему знаменателю. Многие признаются, что сами не понимают, как пошли за мной, что я гипнотизирую их.
Мне нужно понимать психотип артиста, его темперамент, уровень образованности, интеллект! Поставлена задача – раскрыть образ, и все эти моменты очень важны. Это целый исследовательский путь. Актер, по сути своей, пластилин, из которого режиссер лепит тот образ, который на сей момент необходим. В данном ключе я работаю по системе Михаила Чехова.
Помимо театральных постановок провожу психофизические тренинги для актеров – язык жестов, психофизика действия. Меня часто приглашают на мастер-классы по России. Однажды стала гостьей федерального проекта «Диалог на равных», где известные личности делятся своим опытом работы и творческой практики.
– Раньше ведь не было такой специальности – ре­жиссер-психофизик, режиссер по пластике... В чем же выигрывают теперь постановки, где актеры прошли через ваш курс?
– Потребность в пластическом решении спектаклей была всегда. С развитием театра развивалась и эта специализация. Раньше функции режиссера по пластике выполнял режиссер-постановщик. Некоторым из них такой специалист был не нужен – пластику они ставили сами. Пример тому – спектакль «Ревизор» Всеволода Мейерхольда, который был поставлен в 20-е годы, причем в качестве трагедии... Ведь там каждый жест, каждый взгляд, поворот головы – все выверено! Целая гамма безмолвного проживания, пластического решения.
А режиссер по пластике делает все, чтобы актер, эмоционируя, отдавал энергию, определенный посыл публике. Чтобы зритель был полностью вовлечен в происходящее, погрузился в предлагаемую историю. Зритель – визуалист. Чтобы у актера была хорошая связь со зрительным залом, он должен визуальным образом дать информацию зрителю. А единственный инструмент для этого – тело. Это уже особая подача. Выходя со спектакля, зритель получает определенный допинг, порцию духовной, эмоциональной пищи. Мы работаем, чтобы достучаться до сердец.
– Есть ли особенные для Вас постановки, в которых Вы работали?
– Все спектакли для меня родные. Ну, к примеру, в Алтайском национальном драматическом театре имени Кучияка с удовольствием работала в «Собачьем сердце» по Булгакову и «Последнем из рода Меркитов». В Хакасии – это замечательная постановка «Хубай – сын охотника», где весь спектакль выстроен на национальной пластике. «Василий Теркин» по поэме Твардовского в Музыкально-драматическом театре Республики Коми. В Мордовии ставила «Пургаз», «Качели с небес», «Эрьзя. Летящий к свету». В Чувашии два спектакля – «Салампи» и «Израненная судьба». В музыкально-драматическом театре имени Батырая Республики Дагестан «Аршин мал алан» и «Слуга двух господ»... Да много их. В течение года семь-восемь регионов могу объездить, причем некоторые по два-три раза. Такая кочевая жизнь у меня. Безумно рада этой возможности.
Работаю со многими театрами нашей республики. Это, конечно же, Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури, с которым я сотрудничала более 15 лет. Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима, в котором работаю еще больше. С «Нуром» в сотворчестве были 12 лет. В общей сложности я поставила более 200 спектаклей по России. И это – моя большая гордость и счастье! Особенно после позитивных откликов от зрителей и мастеров сцены! (К слову, за работу в региональных спектаклях Рамизу Санировну неоднократно поощряли Благодарственными письмами от республиканских головных ведомств – О.И.)
К тому же в родной филармонии, помимо основной работы балетмейстера-постановщика, также занимаюсь режиссурой концертных программ. (Здесь автор этих строк, который несколько лет является творческим партнером Рамизы Мухаметшиной, уверенно подтвердит сказанное. В тандеме «режиссер – сценарист» мы создали несколько новых филармонических форматов, которые пользуются успехом у уфимской публики – О.И.)
– И как все успеваете?
– Бывает, сплю всего лишь по три часа... Физическая выносливость у меня с детства. Мне помогает тот факт, что я родом из спорта (кандидат в мастера спорта по легкой атлетике – О.И.). На репетициях работаю по 12 часов. Предупреждаю артистов, что могу увлечься, и при необходимости пусть просят перерыв. Зачастую они не останавливают процесс – погружаются в него полностью. Тем более, работая балетмейстером, лично проводила тренинги в театре и филармонии, это меня всегда поддерживало.
Сейчас у меня обговорены планы на спектакли в регионах на год-два вперед. В принципе, 2026-й у меня уже весь распланирован. В таком режиме работы мобилизуешься. Уставать некогда!
Считаю себя фанатом своего дела. Мне очень интересно то, чем я занимаюсь. Где-то идеализирую свою работу, стараюсь довести до абсолюта, вытягиваю из артистов максимум их возможностей, о которых они даже не подозревали! К слову, мы постоянно на связи – звонят, пишут... Это дорогого стоит!
– Из танцовщицы в балетмейстеры, далее – режиссер по пластике, психофизик, режиссер-постановщик. А что дальше?
– Не предугадаешь. В моей жизни всегда имел место Его Величество Случай! Приятный ли, связанный ли с определенными испытаниями... Но! Случалась ситуация – приходило решение! Мои переживания дали толчок для развития личности. Я не ушла в себя в своих печалях, наоборот, для меня стали открываться новые возможности, которые я использую. Как оказалось, все к лучшему! Сейчас я нашла себя, нашла свое призвание. Получается, что я – штучный специалист! (смеется).
Благодарю Всевышнего за все уроки и возможности!
Беседовала Оксана ИВАНОВА.
Фото из личного архива героини.

Дата создание новости 14-02-2025   Комментарии (0)   Просмотров: 41     Номер: 10(13845)     Версия для печати

21 февраля 2025 г. №12(13847)


«    Февраль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.